Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
Обучающийся научится
- уважению к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
- потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовности и способности к самоорганизации и самореализации;
- готовности и способности к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
- умению конструктивно разрешать конфликты;
- готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умению строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- получит устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовности к выбору профильного образования.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии, как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
- использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
- ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
- видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
- целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
– макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
– постеры, презентации;
– альбомы, буклеты, брошюры, книги;
– реконструкции событий;
– эссе, рассказы, стихи, рисунки;
– результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
– документальные фильмы, мультфильмы;
– выставки, игры, тематические вечера, концерты;
– сценарии мероприятий;
– веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
– рефератов;
– статей, обзоров;
– отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
– моделей, образцов.
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
- конференций,
- семинаров
- круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
- консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
- мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
- провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.)
- наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
- координирует работу обучающихся.
Роль ученика
- выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
- имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
- имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме).
- повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
- самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
- возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
- оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитываются целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
- для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
- оценивание производится на основе критериальной модели;
- результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
- естественно-научные исследования;
- исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);
- экономические исследования;
- социальные исследования;
- научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
- Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
- Коллективная;
- Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
– защита темы проекта/исследования (идеи);
– защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
- Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования;
- Оценка за защиту проекта/исследования;
- Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта
Содержание и тематическое планирование курса
Наименование разделов и тем |
Содержание учебной темы |
Необходимое количество часов для изучения раздела, темы (ч) |
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности |
Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое проект? Особенности проектной и исследовательской деятельности. Типы проектов. Индивидуальный образовательный проект. Типология проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые и т.д. Основные требования к исследованию. Основные технологические подходы. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Критерии оценки исследовательского проекта, оценки содержания проекта и его защиты. Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций. Проектный замысел. |
6 ч.
|
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием |
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Структура проектов, исследовательских проектов. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. Практическая работа № 1 Конструирование темы и проблемы проекта, определение актуальности темы, выдвижение гипотезы. Практическая работа №2 Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Определение жанра проекта. Практическая работа № 3 Составление плана работы. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. |
6 ч. |
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета |
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «Антиплагиат». Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами. Подбор материалов по теме проекта/исследования Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге |
4 ч. |
Раздел 4. Индивидуальное проектирование |
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников. Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации. |
4 ч. |
Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации |
Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ. Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Компьютерная обработка данных исследования. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Практическая работа № 6 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков, диаграмм Практическая работа № 7 Определение актуальности темы и целевой аудитории Практическая работа № 8 Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов |
10 ч. |
Раздел 6. Защита результатов проектной деятельности |
Публичная защита результатов проектной деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Защита интересов проектантов. Подведение итогов. Практическая работа № 9 Определение рисков при реализации проекта/исследования Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному): 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность. 3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. Практическая работа № 10 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования |
4 ч |
ИТОГО |
- общее количество часов: |
34 |
Учебно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности 6 ч |
||||
1 |
Введение в курс «Индивидуальный проект». Что такое «проект»? |
1 |
5.09 |
|
2 |
Особенности проектной и исследовательской деятельности. Проектный замысел. |
1 |
12.09 |
|
3 |
Типы проектов. Индивидуальный образовательный проект. Типология проектов: исследовательские, творческие, информационные, игровые и т.д. |
1 |
19.09 |
|
4 |
Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций. Методы исследования. |
1 |
26.09 |
|
5 |
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). |
1 |
3.10 |
|
6 |
Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др. |
1 |
10.10 |
|
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием 6 ч |
||||
7 |
Этапы работы над проектом/исследовательской работой. Структура проектов, исследовательских работ. |
1 |
17.10 |
|
8-9 |
Практическая работа №1 Конструирование темы и проблемы проекта, определение актуальности темы, гипотеза. |
2 |
24.10 7.11 |
|
10-11 |
Практическая работа №2 Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Определение жанра проекта. |
2 |
14.11 21.11 |
|
12 |
Практическая работа № 3. Составление плана работы. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных проектов. |
1 |
28.11 |
|
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и ресурсами Интернета 4 ч |
||||
13 |
Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «Антиплагиат». Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. |
1 |
5.12 |
|
14-15 |
Алгоритм работы с литературой и ресурсами Интернета. Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами. Подбор материалов по теме проекта/исследования |
2 |
12.12 19.12 |
|
16 |
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге. |
1 |
26.12 |
|
Раздел 4. Индивидуальное проектирование 4 ч |
||||
17 |
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования.Коррекция плана работы и списка информационных источников |
1 |
16.01.2023 |
|
18 |
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. |
1 |
23.01 |
|
19 |
Выбор методов, составление плана работы. |
1 |
30.01 |
|
20 |
Определение источников информации. |
1 |
6.02 |
|
Раздел 5. Сбор и систематизация полученной информации 10 ч |
||||
21 |
Работа над эскизом проектов, оформлением курсовых работ. |
1 |
13.02 |
|
22-23 |
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
2 |
20.02 27.02 |
|
24-25 |
Практическая работа № 6 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков, диаграмм |
2 |
6.03 13.03 |
|
26 |
Практическая работа № 7 Определение актуальности темы и целевой аудитории |
1 |
20.03 |
|
27-29 |
Компьютерная обработка данных исследования. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. |
3 |
3.04 10.04 17.04 |
|
30 |
Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Практическая работа № 8 Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов |
1 |
24.04 |
|
Раздел 6. Защита результатов проектной деятельности 4 ч |
||||
31 |
Публичная защита результатов проектной деятельности Практическая работа № 9 Определение рисков при реализации проекта/исследования |
1 |
8.05 |
|
32-33 |
Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Практическая работа № 10 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования |
2 |
15.05 22.05 |
|
34 |
Экспертиза действий и движения в проекте. Защита интересов проектантов. Подведение итогов. |
1 |
29.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.