Формирование и реализация информационной компетенции учителя
Учитель информатики МБОУ «Гимназия № 4» Никитина Т.Ю.
Учитель математики МБОУ Шиловичская ОШ Духовщинского района Смоленской области Новикова А.И.
В число ключевых компетенций современного учителя входит информационная компетенция, носящая над предметный и общеучебный характер, которая включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).
Компетентность педагогов в области ИКТ можно рассматривать как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности.
Информационная компетентность понимается как способность личности ориентироваться в потоке информации, как умение работать с различными источниками информации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, как умение на основе полученного знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную проблему. Информационная компетентность рассматривается и как основополагающий компонент информационной культуры, которая, в свою очередь, является частью общей культуры личности
Компьютерная компетентность также достаточно широко используется в качестве одной из целей профессионального обучения. Так информационнотехнологическая компетентность не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером. Она представляет собой интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления. Компьютерная компетентность формируется как на этапе изучения компьютера, так и на этапе его применения в качестве средства дальнейшего обучения, профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней личностной зрелости.
Во многом развитию информационной компетенции способствует внедрение в образовательный процесс Интернет. Обладая колоссальными информационными возможностями и, предлагая серьезный набор услуг, Интернет является одним из эффективных средств формирования ИКТ-компетентности учителей, ведь компетентность педагога - это необходимое условие для формирования и развития компетентности обучающихся.
Серьезное отношение к работе в Интернет предполагает переход от концепций "найти хоть что-нибудь" и "найти все что есть" к задаче получить только нужные документы, соответствующие теме запроса.
Перечень компетенций учителя-предметника образовательного учреждения в сфере ИКТ включает в себя следующие моменты:
1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
4. Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций.
5. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий раздаточных материалов, презентаций и др.
6. Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности.
7. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности.
8. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
9. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности.
Очень важно при этом избежать ошибок ИКТ-компетентности учителя:
• недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
• неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;
• несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
• бесплановость, случайность применения ИКТ;
• перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.
Анализируя различные исследования, посвященные вопросам формирования и развития ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. Процесс обучения может быть представлен несколькими этапами.
На первом этапе происходит формирование базовой ИКТ-компетентности, т.е.
формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагогатьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационноуправленческой ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному ис-пользованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом (под процессом консультирования мы подразумеваем «любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант, сам не отвечая за выполнение задачи, помогает тем, кто ответственен за это»).
Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
Решить проблему формирования ИКТ-компетенции учителей-предметников можно организовав в школе творческую группу учителей - добровольную команду единомышленников по формированию общественной поддержки внедрения ИКТ в образовательную деятельность школы. При этом преследуется цель: «через деятельность группы донести до учителей основы работы с информационными и Интернеттехнологиями, современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, а также возможность формирования собственных образовательных коллекций». Членами команды могут являться руководители предметных методических объединений и кафедр, учителя, интересующие данным вопросом, а руководителем - учитель информатики.
Данная точка зрения обусловлена тем, что осуществить серьезную работу по введению стремительно развивающихся ИКТ в образовательный процесс школы одному или двум человекам не под силу, необходимо формировать команду единомышленников, пропагандирующих положительный опыт использования ИКТ и осуществляющих взаимодействие с коллегами из других школ на этой почве.
Опыт работы с педагогами показывает, что степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей - от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.