Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 2021 г
|
|
Утверждено приказом № Директор МБОУ СОШ №20 _____________Поротова Н.В. « » 2021г |
основы финансовой грамотности
10 класс
Педагог-разработчик: Тинякова Оксана Александровна
Год: 2021-2022
Пояснительная записка
Особенности курса
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.
4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.
Курс ≪Финансовая грамотность≫ для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов. Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.
В основе курса ≪Финансовая грамотность≫ для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.
Курс ≪Финансовая грамотность≫ для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Так же курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и
умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.
Курс ≪Финансовая грамотность≫ для 10–1 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: ≪Страхование≫, ≪Фондовый рынок≫, ≪Банки≫, ≪Финансовые риски и финансовая безопасность≫, ≪Пенсия и пенсионные накопления≫.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
• об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
• об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
• о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
• о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
• о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
• об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
• об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
• об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
• о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.
Структура курса «Финансовая грамотность»
Курс финансовой грамотности в 10—11классах состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия, сформировать практические умения.
Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность модулей курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания, особенностей класса и прочих причин педагог имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте.
В тематическом плане указано общее количество часов, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области
управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.
Номер темы |
Название темы |
Кол-во часов |
|
Введение в курс «Основы финансовой грамотности» |
2 |
Модуль 1 |
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни |
13 |
Модуль 2 |
Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов |
7 |
Модуль 3 |
Налоги: почему их надо платить |
5 |
Модуль 4 |
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду |
8 |
Итого |
|
35 |
Формы и методы организации учебной деятельности
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.
Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения
и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.
Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного
восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие теоретического материала, заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации,
связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях. Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний
и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.
Основная литература
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА- ПРЕСС, 2015. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 80 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 112 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 48 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. ≪Учимся разумному финансовому поведению≫).
Дополнительная литература
1. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы).
2. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы).
3. Биткина И.К., Брехова Ю.В. Думай о пенсии смолоду. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 24 с. (Простые финансы).
4. Брехова Ю.В. Атлас ≪Финансовый путеводитель≫. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 92 с.
5. Брехова Ю.В. Как распознать финансовую пирамиду. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 24 с. (Простые финансы).
6. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: играя – учимся, играя познаём!: метод. пособие для педагогов. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 279 с.
7. Брехова Ю.В. Финансовые приключения друзей в стране под названием Гденьги: сборник сценариев. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. 120 с.
8. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как вернуть налоги в семейный бюджет. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 32 с. (Простые финансы).
9. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Как управлять деньгами с помощью банковской карты. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы).
10. Брехова Ю.В., Гриб Р.Б. Электронный кошелёк для расчётов в Интернете. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы).
11. Голева Е.В., Брехова Ю.В. Страховой полис: роскошь или необходимость. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. 24 с. (Простые финансы).
12. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 182 с.
13. Энциклопедия личных финансов / под ред. А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 122 с.
Интернет-источники
1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство ≪РосБизнес-Консалтинг≫.
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд ≪Бюро экономического анализа≫.
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала ≪Вопросы экономики≫.
8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития Российской Федерации.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба России.
13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю.рф
21.вашифинансы.рф
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Базовые понятия |
Личностные характеристики и установки |
Умения |
Компетенции |
Дата |
1. |
Введение в курс Основы финансовой грамотности. Финансы в жизни человека. Личные финансы гражданина |
1 |
|
|
|
|
|
2. |
Финансовые институты. |
1 |
|
|
|
|
|
3. |
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни Управление личными финансами и выбор банка |
1 |
• личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции; • знание механизма взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка, ключевых банковских операций с населением. |
• понимание сути управления личными финансами, целей сбережений, возможностей и ограничений использования заёмных средств; • понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки; • усвоения отличий между пассивными операциями банка с на- селением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств. |
• отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников; • находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком. |
• использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций; • анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться. |
|
4. |
Банковская система РФ |
1 |
|||||
5. |
Банковские услуги |
1 |
|||||
6. |
Управлять финансами с помощью банковской карты |
1 |
• банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная кар- та, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код; • знание видов банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт, возможностей использования банковских карт в повседневной жизни. |
• понимание различий между дебетовой и кредитной картой; • понимание преимуществ использования банковских карт в по- вседневной жизни; • осознание необходимости использования защиты от рисков несанкционированного доступа к средствам на банковской карте. |
• проверять безопасность использования банковской карты в банкоматах и POS-терминалах; • находить условия обслуживания банковских карт коммерческим банком; • получать дополнительную информацию о бонусах, предоставляемых держателям банковских карт; • блокировать банковскую карту в случаях её утраты или возникновения риска кражи с неё денежных средств. |
• анализировать карточные продукты различных коммерческих банков; • оценивать безопасность использования банковской карты в тех или иных жизненных ситуациях. |
|
7. |
Депозиты и как с ними обращаться |
1 |
• финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов; • знание видов депозитов по срокам размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты интересов вкладчиков Агентством по страхованию вкладов. |
• понимание различных мотивов сбережений (формирование резерва на непредвиденные расходы; аккумулирование средств для будущих крупных расходов; получение дохода); • осознание природы банковского процента как платы за пользование чужими деньгами; • понимание взаимосвязи доходности и надёжности финансовых активов (чем более надёжен актив, тем, как правило, меньший доход он приносит); • наличие общего представления о различных способах сбережения и видах сберегательных продуктов; • понимание того, что банковский вклад – это один из способов сохранения сбережений и защиты их от инфляции; • осознание того, что сбережения могут приносить доход; • знание государственной системы страхования вкладов. |
• откладывать деньги на определённые цели; • находить информацию о банковских вкладах на сайтах коммерческих банков; • находить и интерпретировать рейтинги банков. |
оценивать надёжность банка; • оценивать пользу открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи. |
|
8. |
Проценты по вкладу: большие и маленькие |
1 |
• банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта вклада; • знание способов начисления процентов по вкладам.
