Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясиновская средняя общеобразовательная школа
имени 30-й гвардейской Иркутско-Пинской дивизии
Рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол № 1от 28.08.2020) |
Утверждена приказом по школе от 31.08.2020 №149-ОД Директор школы ______________Максимова О.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по алгебре
«Основы финансовой математики»
для 10 класса
2020 – 2021 учебный год
Учитель Хор- Оглы Светлана Федоровна
х. Новая Надежда
2020
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по алгебре, предназначена для обучающихся 10 класса и составлена на основе следующих документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
2. ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с последующими изменениями).
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
4. Сборник рабочих программ «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», 2-е издание, дополненное составитель: Т.А. Бурмистрова Москва «Просвещение» 2016
5. Учебный план МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии на 2020-2021 учебный год.
6. Положение МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
7. Образовательная программа общего образования МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии.
8. Календарный учебный график МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии на 2020-2021 учебный год.
Данная программа составлена на 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностные:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, формирование ответственного и заботливого отношения к членам своей семьи, нравственного сознания и поведения в семье;
8) формирование способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
Метапредметные:
1) способность организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов их достижения, определённых руководителем;
2) умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
5) умение работать в команде, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
6) способность определять назначение и функции финансовых институтов, использовать различные финансовые инструменты для повышения благосостояния семьи;
7) способность оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы;
8) умение определять приоритетные расходы, составлять бюджет семьи, осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений;
9) умение соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках, оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
10) способность учитывать финансовые риски в процессе принятия решений, связанных с расходами и сбережениями, на основе информации об инфляции, изменении валютного курса, экономических кризисах;
11) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
12) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
13) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
В результате освоения курса обучающийся научится:
1) читать диаграммы, таблицы и графики;
2) рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов;
3) контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
4) достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом.
В результате освоения курса обучающийся получит возможность научиться:
1) рассчитывать ожидаемую стоимость сберегательного вклада при различных условиях договора;
2) выбирать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитывать процентный доход по вкладу;
3) оценивать стоимость и риск ипотечного кредита;
4) находить информацию об изменениях курсов валют;
5) рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определять, может ли семья позволить себе кредит;
16) воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Модуль 1. «Проценты».
Модуль «Проценты» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач окружающей реальности. Происходит развитие и завершение базовых знаний об увеличении и/или уменьшении на а% и пр.
Основные понятия и определения: проценты, скидка или дисконт, прямая и обратная пропорциональность. Увеличение величины Х на а% - Х*(1+а/100). Уменьшение величины Х на а% - Х*(1-а/100). Нахождение процента от числа. Нахождение числа по известному проценту. Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. Текстовые арифметические задачи на проценты.
Основное назначение этих вопросов связано с повышением общей математической подготовки учащихся, освоением простых и эффективных приёмов решения алгебраических задач.
Модуль 2. «Банк и банковские продукты».
Что такое банк. Простейшая модель банковской системы. Банковские продукты. Вклады. Кредиты. Услуги коммерческих банков.
Модуль 3. «Вклады».
Модуль «Вклады» представлен двумя основными блоками: «Вклады. Простые проценты. Арифметическая прогрессия» и «Вклады. Сложные проценты. Геометрическая прогрессия». Содержание этого модуля нацелено на получение школьниками конкретных знаний о вкладах и способах начисления процентов.
Основные понятия и определения: банк, вклад, вкладчик, взаимоотношения банк-вкладчик, дата начисления процентов, период начисления процентов, проценты, процентные деньги, сумма вклада, основная сумма вклада, процентная ставка, начисляемые проценты, доход по вкладу, простые проценты, сложные проценты, выручка и пр.
Простые проценты и арифметическая прогрессия. Сложные проценты и геометрическая прогрессия.
Применение знаний, полученных в ходе изучения обязательной программы общеобразовательной школы на практике, в повседневной жизни, в том числе методы быстрого счета:
- определение и основные свойства арифметической прогрессии; формула для нахождения суммы её нескольких первых членов и пр.;
- определение и основные свойства геометрической прогрессии; формула для нахождения суммы её нескольких первых членов и пр.
Модуль 4. «Кредиты».
Модуль «Кредиты» представлен тремя основными блоками: «Задачи с заданными условиями выплаты суммы основного долга», Дифференцированные платежи и «Аннуитетные платежи». Содержание этого модуля нацелено на получение школьниками конкретных знаний о различных условиях выплаты кредита. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся финансовой грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей.
Основные понятия и определения: банк, заемщик, кредит, кредитор, взаимоотношения банк-заемщик, дата погашения кредита, дата начисления процентов, период начисления процентов, проценты, процентные деньги, сумма кредита, основная сумма долга, оставшаяся сумма основного долга, период кредитования, процентная ставка, начисляемые проценты, полная выплата в период, выплата суммы основного долга, выплата процентов по кредиту в период, переплата по кредиту, простые проценты, сложные проценты, выручка, авансовые платежи, дифференцированные платежи, шаровой платеж, аннуитетные платежи, и пр.
