Рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-х классов
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-х классов

Оценка 4.9
docx
30.08.2023
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-х классов
РП «Я журналист».docx

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества «Школа самоопределения»

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса

по русскому языку

 

«Я журналист»»

 

36 часов

 

 

 

                                     

Преподаватель:   Тетерина О.В.

                                            

 

 

 

 

 

 

 

Утверждаю:                                                           Согласовано:

Директор

                                                                               Методический совет

__________С.И. Слугина                                                                                                                                                  

 

 

Пояснительная записка

       Информационное общество, в котором мы живем, многие исследователи называют «обществом знаний». В современных условиях чрезвычайно велико влияние периодики, радио, телевидения на жизнь людей всех возрастов. Умение изложить свой опыт, критические замечания необходимы специалистам всех без исключения профилей. Очевидно, что в современном мире изменяются требования, предъявляемые к человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события, компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументировано отстаивать свою точку зрения, грамотно ее высказывать, формировать собственную активную жизненную позицию. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика. В рамках курса ребята смогут попробовать себя в профессии журналиста, редактора, дизайнера, верстальщика, корректора, ведущего программы. Также учащиеся получат теоретические знания и приобретут практические навыки в создании печатной продукции. Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс ориентирован на девятиклассников, интересующихся журналистикой, желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики. В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентноспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Курс «Начинающий журналист» будет содействовать формированию таких знаний, которые пригодятся не только будущему журналисту, ведущему радио и телевидения, но и специалистам других областей знаний.

       Программа элективного курса по русскому языку «Я журналист» составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования и с учётом Фундаментального ядра содержания общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

       Программа может использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

       Данная программа рассчитана на 36 часов и  предназначена для учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. 

Особенность программы состоит в том, что учащиеся знакомятся с профессией журналист, "пробуют себя на пригодность" в этой деятельности для дальнейшего профессионального выбора,  а также получают основы гуманитарных  знаний и навыков, необходимых в повседневной  жизни. Особый акцент в программе поставлен на подготовку учащихся к работе корреспондентом в службе новостей СМИ.

Для более близкого знакомства с профессией журналист реализация программы модуля предусматривает погружение в продуктивную деятельность: проведение практических занятий на базе  профессиональных учебных заведений гуманитарного профиля (СибФУ, колледж, техникум).

       Особенностью предлагаемого курса является также его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).

При таком подходе центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности в рамках всего курса.

Цели курса:

1. Познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества

2. Помочь обучающимся сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии

 

 

Задачи курса:

  1. Образовательные: 1.Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста, дать понятие об основных сторонах деятельности сотрудников редакции. 2.Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументировано излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях. 3.Формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля. 4.Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привить интерес к профессии журналиста. 5.Научить самооценке своей работы.
  2. Развивающие: 1. Развивать и совершенствовать коммуникативные компетентности учащихся. 2. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи. 3. Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма. 4. Способствовать реализации индивидуальных способностей учащихся и развитию творческого потенциала личности.
  3. Воспитательные: 1.Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость), формировать активную жизненную позицию. 2.Способствовать созданию отношений сотрудничества, сотворчества учащихся. 3.Формировать основные этические нормы и понятия как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

 

       В результате прохождения курса целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т.п.

       В рамках данного курса формируются навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами, расширение активного словарного запаса учащихся, потребность в обращении к справочной литературе, книгам о языке и культуре речи, компьютерным программам для пополнения знаний и самоконтроля.

 

В результате обучения обучающиеся должны уметь:

       соотнести свои возможности с определенной журналистской деятельностью (рефлексия)

       работать в группе (команде)

       ставить цели на предстоящую деятельность

       разработать алгоритм действия

       работать с различными источниками информации

       создавать выпуски новостей

 

Образовательный результат и критерии оценивания

 

В результате прохождения программы у учащихся должны быть  сформированы следующие  компетентности:  

- информированность о многообразии журналистской профессии и путях получения профессионального образования этой профессии; о специфике работы журналиста.

