Цифровой интеллект
(Digital-интеллект)
Т.В. Легарева,
учитель МБОУ «СШ № 17» г. Смоленска
А.И. Новикова,
учитель МБОУ Шиловичская ОШ Духовщинского р-на Смоленской области
Говоря о характеристиках успешного современного человека, мы часто используем такое понятие, как интеллект.
Интеллект (от лат. Intellectus - понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
В середине XX в. стало популярным измерять интеллект, высчитывая его коэффициент (IQ). Фактически это количественная оценка уровня интеллекта человека.
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается
«ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту данного лица (индивида). Определяется с помощью специальных тестов (таких как тест Айзенка).
Психология не стояла на месте, и постепенно пришло понимание, что лишь формальным интеллектом ограничиваться нельзя.
В 90-х гг. XX в. произошла очередная «революция», в результате которой на свет появилась идея эмоционального интеллекта (EQ), описывающая способность человека осознавать свои эмоции и проявлять эмпатию к другим людям.
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач[1]. Относится к гибким навыкам.
Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности[2].
По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным»[3].
Со временем выявилась еще одна проблема: есть целый ряд людей с высоким IQ и EQ, но в то же время неспособных эффективно работать, так как их знание, а точнее — незнание и неумение пользоваться виртуальным миром, социальными сетями и другими digital-инструментами является серьезным ограничением в новой реальности. Таким образом, появилось еще одно требование времени помимо формального и эмоционального интеллекта — digital-интеллект (DQ).
"Цифровой интеллект - это набор социальных, эмоциональных и познавательных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни. Эти способности можно разделить на восемь взаимосвязанных областей
Стремительное развитие науки и техники на рубеже веков, которое продолжается и по сей день, задало новые условия для жизни и работы людей.
Все чаще слышны слова: «изменчивость», «неоднозначность», «лавинообразный поток информации». Умение работать в этой реальности, способность мыслить и принимать решения в условиях неопределенности и избытка информации, выстраивать сетевую коммуникацию за рамками или сквозь возрастные, культурные или географические границы, расширять возможности физического мира за счет мира виртуального — это то, что можно назвать digital-интеллектом.
Именно этот вид интеллекта в очень большой степени определяет эффективность человека в современном мире.
Составляющие digital-интеллекта:
digital-мышление. Информация стала более доступной, но при этом она избыточна, даже «токсична». Раньше ключевой навык был в том, чтобы информацию получить, сейчас — чтобы в ней разобраться, вычленить ее из потока и оценить адекватность источника. Определить по верхушке, тот это айсберг, который нужен в данный момент, или не тот, — важное умение, определяющее digital-мышление; digital-коммуникация — умение выстраивать сети социальных контактов и получать одобрение людей через взаимодействие в новом формате. Уже не раз мы замечали, что люди, которых мы знаем лично, совершенно отличаются своим поведением в сети от того, что было естественно от них ожидать в офлайне: они по-другому раскрываются, могут быть более яркими, харизматичными, эффективнее решать в digital-формате стоящие перед ними задачи; digital-развитие — умение постоянно обучаться, подпитываться в онлайн-среде. Современные самообучающиеся информационные системы постоянно получают обратную связь от пользователей, от других систем, тем самым самосовершенствуясь. Также и человек. Живя в этом мире, он должен постоянно самосовершенствоваться с точки зрения все большего использования новых технологий.
Говоря о развитии цифрового интеллекта у наших детей, можно выделить три базовых уровня: цифровое гражданство — то есть способность использовать цифровые технологии и медиа безопасно, ответственно и эффективно; цифровая креативность — способность стать частью цифровой экосистемы путем создания нового контента и претворяя идеи в реальность с помощью цифровых инструментов; цифровое предпринимательство — способность использовать цифровые технологии и медиа для решения глобальных проблем и создания новых возможностей.
До недавнего времени, из трех уровней лучше всего изучалась цифровая креативность, потому что в школе традиционно в программе преподаются компьютерная грамотность, программирование и даже робототехника, все это — в оптике будущего трудоустройства. Цифровое предпринимательство тоже активно пропагандируется, особенно во многих вузах или последипломных курсах. Но в последнее время мы видим, что все больше внимания уделяется навыкам цифрового гражданства наших детей, ведь это основа их безопасного и продуктивного пребывания в виртуальном мире, и начинать учить им нужно, как только ребенок получает доступ к первому электронному девайсу.
Безопасный интернет, час кода, Единый урок безопасного интернта и т.п.
Выделим основные digital-навыки, которые следует развивать в рамках цифрового гражданства:
Digital-личность
Способность создать и поддерживать здоровую индивидуальность как в виртуальном мире, так и офлайн.
Управление временем, проведенным перед экраном
Способность распределять время у экрана девайса, справляться с мультитаскингом, развивать самоконтроль для предотвращения игровой зависимости и бесцельному «шатанию» в соцсетях.
Противостояние кибербуллингу
Способность распознавать признаки кибербуллинга и правильно на них реагировать.
Кибербезопасность
Способность защитить свои данные с помощью надежных паролей, нейтрализовать разные кибератаки.
Защита частной жизни
Способность правильно распоряжаться собственной частной информацией в сети с целью защиты частной жизни.
Критическое мышление
Способность отличать правдивую информацию от фальшивой, хороший контент от вредного, надежные и сомнительные онлайн-контакты.
Цифровые следы
Способность понимать происхождение цифровых следов
(это электронные письма, тексты, сообщения в блогах, твиты, фотографии, комментарии к видео на Youtube, лайки в Facebook, а также статистика посещения веб-сайта, история поисковых запросов, записи о передвижениях людей, о телефонных звонках) и последствия их снятия в реальной жизни, ответственное к ним отношение.
Digital-эмпатия
Способность проявлять сопереживание к своим собственным — и других — нуждам и чувствам, выраженным онлайн.
С обучением digital-навыкам ждать не стоит, потому что времени на это нет: дети уже полностью погружены в цифровой мир и сами становятся тем, чем наш мир будет завтра. Нам нужно снабдить их необходимыми навыками и поддержать их, чтобы завтрашний мир был комфортным и безопасным для них.
Стремительное развитие цифровых технологий и повсеместное покрытие Интернетом создает массу новых фантастических возможностей.
Эффективность человека в современном мире в большой степени определяет digital-интеллект. Его значимость будет лавинообразно возрастать, и этот вид интеллекта станет неотъемлемым требованием к сотрудникам. Как следствие, надо будет настраивать систему отбора людей и систему обучения. И это вопрос ближайших двух-трех лет.
Итак, формула современной успешной личности:
IQ + ЕQ + DQ
Как нам всем известно из курса математики, от перемены мест слагаемых, сумма не меняется. И все же, какую из этих составляющих интеллекта Вы бы поставили на первое место, для успешного развития человека в современном мире?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.