Анализ графика реальных платежей по кредиту. Дифференцирование задач по типам: задачи с заданным условием платежей суммы основного долга; равномерные платежи суммы основного долга (дифференцированные платежи); равные платежи по кредиту (аннуитетные платежи). Формирование графика платежей по кредиту, включающие расчеты. Методы решения задач: метод двух карманов, описательный метод.
Модуль 5. «Бюджет семьи».
Цели:
- формирование у учащихся первоначальных экономических знаний и умение применять их в семейной экономике;
- вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
- воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления.
Задачи:
- познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
- развивать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
- раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;
- научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;
- сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
- ипотечное кредитование; потребительские кредиты.
Итоговая (проектная) работа:
Анализ межкурсовых связей: математика, обществознание, история, информатика, экономика, технология. Проектная работа.
Организация проектной деятельности предусматривает следующие этапы:
1. Педагог обеспечивает учащихся материалами для ознакомления с возможными темами проектной деятельности: книги; журнальные статьи; интернет-ресурсы; продукты проектной деятельности, выполненные другими учащимися.
2. Консультирование по выбору тем проектной работы.
3. Утверждение тем проектных работ, анализ возможных направлений в пределах конкретного проекта, постановка задач, которые необходимо осуществить к следующему консультационному занятию (постановка проблемной ситуации, определение типа проекта, распределение ролей в пределах группы, если проект выполняется в группе).
4. Консультирование учащихся в процессе выполнения работы.
5. Подготовка к защите проекта.
6. Защита проектной работы.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Тема модуля |
Кол-во часов |
1 |
Модуль I. Проценты. |
6 |
2 |
Модуль II. Банк и банковские продукты. |
3 |
3 |
Модуль III. Вклады. |
8 |
4 |
Модуль IV. Кредиты. |
9 |
5 |
Модуль V. Бюджет семьи. |
6 |
6 |
Проектная работа. |
1 |
7 |
Всего |
33 |
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
|
|
Модуль I. Проценты. |
6 |
1 |
02.09.2020г. |
Проценты. Решение задач. |
1 |
2 |
09.09 |
Деловая игра («Я – экономный покупатель»). |
1 |
3 |
16.09 |
Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. |
1 |
4-5 |
23.09 30.09 |
Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. |
2 |
6 |
07.10 |
Зачёт по теме «Проценты». |
1 |
|
|
Модуль II. Банк и банковские продукты. |
3 |
7 |
14.10 |
Что такое банк. Простейшая модель банковской системы. |
1 |
8-9 |
21.10 11.11 |
Вклады. Кредиты. |
2 |
|
|
Модуль III. Вклады. |
8 |
10 |
18.11 |
Проценты по вкладам (депозитам). |
1 |
11-12 |
25.11 02.12 |
Простые проценты. Арифметическая прогрессия. |
2 |
13-14 |
09.12 16.12 |
Сложные проценты. Геометрическая прогрессия |
2 |
15 |
23.12 |
Сложные проценты. Геометрическая прогрессия |
1 |
16 |
13.01.2021г. |
Зачёт по теме «Банк и банковские продукты. Вклады». |
1 |
17 |
20.01. |
Деловая игра. |
1 |
|
|
Модуль IV. Кредиты. |
9 |
18 |
27.01 |
Анализ графика платежей по кредиту. |
1 |
19 |
03.02 |
Три типа платежей суммы основного долга по кредитам (составление графика платежей и анализ условий кредитования). |
1 |
20-21 |
17.02 24.02 |
Решение задач. Кредит с заданными условиями выплаты суммы основного долга. |
2 |
22-23 |
03.03 10.03 |
Решение задач. Дифференцированные платежи. |
2 |
24-25 |
17.03 31.03 |
Решение задач. Аннуитетные платежи. |
2 |
26 |
07.04 |
Зачет 3 по теме «Кредиты». |
1 |
|
|
Модуль V. Бюджет семьи. |
6 |
27 |
14.04 |
Расходы. |
1 |
28 |
21.04 |
Доходы. |
1 |
29 |
28.04 |
Составление годового бюджета семьи. |
1 |
30 |
05.05 |
Планирование бюджета семьи на 5 лет. Инфляция. |
1 |
31 |
12.05 |
Деловая игра. |
1 |
32 |
19.05 |
Зачёт 4 по теме «Бюджет семьи». |
1 |
33 |
26.05
|
Итоговая проектная работа. Защита проекта. |
1 |
|
|
Всего |
33 |
Рассмотрена на ШМО учителей (протокол № 1 от 28. 08. 2020) Руководитель ШМО учителей __________________________ |
Согласовано: Заместитель директора по учебной работе _______________________Бормотова С.П.
Дата: 28. 08. 2020
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.