ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ элективНОГО КУРСА
Личностные результаты:
-Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
--Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные реультаты
-умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
-умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
-умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
-умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
-применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
-умение
видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные результаты:
-знать определение многочлена,
-выполнять действия с многочленами,
-раскладывать многочлен на множители,
-формулы разложения многочлена разности и суммы кубов, разности хп – уп и суммы х2к+1 + у 2к+1,
-теорему Безу и её следствие о делимости многочлена на линейный двучлен,
-определение уравнения называются равносильными, уравнения-следствия, какие операции приводят к появлению «посторонних» корней, -применять нестандартные приёмы при решении уравнений и их систем,
-применять различные способы решения уравнений и их систем, находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
-проводить исследование функций; строить и читать графики функций;
-определения арифметической и геометрической прогрессий, формул их «n-го члена,
-формулы суммы n-первых членов,
-формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии,
-освоить определённый набор приёмов решения геометрических задач,
-проводить полные обоснования при решении задач и доказательство, используя для этого изученные теоретические сведения
-применять алгоритм решения линейных уравнений и неравенств,
содержащих параметр, классифицировать задачи, с позиций применения к ним
методов исследования, формировать умение и навыки решения уравнений и
неравенств с параметрами с помощью свойств функции, с помощью графиков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Уравнения(5ч)
Многочлены. Рациональные уравнения. Системы уравнений с двумя неизвестными. Системы уравнений с параметром. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения. Уравнения с параметром. Уравнения с двумя неизвестными.
Методические рекомендации
Сначала желательно повторить определение многочлена и операции с многочленами, особое внимание уделить равенству двух многочленов, разложению многочлена на множители, делению многочлена на многочлен, теорему Безу. Далее дать определение равносильных уравнений и уравнений следствий, теоремы, при которых уравнения переходят в равносильные уравнения. Рассмотреть различные способы решения уравнений и их систем, более подробно разобрать функционально-графический метод решения уравнений и метод оценки. Задания для занятий можно брать из сборников для поступающих в вузы и для подготовки к ЕГЭ. При выполнении практических заданий учащихся можно разбить на группы, работу в группах давать различной степени сложности и оценить результаты.
Неравенства (3ч)
Тригонометрические неравенства. Иррациональные неравенства. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства. Неравенства с параметром. Смешанные неравенства. Методические рекомендации
Дать определение неравенства с одной переменной, определения равносильных неравенств, повторить теоремы, которые используются при решении неравенств, метод интервалов. Повторить свойства функций. Задания учащимся давать различной степени трудности, чтобы каждый смог бы выбрать те задания, которые ему по силам. В конце провести зачёт по этим двум темам. По желанию отметки можно поставить в журнал.
Функции (5ч)
Наибольшее, наименьшее значения функции (без использования производной). Применение производной. Геометрический смысл производной. Применение первообразной. Комбинированные функции Область определения функции. Множество значений функции. Методические рекомендации
Знать свойства функций, сложных функций и уметь применять свои знания при нахождении области определения функции и множества значений функции, находить наибольшее и наименьшее значения функции без использования производной. Повторить свойства обратных тригонометрических функций. После изучения темы провести самостоятельную проверочную работу.
Текстовые задачи (3ч)
Проценты, сплавы, смеси. Движение. Работа, производительность.
Методические рекомендации
Эта тема введена в связи с тем, что некоторым учащимся необходимо сдавать математику для поступления в вуз. Задачи, которые будут рассматриваться, соответствуют степени трудности задач, предлагаемых на ЕГЭ. Здесь необходимо включать задачи, взятые из окружающей жизни, задачи, естественным образом связанные со знакомыми учащимися вещами, опытом. Контроль усвоения материала можно провести по желанию учащегося в виде домашней контрольной работы.
Задачи на прогрессию (2ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Методические рекомендации
Повторить определения арифметической, геометрической прогрессий, их характеристических свойств, формул, которые применяются при решении задач на прогрессии. На занятиях рассмотреть более сложные задачи, где присутствуют различные функции, которые образуют некоторую прогрессию. Провести домашнюю проверочную работу.
Планиметрия, стереометрия (4ч)
Вписанная в треугольник и описанная около треугольника окружности. Вписанная в п-угольник и описанная около п-угольника окружности. Треугольник. Четырёхугольники.
Окружность, касательные и секущие. Комбинации тел. Решение геометрических задач повышенной трудности. Методические рекомендации
Повторить и обобщить знания и умения учащихся по геометрии. Разобрать решения некоторых нестандартных задач, наиболее часто встречающихся. Особое внимание уделить на решение задач, где участвуют несколько тел. Тему завершить домашней контрольной работой.
