РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Графики улыбаются»
Составила: Орлова Любовь Сергеевна,
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Графики улыбаются» для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) , (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2016 №1677 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего обшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Учебная программа М. Е. Козина « Сборник элективных курсов. Математика. 8-9 класс». Волгоград. «Учитель» 2007 год.
Курс «Графики улыбаются» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания о преобразовании графиков функций, выходящих за рамки школьного курса.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций, преобразовании графиков.
Задачи:
· закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
· расширение представлений о свойствах функций, их преобразовании;
· вовлекать учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития для оценки своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
В соответствии с учебным планом на изучение элективного курса «Графики улыбаются» отводится в 8 классе – 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые предметные результаты освоения курса
Освоение содержания учебного курса «Графики улыбаются» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
• личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметных:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
- сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Содержание
Проверка владения базовыми умениями
Функция. Свойства функций. Графики элеентарных функций.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком функций.
Геометрические преобразования графиков функций
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + Ьх + с, ее свойства и график.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной функции, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители .
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции — функций у = ах2 + Ь, у = а (х — т)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + Ьх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + Ьх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований
Построение графиков функций вида: у = , у = f, = f (х), .
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение; решение задач.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Графики кусочно – заданных функций
Степенная функция. Свойства степенной функции у = хп при четном и
нечетном натуральном показателе п. Понятие корня n-й степени.
Основная цель — расширить сведения о свойствах функций,
ознакомить учащихся со свойствами и графиком степенной функции.
Учащиеся должны понимать смысл записей вида . Они получают
представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора,
причем выработка соответствующих умений не требуется.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
№ урока в теме |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
|
1. Проверка владения базовыми умениями |
6 |
|
|
1 |
1 |
Способы задания функции |
1 |
|
2 |
2 |
Вычисление значений функции |
1 |
|
3 |
3 |
Область определения функции |
1 |
|
4 |
4 |
Построение графика линейной функции |
1 |
|
5 |
5 |
Нахождение точек пересечения линейных функций |
1 |
|
6 |
6 |
Построение графиков функций |
1 |
|
2. Геометрические преобразования графиков функций |
9 |
|
||
7 |
1 |
Способы задания функции |
1 |
|
8 |
2 |
Свойства функций |
1 |
|
9 |
3 |
Построение графиков функций |
1 |
|
10 |
4 |
Построение графиков функций |
1 |
|
11 |
5 |
Чтение свойств функций по графику |
1 |
|
12 |
6 |
Чтение свойств функций по графику |
1 |
|
13 |
7 |
Графики функций, содержащих модуль |
1 |
|
14 |
8 |
Графики функций, содержащих модуль |
1 |
|
15 |
9 |
Построение графиков функций вида: у у= , у = f, = f (х), . |
1 |
|
|
3. Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований |
6 |
|
|
16 |
1 |
Способы задания функции |
1 |
|
17 |
2 |
Свойства функций |
1 |
|
18 |
3 |
Построение графиков функций |
1 |
|
19 |
4 |
Чтение свойств функций по графику |
1 |
|
20 |
5 |
Чтение свойств функций по графику |
1 |
|
21 |
6 |
Построение графиков функций вида: у = , у = f, = f (х), . |
1 |
|
4. Графики кусочно – заданных функций |
6 |
|
||
22 |
1 |
Графики функций у=ах2+n и у=а (х-m)2. |
1 |
|
23 |
2 |
Графики функций у=ах2+n и у=а (х-m)2. |
1 |
|
24 |
3 |
Графики функций у=а (х-m)2+n. |
1 |
|
25 |
4 |
Графики функций у=а (х-m)2+n. |
|
|
26 |
5 |
Построение графика квадратичной функции |
1 |
|
27 |
6 |
Построение графика квадратичной функции. |
1 |
|
5. Построение линейного сплайна |
8 |
|
||
28 |
1 |
Функция у=хn и её свойства. |
1 |
|
29 |
2 |
Функция у=хn и её свойства |
1 |
|
30 |
3 |
Функция у=хn и её свойства |
1 |
|
31 |
4 |
Функция у=хn и её свойства |
1 |
|
32 |
5 |
Функция у=хn и её свойства |
1 |
|
33 |
6 |
Функция у=хn и её свойства |
1 |
|
34 |
7 |
Презентации проекта «Графики улыбаются» |
1 |
|
35 |
8 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.