|
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте; • понимание того, что банковский вклад – это источник ресурсов для банка, за счёт которого банк проводит свои активные операции; • понимание того, что размер процента по банковскому вкладу ниже размера процента по банковскому кредиту за счёт того, что банк берёт на себя риски, связанные с невозвратом выданных им кредитов; • понимание того, что доходность вклада зависит от срока его размещения; • понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий; • понимание отличий условий депозита до востребования и условий срочного вклада; • понимание отличий в начислении процентов по вкладу по формуле простых и по формуле сложных процентов; • знание того, к кому обратиться за консультацией по вопросам сбережения в банках. |
читать и проверять банковскую выписку; • производить расчёты с использованием формул простых и сложных процентов; • использовать депозитный калькулятор на сайте коммерческого банка. |
сравнивать условия по депозитам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач; • анализировать договор банковского вклада. |
|
9. |
Как хранить сбережения и получать прибыль |
1 |
• драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета; • знание способов размещения сбережений в драгоценные металлы, механизмов проведения операций с обезличенными металлическими счетами и в сети Интернет, способов снижения расходов при проведении операций с драгоценными металлами. |
понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений; • понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы; • наличие представления о различных видах инвестирования личных сбережений в драгоценные металлы; • понимание того, что разные способы инвестирования в драгоценные металлы ведут к различиям в структуре расходов по таким операциям и к различным рискам. |
отличать коллекционные монеты от инвестиционных; • находить информацию о порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами на сайтах коммерческих банков; • определять расходы, связанные с вложением денежных средств в драгоценные металлы. |
выбирать среди предлагаемых способов инвестирования в драгоценные металлы наиболее приемлемый в целях сохранения и увеличения будущих накоплений; • проводить анализ актуальности инвестирования сбережений в драгоценные металлы в сравнении с прочими направлениями инвестирования. |
|
10. |
Кредит: зачем он нужен и где его получить |
1 |
• кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель; • знание сущности кредита и способов оценки актуальности его привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных способов привлечения ссуд, способов оценки рисков использования кредитов. |
• понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты; • осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования; • понимание необходимости осознания мотивов и целей получения кредита; • понимание необходимости осознания склонности к рискованному поведению; • понимание того, что перед привлечением нового кредита необходимо соотнести ежемесячные платежи по задолженности и регулярные доходы; • понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями. |
идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа. |
• отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или займа; • анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита. |
|
11. |
Виды кредитов. Кредит целевой |
1 |
• потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история; • знания видов кредитов и условий их предоставления, основных элементов кредитного договора, этапов предоставления кредита коммерческими банками, обязанностей и ответственности, возникающих при получении кредита, знание того, что такое кредитная история. |
• понимание основных условий кредитования; • понимание того, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем; • понимание отличий разных видов кредита и различий в процентных ставках; • понимание механизма расчёта полной стоимости кредита; • понимание механизмов получения различных видов кредита; • понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств; • осознание ответственности за выплату кредита. |
искать необходимую информацию о кредитных продуктах на сайтах коммерческих банков, потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций; • читать кредитные договоры; • соотносить вид кредита с целью кредита; • получать информацию о своей кредитной истории. |
оценивать стоимость привлечения средств из различных источников. |
|
12. |
Виды кредитов. Потребительский кредит |
1 |
|
|
|
|
|
13. М |
Микрофинансирование |
1 |
|
|
|
|
|
14. |
Законодательство по защите прав клиента |
1 |
|
|
|
|
|
15. |
Деловая игра. Банки |
1 |
|
|
|
|
|
16. |
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов Финансовые риски и стратегии инвестирования |
1 |
инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация; • знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков, с которыми они сопряжены. |
• понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; • понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых рынках; • понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования; • понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования. |
различать стратегии инвестирования с точки зрения доходности и рисков. |
• оценивать доходность инвестиций; • оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; • выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности; • соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций. |
|
17. |
Что такое ценные бумаги |
1 |
рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги; • знание видов ценных бумаг и их отличий друг от друга, рисков инвестирования в ценные бумаги, способов оценки доходности ценных бумаг, механизмов функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка. |
• понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; • осознание механизма формирования доходности ценных бумаг; • понимание сущности долговых и долевых ценных бумаг и возможных последствий для семейного бюджета от инвестирования в них; • понимание необходимости соотнесения целей инвестирования с ценной бумагой, в которую инвестируются средства; • понимание того, за счёт чего формируется доходность на рынке ценных бумаг; • понимание того, что такое инвестирование и в чём его отличие от сбережения и кредитования. |
• проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги; • определять вид пакета акций, которым владеет индивид; • рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке. |
• оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; • выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях. |
|
18. |
Граждане на рынке ценных бумаг |
1 |
• стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции; • знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг, механизма формирования инвестиционного портфеля, принципов анализа рынка ценных бумаг, способов инвестирования на фондовом рынке. |
• понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; • понимание основных принципов инвестирования на рынке ценных бумаг; • понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке; • понимание того, что осуществление каких-либо операций на фондовом рынке требует знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений; • осознание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам; • понимание специфики формирования инвестиционного портфеля, сущности диверсификации инвестиционного портфеля; • понимание роли брокера на рынке ценных бумаг и его основных задач и функций. |
• искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; • сравнивать котировки акций во времени. |
• ориентироваться в подходах к управлению инвестиционным портфелем; • анализировать структуру инвестиционного портфеля; • выбирать брокера для осуществления самостоятельной деятельности на рынке ценных бумаг; • работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на фондовом рынке; • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта. |
|
19. |
Паевые инвестиционные фонды |
1 |
• паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление; • знание способов коллективных инвестиций в России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков инвестирования в ПИФы, видов ПИФов. |
• понимание сути и механизма функционирования коллективных инвестиций; • осознание преимуществ и недостатков инвестирования в паевые инвестиционные фонды; • понимание рисков, сопряжённых с разными видами коллективных инвестиций; • понимание особенностей работы граждан с отдельными инструментами фондового рынка. |
• искать необходимую информацию о ПИФах на сайтах управляющих компаний. |
• ориентироваться в видах коллективных инвестиций; • оценивать недостатки и преимущества инвестирования в паевые инвестиционные фонды, а также затраты, сопряжённые с данным инвестированием; • работать с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке коллективных инвестиций. |
|
20. |
Профессиональные участки рынка ценных бумаг. Брокер, дилер. Типы валютных сделок |
1 |
|
|
|
|
|
21. |
Операции на валютном рынке: риски и возможности |
1 |
Валюта, валютный курс, рынок FOREX. Типы валютных сделок. Риски и возможности. Граждане на рынке ценных бумаг. |
|
|
|
|
22. |
Деловая игра. Фондовый рынок. |
1 |
|
|
|
|
|
23. |
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить Понятие «Налоги» |
1 |
налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам; • знание налоговой системы России и ее устройства, общих принципов работы налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать налоговую декларацию, способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их совершение. |
• понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве; • понимание прав и обязанностей налогоплательщика; • сознание неотвратимости наказания за совершение налогового правонарушения. |
• получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы; • соблюдать обязанности налогоплательщика; • заполнять налоговую декларацию. |
взаимодействовать с налоговыми органами. |
|
24. |
Основы налогообложения граждан
|
1 |
• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; • знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. |
• понимание различий налогов; • осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; • понимание механизма расчёта суммы налога к уплате. |
определять элементы налогов; • рассчитывать размер личных налогов. |
• оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет; • планировать расходы на уплату налогов; • своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве. |
|
25. |
Налоговые вычеты или как вернуть налоги в семейный бюджет
|
1 |
• налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет; • знание видов налоговых льгот и вычетов и их влияния на величину семейного бюджета, случаев и способов получения налогового вычета. |
• понимание сути налоговых льгот и вычетов и оснований их получения; • осознание влияния налоговых вычетов и льгот на величину семейного бюджета; • понимание механизма получения налоговых льгот и вычетов. |
• использовать налоговые льготы и налоговые вычеты для снижения налоговой нагрузки на семейный бюджет; • рассчитывать размер налогового вычета; • оформлять заявление на получение налогового вычета. |
• оценивать влияние налоговых вычетов и льгот на семейный бюджет. |
|
26. |
Гражданская ответственность за неуплату налогов |
1 |
|
|
|
|
|
27. |
Деловая игра. Налоги. |
1 |
|
|
|
|
|
28. |
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду Рынок страхования в России |
1 |
страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата; • знание структуры и особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при наступлении страховых случаев. |
