Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
города Кизилюрт Республики Дагестан
Рассмотрено на заседании ШМО истории и обществознания
Руководитель ШМО ______/__________________/ Протокол №2 от 29.08.2019 г. |
Согласовано на методическом совете школы Председатель методсовета __________/________________/
Протокол №1 от 30.08.2019
|
Утверждаю: Директор МКОУ СОШ №7 __________/ А.И. Азизов/
Протокол педсовета №1 от 31.08.2019
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию в 7 классе
«Подросток и закон»
Уровень образования (класс)
основное общее образование (7 классы)
Количество часов 34
Составитель учитель истории и обществознания
Магомедова Аминат Алмасовна
Программа разработана на основе
программы факультативного курса «Знаю ли я свои права», сб.Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы, сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2016. , программы элективного курса «Основы права», Н.А. Швецовой, сб. Право:
1.Планируемые результаты организации внеурочной деятельности по обществознанию «Подросток и закон»
7 классы (2017-2018 уч.год):
Основы теории права
Выпускник научится:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
- называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
- формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
- находить и извлекать информацию о правовом положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать и конкретизировать фактами, в том числе правового характера, социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
- показывать влияние происходящих в области права изменений на положение России в мире.
Личность, право, государство.
Выпускник научится:
- использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
- на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
2. Содержание курса
7-й класс
34 часа
Цели: развивать умения по применению правовых знаний в жизни.
1-я линия развития личности. Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий. Объяснять разнообразие современного мира с учетом знаний о его устройстве
2-я линия развития личности. Определять свою позицию. Уметь договариваться, оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения. Объяснять отличия своих оценок от других. Учиться делать нравственный и правовой выбор с точки зрения знаний об устройстве современного общества.
3-я линия развития личности. Действовать в правовых и нравственных нормах. Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков. Отмечать значимость своего вклада в правовые способы и средства защиты правопорядка в обществе.
Раздел 1. Основы теории права (16 ч.)
Право в системе социального регулирования. Понятие, признаки, функции права. Формы (источники) права. Юридическая сила. Правовые нормы. Система права и система законодательства. Основные отрасли права. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений, их виды. Правовой институт. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Виды правонарушений. Презумпция невиновности.
Проектная деятельность по теме «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность».
Раздел 2. Личность, право, государство (18 ч.)
Понятие государства. Форма государства, ее элементы. Конституция РФ – Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. Система органов государственной власти в РФ. Правоохранительные органы в РФ.
Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституция РФ и защита прав человека. Виды прав человека: гражданские (личные), политические, социальные, экономические и культурные права. Важность соблюдения прав других людей. Нарушение прав человека (геноцид, дискриминация).
Проектная деятельность «Правовые способы решения конфликтов». Законы. Презумпция невиновности.
Проектная деятельность «Правовые способы защиты прав граждан». Поддержание порядка с помощью законов – самый надёжный способ установления справедливости в обществе. Процесс принятия законов в РФ. Механизм реализации законов и защиты прав граждан в РФ. Правоохранительные органы РФ. Санкции общества за правонарушения (преступления и проступки).
Защита прав детей в обществе. Международное право по защите прав детей (Конвенция о правах ребенка). Правоспособность и дееспособность ребенка. Механизмы защиты прав ребенка в РФ. Ответственность несовершеннолетних, в т.ч. уголовная.
Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.
Проектная деятельность по теме «Система органов государственной власти в РФ». Проектная деятельность по теме «Судебная система РФ».
Результаты – требования к уровню подготовки в конце 7-го класса
1-я линия развития личности (интеллектуально-познавательные действия):
- Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого поведения, состояния правосознания.
- Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в правовой сфере.
- Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми на основе права. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
2-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия):
- Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого поведения, основам правового устройства общества.
- Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в правовой сфере. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
3-я линия развития личности (нравственно-оценочные, личностные действия).
- Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами и нормами права.
Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Обществознание, 7-й класс: формирование единой с курсом системы понятий, структуры общественных связей.
История, 7-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через знания о правовых системах разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.
География, 7-й класс: правовая основа взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
3.Тематическое планирование.
Раздел
|
Кол-во часов |
Темы уроков, входящие в данный раздел |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся
|
|
|
|
|
|||||
7 класс |
|
|||||
Раздел 1. Основы теории права. |
16 |
|
|
Познавательные УУД: - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; - анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне; - устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности - выдвигать версии - планировать учебную деятельность -работать по плану, сверяясь с целью -находить и исправлять ошибки -оценивать степень и способы деятельности и достижения цели Коммуникативные УУД: - Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами. Познавательные УУД: – утанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему во внеурочной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошиб-ки; – оценивать степень и способы деятельности и достижения цели. Коммуникативные УУД: – излагать свое мнение в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; – корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. |
|
|
|
|
Право в системе социального регулирования. |
1 |
|
|
|
|
|
Понятие, признаки, функции права. |
1 |
|
|
|
|
|
Формы (источники) права. |
1 |
|
|
|
|
|
Юридическая сила. |
1 |
|
|
|
|
|
Правовые нормы. |
1 |
|
|
|
|
|
Система права. |
1 |
|
|
|
|
|
Основные отрасли права. |
1 |
|
|
|
|
|
Правовой институт. |
1 |
|
|
|
|
|
Система права и система законодательства |
1 |
|
|
|
|
|
Структура правоотношения |
1 |
|
|
|
|
|
Субъекты правоотношений, их виды. |
1 |
|
|
|
|
|
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. |
1 |
|
|
|
|
|
Виды правонарушений. |
1 |
|
|
|
|
|
Презумпция невиновности. |
1 |
|
|
|
|
|
Проектная деятельность по теме «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность».
|
2 |
|
|
|
Раздел 2. Личность, право, государство . |
18 |
|
|
Познавательные УУД: – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; – устанавливать причинно - следственные связи – на простом и сложном уровне; – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникатив-ные УУД: – излагать своё мнение(в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; – организовывать работув паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения); – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах); – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ; – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. |
|
|
|
|
Понятие государства. Форма государства, ее элементы. |
1 |
|
|
|
|
|
Правовое государство: понятие и признаки. |
1 |
|
|
|
|
|
Конституция РФ – Основной закон государства. |
1 |
|
|
|
|
|
Основы конституционного строя РФ. |
1 |
|
|
|
|
|
Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. |
1 |
|
|
|
|
|
Всеобщая декларация прав человека. |
1 |
|
|
|
|
|
Защита прав детей в обществе. |
1 |
|
|
|
|
|
Правоспособность и дееспособность ребенка. |
1 |
|
|
|
|
|
Механизмы защиты прав ребенка в РФ. |
1 |
|
|
|
|
|
Ответственность несовершеннолетних. |
1 |
|
|
|
|
|
Проектная деятельность по теме «Правовые способы решения конфликтов».
|
2 |
|
|
|
|
|
Проектная деятельность по теме: «Система органов государственной власти в РФ» |
1 |
|
|
|
|
|
Проектная деятельность по теме «Правовые способы защиты прав граждан». |
1 |
|
|
|
|
|
Практическая работа «Составление жалобы (обращения) на действия должностного лица». |
1 |
|
|
|
|
|
Проектная деятельность по теме «Судебная система РФ».
|
1 |
|
|
|
|
|
Практическая работа «Составление искового заявления». |
1 |
|
|
|
|
|
Проектная деятельность по теме «Правоохранитель-ные органы в РФ. Нотариат: понятие и задачи ». |
1 |
|
|
|
Итого: |
34ч. |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.