Задачи с параметрами (10ч)
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с параметрами.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных уравнений. Геометрическая интерпретация. Решение системных уравнений.
Исследования количества корней, в зависимости от
дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Алгоритм
решения уравнений. Аналитический способ решения. Графический способ. Алгоритм
решения систем линейных уравнений и неравенств с параметрами. Решение
рациональных уравнений с параметром. Решение уравнений и неравенств с
параметрами с помощью графиков. Область значений функции.
Область определения функции. Монотонность. Координаты вершины параболы.
Решение задач с параметром с помощью свойств функций. Расположение корней квадратного трехчлена
Решение различных задач повышенной сложности (3ч)
Последние занятия рассчитаны на то, что учащиеся в основном самостоятельно будут отыскивать ход решения задачи, его оформление. Работу можно организовать в виде пар или небольших групп. Потом провести зачётную работу, сделать анализ решений и допущенных ошибок.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Уравнения |
5 |
|
Неравенства |
3 |
|
Функции |
5 |
|
Текстовые задачи |
3 |
|
Задачи на прогрессию |
2 |
|
Планиметрия, стереометрия |
4 |
|
Задачи с параметрами |
10 |
|
Решение различных задач повышенной сложности |
3 |
|
итого |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата по плану |
|
Примечание
|
|
|
Уравнения |
5 |
|
|
|
|
1 |
Многочлены. Рациональные уравнения |
1 |
|
|
|
|
2 |
Системы уравнений с двумя неизвестными Системы уравнений с параметром. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. |
1 |
|
|
|
|
4 |
Тригонометрические уравнения. |
1 |
|
|
|
|
5 |
Уравнения с параметром |
1 |
|
|
|
|
|
Неравенства |
3 |
|
|
|
|
6 |
Тригонометрические неравенства
|
1 |
|
|
|
|
7 |
Иррациональные неравенства |
1 |
|
|
|
|
8 |
Показательные и логарифмические неравенства. Неравенства с параметром |
1 |
|
|
|
|
|
Функции |
5 |
|
|
|
|
9 |
Наибольшее и наименьшее значения функции (без использования производной) |
1 |
|
|
|
|
10 |
Производная, её геометрический смысл. Применение производной к исследованию функций и нахождению наибольших и наименьших значений. |
1 |
|
|
|
|
11 |
Первообразная. Вычисление площадей криволинейных трапеций. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Сложная функция. Область определения и множество значений функции. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Решение уравнений, неравенств и их систем с помощью применения свойств функций, (нестандартные задачи) |
1 |
|
|
|
|
|
Текстовые задачи |
3 |
|
|
|
|
14 |
Проценты
|
1 |
|
|
|
|
15 |
Сплавы, смеси |
1 |
|
|
|
|
16 |
Движение, работа, производительность. |
1 |
|
|
|
|
|
Задачи на прогрессию |
2 |
|
|
|
|
17 |
Арифметическая прогрессия |
1 |
|
|
|
|
18 |
Геометрическая прогрессия |
1 |
|
|
|
|
|
Планиметрия, стереометрия |
4 |
|
|
|
|
19 |
Треугольник. Многоугольники |
1 |
|
|
|
|
20 |
Окружность, вписанная в многоугольники описанная около него |
1 |
|
|
|
|
21-22 |
Тела вращения. |
2 |
|
|
|
|
|
Задачи с параметрами |
10 |
|
|
|
|
23 |
Решение линейных уравнений и уравнений приводимых к линейным, содержащих параметр |
1 |
|
|
|
|
24 |
Решение линейных неравенств, содержащих параметр |
1 |
|
|
|
|
25 |
Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр |
1 |
|
|
|
|
26 |
Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами |
1 |
|
|
|
|
27-28 |
Рациональные уравнения с параметрами. Графический способ решения уравнений и неравенств. |
2 |
|
|
|
|
29-30 |
Решение задач с параметром с помощью свойств функций |
2 |
|
|
|
|
31-32 |
Нестандартные задачи. |
2 |
|
|
|
|
|
Решение различных задач повышенной сложности |
3 |
|
|
|
|
33-35 |
Решение различных задач повышенной сложности |
3 |
|
|
|
|
Липовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения 27.08.2020 г
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
элективного курса по математике
«Решение задач повышенной трудности по математике»
для 11 класса
Разработчик программы: Лядова Е.А.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения протокол №1 от 25.08.2020 г.,
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _________________________ О.В.Старчикова
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета протокол №1от 26.08.2020 г
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: ________________________ Г.Н. Акатушева
2020 – 2021 учебный год
Липовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
элективного курса по математике
«Решение задач повышенной трудности по математике»
в 11 классе
(35 часов, 1 час в неделю)
учителя математики
Лядовой Елены Анатольевны
2020 – 2021 учебный год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.