«Рассмотрено и принято» Руководитель ШМО
_______/ Виноградова С.П./ Протокол № ___от
28»августа 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» __________/ Морозова Л.А./
«29» августа 2016 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» ___________/ Дроздов С.С. / Приказ № ___от
«01» сентября 2016 г. |
Рабочая программа педагога
Виноградовой Светланы Петровны,
I квалификационная категория,
элективного курса по русскому языку
«Искусство владеть словом». 10 класс
Срок реализации программы – 1 год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
С чего начинаются первые шаги в журналистику? Может ли удачное написание школьного сочинения служить началом постижения одной из самых востребованных профессий в наш информационный век? Конечно, ведь принципы работы над сочинением такие же, как и принципы работы над любым текстом.
Сочинение – тот вид деятельности, который необходим в эпоху развития глобальных коммуникаций.
Старшеклассники серьезно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роль писателей, критиков, издателей, журналистов и редакторов.
Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала.
Цель курса - расширить и углубить знания учащихся о жанрах сочинений, дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.
Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле- и радиожурналистов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач. Курс будет полезен всем учащимся, желающим углубить знания о теории и практике написания сочинений разных жанров.
Программа объединения направлена на достижение следующих задач:
- освоить культуру устной и письменной речи;
- раскрыть особенности текста;
- расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений;
- научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинения, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;
- привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- писать сочинения в газетных жанрах;
- отбирать фактический и языковой материал для сочинения того или иного жанра;
- учиться редактировать тексты сочинений;
- активно владеть жанрами сочинений, значимыми в учебной деятельности учащихся.
Курс рассчитан на 35 часов, занятия проводятся один раз в неделю.
Содержание программы
Язык и речь. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Речевой этикет как правило речевого общения.
Литературный язык. Литературные нормы
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая. Норма литературного языка. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского языка.
Функциональные стили речи
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначения. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанрыофициально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы ее использования, назначение. признаки публицистического стиля. Языковые функции стиля. Лексика, фразеология, синтаксис публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. О чем и как писать в газете?
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловом, научной и публицистической сферах общения.
Текст как речевое произведение
Текст, его строение. Виды преобразования текста. Анализ публицистического текста.
Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между предложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможности языковых средств.
Виды преобразования текста. Реферат
Реферат как вид текста. Цель реферата. Требования к реферату. Ключевые слова и выражения: реферировать, реферативный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова – «скрепы», научная информация.
У каждого сочинения – свой жанр. Речевые жанры
Единство содержания и формы. Источник материала сочинений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?
Репортаж
Репортаж – один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «Я».
Интервью
Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности интервью. Интервью не просто беседа. В чем своеобразие языка интервью. Речевая ситуация.
Портретный очерк. Проблемный очерк
Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Полемический характер проблемного очерка. Правила построения текста-рассуждения.
Портретный очерк – один из видов очерка. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.
Путевой очерк (путевые заметки)
Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Типы речи путевых заметок.
Статья
Статья как жанр публицистики. Виды статей (передовые, пропагандистские, проблемные, политические, научно-популярные). Задача статьи. Языковые особенности статьи.
Эссе
Особенности эссе как жанра. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.
Создание эссе на одну из близких учащимся тем. («Когда мои друзья со мной», «Куда уходит детство?», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Век живи – век учись…» и т.д.).
Аннотация, отзыв, рецензия
Рецензия как разновидность критической статьи. Отличие рецензии от отзыва и аннотации. Особенности жанра рецензии. Стили и типы речи в рецензии. Требования к форме рецензии. Языковые средства в рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.
Дневниковые записки
Дневник как форма повествования от первого лица. Понятие о дневнике. Роль рефлексии в ведении дневниковых записей.
Дневники великих людей (например, Л.Н. Толстого). Дневник – литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.
Эпистолярный жанр
Особенности эпистолярного жанра, роль переписки в жизни культурного человека минувших эпох и современности. Разные виды писем. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Колич. часов |
Дата |
1. |
Язык и речь. Понятие о культуре речи. Речевой этикет. |
1 |
|
2. |
Литературный язык. Литературные нормы. |
1 |
|
3. |
Функциональные стили речи. |
4 |
|
4. |
Текст как речевое произведение. Повторение. |
1 |
|
5. |
Речь газет, радио, журналов. Язык тульской прессы. |
1 |
|
6. |
Контрольная работа. Проверка и закрепление знаний о стиле и языковых нормах. |
1 |
|
7. |
Виды преобразования текста. Реферат как вид текста. |
2 |
|
8. |
У каждого сочинения – свой жанр. Речевые жанры. |
1 |
|
9. |
Репортаж. |
2 |
|
10. |
Форма контроля: сочинение-репортаж. |
1 |
|
11. |
Интервью. |
2 |
|
12. |
Портретный очерк. Контроль: сочинение в жанре портретного очерка. Проблемный очерк. |
3 |
|
13. |
Путевой очерк. |
1 |
|
14. |
Статья. Форма контроля: статья в школьную газету. |
3 |
|
15. |
Эссе. Форма контроля: сочинение в жанре эссе. |
3 |
|
16. |
Аннотация, отзыв, рецензия. Форма контроля: рецензия на литературное произведение. |
3 |
|
17. |
Дневниковые записи. Форма контроля: сочинение-дневник. |
2 |
|
18. |
Эпистолярный жанр. Форма контроля: сочинение-письмо. |
2 |
|
19. |
Итоги. Выпуск альманаха сочинений газетных жанров. |
1 |
|
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М., 1986 г.
2. Власенков А. И., Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2015 г.
3. Грекова Е. Алгоритм сочинения. – М., 1995 г.
4. Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1997 г.
5. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах: пособие для учителей. – М., 1977 г.
6. Иванова С.В. Обучение устному и письменному высказыванию: 9-10 кл. – Литература в школе. – 1999. - №6.
7. Карнаух Н.Л. Эссе как один из видов школьного сочинения. – Русская словесность. – 2000. - №5.
8. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»: пособие для учащихся. /сост. Т.А. Ладыженская, М., 1986г.
9. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на Дону, Легион, 2015.
10. Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995 г.
11. Никитина Е.И. Эссе-воспоминание. – Русский язык в школе. – 1999. - №3
12. Попкова Л.В. Из опыта обучения написанию сочинений. – Русский язык в школе. – 2001. - №5
13. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.
14. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. - Ростов-на Дону, Легион, 2015.
15. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. 10-11 классы. Нормы речи. Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. Изд. 3, перераб. - Ростов-на Дону: Легион, 2016.
16. Щепина О. Анализ текста в 10 классе как форма подготовки к сочинению. – Русский язык в школе. – 2002. - №2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.