Рабочая программа элективного курса "Химия на нашем столе"
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса "Химия на нашем столе"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
химия
8 кл—9 кл
27.06.2022
Рабочая программа элективного курса "Химия на нашем столе"
Рабочая программа элективного курса "Химия на нашем столе" предназначена для обучающихся 8 - 9 классов для формирования устойчивого интереса в области естественных наук.
РП элек курса химия на нашем столе.doc

ПРОГРАММА

по факультативному курсу «Химия для любознательных»

для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений

Соколовская Н.В., высшая квалификационная категория

 

Пояснительная записка:

 

Предлагаемая программа является элективным курсом предметов естественнонаучного цикла, изучаемых по любому из концептуальных принципов: линейному или концентрическому. Программа рассчитана на 18 часов обучения для учащихся 8 классов общеобразовательных школ. Рецензент: Харитонова М.А., директор МОСШ №33, учитель химии высшей категории.

 

Задачи курса:

 

  • Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;
  • Осознание практической направленности наук естественнонаучного цикла;
  • Развитие знаний по химии и биологии, полученных во время изучения базовых курсов;
  • Формирование дополнительных понятий, необходимых при изучении основополагающих и опорных понятий;
  • Способствование в дальнейшем успешному освоению специальностей, связанных с химией и биологией;
  • Развитие представлений о причинах многообразия веществ, их материального единства;
  • Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

 

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания живой природы через изучение многообразия веществ, практической направленности химии как науки, биологической роли химических веществ. Курс включает разделы: основные химические вещества пищи, пищевые добавки, природные токсиканты и загрязнители, химия пищевых производств: состав и процессы, химия рационального питания.

 

Содержание курса «химия на нашем столе» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нем раскрываются дополнительные понятия для расширения сведений химической, физической, экологической, биологической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, который углубляет и расширяет знания школьников о веществах и явлениях, происходящих с ними, о роли веществ в человеческом организме. Особое внимание при изучении курса отводится вопросам, связанным с пищевой ценностью веществ, их биологической роли для человека.

 

Изучение курса предполагает проведение лабораторных работ, демонстрацию опытов, анализ видеоматериалов, дополнительной литературы, подготовку небольших рефератов и сообщений.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Знать:

 

  • Основные характеристики химических веществ;
  • Строение веществ, классификация и их свойства;
  • Способы получения веществ;
  • Методы анализа свойств веществ;
  • Переработка в промышленном производстве и в домашних условиях веществ продуктов питания;
  • Основы рационального питания;
  • Правила по технике безопасности при лабораторных работах.

 

Уметь:

 

  • Характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений;
  • Характеризовать биологическую роль веществ;
  • Использовать полученные теоретические сведения при изучении школьного курса химии и биологии;
  • Ориентироваться в качестве продуктов питания;
  • Пользоваться лабораторным оборудованием, химической посудой, соблюдать правила по технике безопасности;
  • Подготовить сообщение, небольшой реферат;

 

Основное содержание материала:

 

1. Основные химические вещества пищи (10 часов).

 

Белковые вещества: строение и аминокислотный состав белков, классификация белков, свойства белков, пищевая ценность белков, ферменты. Липиды: строение и классификация липидов, основные превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения при производстве продуктов питания. Углеводы: строение, классификация и свойства углеводов, превращения углеводов в технологических процессах, пищевая ценность углеводов. Витамины. Минеральные вещества: макроэлементы, микроэлементы.

Лабораторные работы: цветные реакции белков. Химические свойства липидов, на примере растительного масла. Глюкоза, ее свойства и превращения, происходящие под действием слюны.

Демонстрационные опыты: денатурация белка под действием этилового спирта. Демонстрация различных видов витаминов и их комплексов.

 

2. Пищевые добавки (2часа).

 

Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Вещества, изменяющие структуру и физико–химические свойства пищевых продуктов. Подслащивающие вещества. Консерванты. Пищевые антиокислители. Ароматизаторы.

Лабораторная работа: анализ продуктов питания на содержание в них пищевых добавок.

 

3. Природные токсиканты и загрязнители (1час).

 

Природные токсиканты. Загрязнители. Пищевая аллергия.

 

4. Химия пищевых производств: состав и процессы (3 часов).

 

Зерновые продукты. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал. Масло и жиры. Кондитерские изделия. Овощи, фрукты и ягоды. Напитки. Молочные продукты. Мясные продукты. Рыбные продукты. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке.

Лабораторные работы: воздействие тепловой обработки на различные виды продуктов (сахар, жир, овощи, молоко)

5. Химия рационального питания (2 часа).

 

Химия пищеварения. Основы рационального питания.

Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания

 

 

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Химия на нашем столе» в 8 - 9 классе

 

 

№ в курсе

 

№ в теме

 

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

Основные химические вещества пищи (10 часов)

1

1

Белковые вещества: строение, состав, классификация.

3.09

 

2

2

Белковые вещества: свойства белков, пищевая ценность, ферменты.

10.09

Лаб.раб. цветные реакции на белки.

3

3

Липиды: строение, классификация.

17.09

 

4

4

Липиды: превращения липидов, пищевая ценность масел и жиров, превращения при производстве продуктов питания.

24.09

Лаб.раб. свойства липидов (растительных масел)

5

5

Углеводы: строение, классификация, свойства.

1.10

Лаб.раб. глюкоза и ее превращения при действии слюны.

6

6

Углеводы: пищевая ценность, превращения углеводов в технологических процессах.

8.10

 

7

7

Витамины.

15.10

 

8

8

Витамины.

22.10

 

9

9

Макроэлементы.

29.10

 

10

10

Микроэлементы.

12.11

 

Пищевые добавки (2 часа)

11

1

Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Подсластители.

19.11

Лаб.раб. анализ продуктов питания на содержание в них пищевых добавок

12

2

Консерванты. Пищевые антиокислители. Ароматизаторы.

26.11

 

Природные токсиканты и загрязнители. (1 час)

13

1

Природные токсиканты и загрязнители. Пищевая аллергия.

3.12

 

Химия пищевых производств: состав и процессы (3 часа)

14

1

Зерновые продукты. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал.

10.12

 

15

2

Масло и жиры. Кондитерские изделия. Овощи, фрукты, ягоды.

17.12

 

16

3

Напитки. Молочные продукты. Мясные и рыбные продукты. Основные химические процессы происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменения пищевой ценности продуктов при тепловой обработке.

24.12

Лаб. Раб. воздействие тепловой обработки на различные виды продуктов (сахар, жир, овощи, молоко)

 

Химия рационального питания (2 часа)

17

1

Химия пищеварения.

14.01

 

18

2

Основы рационального питания.

21.01

Лаб. Раб. расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания

 

 

Список литературы:

 

    1. И. М. Скурихин, А. П. Нечаев. Все о пище с точки зрения химика. М «Высшая школа», 1991.
    2.  Л. Аликберова. Занимательная химия. Серия «Занимательные уроки». М «АСТ – ПРЕСС» 2002.
    3. А. С. Егоров, В. Д. Дионисьев, В. К. Ермакова, Н. М. Иванченко, Л. В. Котельницкая, И. Е. Слабченко, К. П. Шацкая, Р. В. Шевченко, К. Д. Шлюкер. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1999.
    4. Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. Биоорганическая химия. Учебная литература для студентов медицинских институтов. М «Медицина», 1985.

 


ПРОГРАММА по факультативному курсу «Химия для любознательных» для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Химия для любознательных» для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений

Основы рационального питания;

Основы рационального питания;

Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания

Лабораторная работа: расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания

Напитки. Молочные продукты.

Напитки. Молочные продукты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022