Результативность информированности возможно оценить через рефлексивные беседы и анкеты (срезы) в начале и в конце курса.

 - обоснованность выбора – рефлексивные умения по соотнесению себя с журналистской деятельностью, которые возможно оценить через рефлексивные беседы после выполнения каждого задания или после пробы себя в предложенном виде деятельности, а также «срезы» начале и в конце курса

  - проектно-исследовательская - разработка проекта или проведение небольшого исследования  одной из тем программы, оценить которые возможно через контроль усвоения алгоритма, этапность проектно-исследовательской деятельности. Лучшие работы выдвигаются на Фестиваль мастерства, а также на научно-исследовательские конференции различного уровня.

- овладение основными журналистскими понятиями и навыками, оценка которых происходит через выполнение учащимися  упражнений, практических и контрольных работ

- социальная активность через участие в Фестивале мастерства, научно практических конференциях и различных акциях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

 

Всего часов

Общее кол-во часов

Форма занятий

Форма контроля

Теория

Практика

1-2

 

Краткое введение в историю журналистики. Журналистика как вид деятельности. Профессия – журналист

1

 

1

 

2

 

Аналитическая беседа; творческий практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

3-4

Основы журналистики. Как и почему возникла журналистика

1

1

2

Лекция учителя, практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

5-6

Из истории детской прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ

1

1

2

Лекция учителя, практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

7-8

Знакомство с законами о СМИ. Практическая работа

1

1

2

Лекция учителя, практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

9-10

Основы журналистики.

Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров. Информация. Заметка. Отчёт

1

1

2

Лекция учителя, практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

11-12

Репортаж. Интервью. Пресс-релиз. Опрос

1

1

2

Лекция учителя, практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

13-14

Обозрение, комментарий. Рецензия, корреспонденция

1

1

2

Лекция учителя, практикум

Дискуссия

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

15-16

Статья. Очерк. Зарисовка. Фельетон. Эссе

1

1

2

Практикум

Конспект лекции учителя; практическая работа; беседа

17-21

Практика-погружение «Делаем заметку»

 

5

5

 

 

22-26

Практика-погружение «Собираем информацию»

 

5

5

 

 

27-31

Практика-погружение «Берём интервью»

 

5

5

 

 

32-36

 Практика-погружение «Делаем репортаж»

 

5

5

 

 

 

 

 

 

Содержание обучения

 

Раздел 1. Краткое введение в историю журналистики (8 часов)

Журналистика как вид деятельности. Профессия – журналист. Основы журналистики. Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ. Знакомство с законами о СМИ

Раздел 2. Основы журналистики (28 часов)

Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров. Информация. Заметка. Отчёт. Репортаж. Интервью. Пресс-релиз. Опрос. Обозрение, комментарий. Рецензия, корреспонденция. Статья. Очерк. Зарисовка. Фельетон. Эссе.

 


Список литературы

1. Виноградов В.В. О языке художественной литературы - М. Гослитиздат, 1959 г.

2. Григорьева-Ершова Т.И. (составитель) «Стилистика русского языка». Тольятти, «Развитие через образование», 2003 г.

3. ЕфимовА.И. Стилистика художественной речи. МГУ, 1961г.

4. Капина В И. Развитие речи: теория и практика обучения. М. Динка-Пресс, 1994 г.

5. Колганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. М. 1997г.

6. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями разных жанров. М., «Русское слово», 2008г.

7. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. Москва-Санкт-Петербург, «Питер», 2006г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дом детства и юношества «Школа самоопределения»

Дом детства и юношества «Школа самоопределения»

Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе

Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе

Познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества 2

Познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества 2

Образовательный результат и критерии оценивания

Образовательный результат и критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Обозрение, комментарий. Рецензия, корреспонденция 1 1 2

Обозрение, комментарий. Рецензия, корреспонденция 1 1 2

Григорьева-Ершова Т.И. (составитель) «Стилистика русского языка»

Григорьева-Ершова Т.И. (составитель) «Стилистика русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2023