Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса

Оценка 4.7
doc
01.11.2021
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
Факультатив по русскому языку 9 класс.doc

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса.

 

  1. Планируемые результаты освоения курса.

         Метапредметными результатами освоения курса

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностными результатами освоения курса

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)                достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Выпускник научится:

       объяснять взаимосвязь уровней языка и его единиц;

·                    характеризовать роль родного языка в своей жизни и в жизни общества.

·                    опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

·                    анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

·                    употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

·                    использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

·                    применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

1.                  понимать и формулировать в устной форме тему коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;

2.                  передавать содержание учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

1.                  передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

2.                  использовать приемы работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

3.                  отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

4.                  выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

5.                  участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно- научного общения;

1.                  излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

2.                  находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

Выпускник  получит возможность научиться:

·                    анализировать синонимические средства синтаксиса;

·                    опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;

·                    объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи

·                    характеризовать основные разделы лингвистики;

·                    характеризовать вклад выдающихся отечественных лингвистов в развитие русистики;

·                    использовать элементарные сведения о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками в различных видах деятельности.

·                    характеризовать стилистическую систему современного русского литературного языка;

·                    участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, электронную презентацию; сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

·                    анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

·                    выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

2.Содержание курса.

Вводное занятие. Русский язык как неотъемлемая часть русской культуры.

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ по русскому языку.

Требования к написанию сжатого изложения.

Что такое микротема. Абзацное членение.

Основные приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Написание сжатого изложения.

Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

Структура сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, заключение.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Практическая работа. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова. Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Критерии оценки.

Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с толкованием значения слова.

Практическая работа. Сочинение-рассуждение  на тему, связанную с толкованием значения слова.

Раздел «Говорение» в ГИА по русскому языку.

Чтение вслух текста научно-популярного характера.

Условный диалог.

Монологическое высказывание.

Практическая работа.

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Языковой анализ текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Осложнённое простое предложение.

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

Практическое занятие. Выполнение теста.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

 

Введение. Значение курса, его задачи (2 часа)

 

1

Вводное занятие. Русский язык как неотъемлемая часть русской культуры

1

 

2

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ по русскому языку

1

 

Текст. Подготовка к написанию сжатого изложения (6 часов)

 

3

Требования к написанию сжатого изложения

Что такое микротема. Абзацное членение

1

 

4

Основные приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение

1

 

5

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

 

6-7

Написание сжатого изложения

2

 

8

Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

1

 

Подготовка к написанию сочинения (10 часов)

 

9

Структура сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, заключение.

1

 

10

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

 

11

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

 

12

Практическая работа. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

1

 

13

Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

1

 

14

Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

1

 

15

Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

1

 

16

Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова. Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Критерии оценки.

1

 

17

Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с толкованием значения слова.

1

 

18

Практическая работа. Сочинение-рассуждение  на тему, связанную с толкованием значения слова.

1

 

Подготовка к устной части экзамена (7 часов)

 

1

19

Раздел «Говорение» в ГИА по русскому языку

1

 

20

Чтение вслух текста научно-популярного характера

1

 

21-22

Условный диалог

2

 

23-24

Монологическое высказывание

2

 

25

Практическая работа.

1

 

Систематизация языковых знаний (8 часов)

 

26

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Языковой анализ текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

1

 

27

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

 

28

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных

окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

 

29

Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

 

30

Осложнённое простое предложение.

1

 

31

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

 

32

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

 

33

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

1

 

 

 


Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса

Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса

Личностными результатами освоения курса 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей…

Личностными результатами освоения курса 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей…

Содержание курса. Вводное занятие

Содержание курса. Вводное занятие

Чтение вслух текста научно-популярного характера

Чтение вслух текста научно-популярного характера

Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021