• понимание основной идеи страхования как способа возмещения финансовых потерь от неблагоприятных событий, которые могут наступить с относительно небольшой вероятностью; • осознание жизненных ситуаций, при которых страхование может дать положительный эффект; • понимание принципов организации страховых отношений, функций и обязанностей их основных участников; • понимание порядка действий страхователя при наступлении страхового случая; • понимание оснований отказа страховщиком в страховых выплатах. |
• искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; • читать договор страхования. |
• определять необходимость страхования как способа снижения нагрузки на семейный бюджет; • оценивать соответствие условий страхования конкретным потребностям страхователя. |
|
29. |
Страхование имущества: как защитить нажитое состояние |
1 |
• страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза; • знание правил страхования имущества, роли имущественного страхования в сохранении семейного бюджета, условий автострахования. |
• понимание сущности страхования имущества и его возможностей; • понимание организации страхования имущества в России; • осознание способов экономии на стоимости страхового полиса и целесообразности их применения; • понимание основных параметров договора страхования имущества и умение оценивать степень их влияния на размер страховой премии; • понимание условий осуществления страховой выплаты по договору страхования имущества; • понимание оснований отказа в страховых выплатах. |
различать виды страхования имущества; • не допускать ситуаций, которые впоследствии могут стать основаниями для отказа в страховой выплате; • осуществлять поиск информации на сайтах страховых компаний о предлагаемых страховых продуктах. |
• оценивать необходимость приобретения полиса страхования имущества как способа защиты семейного бюджета на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного цикла; • анализировать основные условия договора страхования имущества. |
|
30. |
Здоровье и жизнь
— высшие блага: поговорим о |
1 |
• личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма; • знание основ личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, условий пользования медицинским страхованием. |
• понимание возможностей личного страхования для индивидуума; • понимание принципов организации личного страхования в России; • осознание существенных условий договора личного страхования и их последствий для индивидуума; • понимание механизма добровольного медицинского страхования и его преимуществ по сравнению с обязательным медицинским страхованием; • понимание подходов к выбору оптимального страхового продукта для каждого конкретного страхователя (застрахованного / выгодоприобретателя); • осознание целесообразности приобретения конкретного продукта личного страхования; • понимание условий осуществления страхового обеспечения по договору личного страхования. |
• различать виды страхования жизни; • различать особенности обязательного и добровольного страхования; • использовать правильную последовательность действий при возникновении страхового случая. |
анализировать условия договора страхования; • сравнивать различные виды страховых продуктов и делать вы- бор на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного цикла. |
|
31. |
Страхование гражданской ответственности |
1 |
• ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений; • знание основ страхования ответственности и особенностей данного вида страхования. |
• понимание сути страхования гражданской ответственности и его возможностей; • понимание организации страхования гражданской ответственности в России; • понимание особенностей договора страхования гражданской ответственности; • понимание перечня страховых случаев по договору страхования гражданской ответственности; • понимание особенностей осуществления страховой выплаты по договору страхования ответственности; • понимание оснований отказа в страховых выплатах. |
• ориентироваться в страховых продуктах в рамках страхования гражданской ответственности; • производить примерный расчёт стоимости договора страхования гражданской ответственности; • осуществлять последовательность действий для получения страховой выплаты. |
• сравнивать различные виды страховых продуктов и делать вы- бор на основе жизненных целей, обстоятельств и событий жизненного цикла; • анализировать условия договора страхования гражданской ответственности. |
|
32. |
Как выбрать страховщика |
1 |
• критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компа- нии, обоснованный и необоснованный отказ в страховой выплате; • знание основ правильного выбора страховой компании по- средством оценки ряда параметров её деятельности. |
• осознание необходимости выбора надёжного страховщика в целях сохранения семейного бюджета; • понимание показателей, характеризующих надёжность страховой компании; • понимание источников информации для проведения оценки надёжности страховой компании; • понимание обоснованности и необоснованности отказа в страховой выплате; • понимание алгоритма действий страхователя при необоснованном отказе в страховой выплате. |
• отличать обоснованный отказ в страховой выплате от необоснованного; • находить информацию для проведения оценки надёжности страховой компании. |
• определять надёжность страховой компании; • анализировать отдельные параметры деятельности страховой организации; • критически относиться к активной рекламе страховых продуктов, принимать решения о страховании на основе анализа ситуации. |
|
33. |
Договор страхования по правилам |
1 |
Заключение договора страхования и как защитить свои права при наступлении страхового случая |
|
|
|
|
34. |
Страхование в жизни человека. Деловая игра |
1 |
|
|
|
|
|
35. |
Итоговый урок |
1 |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.