Программа элективного курса по русскому языку для 9 класса.
Метапредметными результатами освоения курса
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Личностными результатами освоения курса
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник научится:
объяснять взаимосвязь уровней языка и его единиц;
· характеризовать роль родного языка в своей жизни и в жизни общества.
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
· употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
· использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
· применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
1. понимать и формулировать в устной форме тему коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
2. передавать содержание учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
1. передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
2. использовать приемы работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
3. отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
4. выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
5. участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно- научного общения;
1. излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать синонимические средства синтаксиса;
· опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
· объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи
· характеризовать основные разделы лингвистики;
· характеризовать вклад выдающихся отечественных лингвистов в развитие русистики;
· использовать элементарные сведения о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками в различных видах деятельности.
· характеризовать стилистическую систему современного русского литературного языка;
· участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, электронную презентацию; сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
· анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
· выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
2.Содержание курса.
Вводное занятие. Русский язык как неотъемлемая часть русской культуры.
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ по русскому языку.
Требования к написанию сжатого изложения.
Что такое микротема. Абзацное членение.
Основные приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.
Написание сжатого изложения.
Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.
Структура сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, заключение.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Практическая работа. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.
Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова. Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Критерии оценки.
Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с толкованием значения слова.
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.
Раздел «Говорение» в ГИА по русскому языку.
Чтение вслух текста научно-популярного характера.
Условный диалог.
Монологическое высказывание.
Практическая работа.
Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная целостность текста. Языковой анализ текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Анализ средств выразительности.
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи.
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Осложнённое простое предложение.
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
Практическое занятие. Выполнение теста.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
Введение. Значение курса, его задачи (2 часа) |
|
|||
1 |
Вводное занятие. Русский язык как неотъемлемая часть русской культуры |
1 |
|
|
2 |
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ по русскому языку |
1 |
|
|
Текст. Подготовка к написанию сжатого изложения (6 часов) |
|
|||
3 |
Требования к написанию сжатого изложения Что такое микротема. Абзацное членение |
1 |
|
|
4 |
Основные приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение |
1 |
|
|
5 |
Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. |
1 |
|
|
6-7 |
Написание сжатого изложения |
2 |
|
|
8 |
Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий. |
1 |
|
|
Подготовка к написанию сочинения (10 часов) |
|
|||
9 |
Структура сочинения-рассуждения. Тезис, аргументы, заключение. |
1 |
|
|
10 |
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
1 |
|
|
11 |
Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
1 |
|
|
12 |
Практическая работа. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. |
1 |
|
|
13 |
Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. |
1 |
|
|
14 |
Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. |
1 |
|
|
15 |
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. |
1 |
|
|
16 |
Алгоритм написания сочинения-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова. Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста. Критерии оценки. |
1 |
|
|
17 |
Техника написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с толкованием значения слова. |
1 |
|
|
18 |
Практическая работа. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова. |
1 |
|
|
Подготовка к устной части экзамена (7 часов) |
|
1 |
||
19 |
Раздел «Говорение» в ГИА по русскому языку |
1 |
|
|
20 |
Чтение вслух текста научно-популярного характера |
1 |
|
|
21-22 |
Условный диалог |
2 |
|
|
23-24 |
Монологическое высказывание |
2 |
|
|
25 |
Практическая работа. |
1 |
|
|
Систематизация языковых знаний (8 часов) |
|
|||
26 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Языковой анализ текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. |
1 |
|
|
27 |
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. |
1 |
|
|
28 |
Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. |
1 |
|
|
29 |
Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. |
1 |
|
|
30 |
Осложнённое простое предложение. |
1 |
|
|
31 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
|
|
32 |
Синтаксический анализ сложного предложения. |
1 |
|
|
33 |
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.