«Практикум по геометрии, 8класс».
Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии списьмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Данный элективный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по которому ведется преподавание в образовательной организации.
Цельэлективногокурса:
создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне.
Задачиэлективногокурса:
расширениекругозора,повышениемотивацииобучающихсякизучениюгеометрии; создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач; развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать факты;
обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся; совершенствованиепрактическихнавыков,математическойкультурыобучающихся; применениегеометрическогоаппаратадлярешенияразнообразныхматематических
задач.
1. Планируемыерезультатыосвоенияэлективногокурса.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию уобучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностныерезультаты:
патриотическое воспитание – проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российскихучёных-математиков(Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности
№2);
эстетическое воспитание – восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности (Основные направления воспитательной деятельности № 4);
ценности научного познания – формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности
№5);
экологическое воспитание – ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичностьмышления,инициатива,находчивость,активностьприрешении
математическихзадач.
Метапредметныерезультаты:
умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения,ставитьиформулироватьдля себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки; пониманиесущностиалгоритмическихпредписанийиумениедействоватьв
соответствииспредложенным алгоритмом.
Предметныерезультаты:
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладениенавыкамиустных,письменных,инструментальныхвычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур;
использовать свойстваизмерения длин, углов при решении задачнанахождениедлины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности;
вычислятьдлинуокружности, длинудуги окружности
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочника и технические средства.
Обучающийсянаучится:
• оперироватьнабазовомуровнепонятиямигеометрическихфигур;
• извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
• применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
• решатьзадачинанахождениегеометрическихвеличинпообразцамилиалгоритмам;
• оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенствотреугольников,параллельность прямых,перпендикулярность прямых, углымежду прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
• выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
• применятьформулырасчетапериметрафигурыпривычислениях;
• применятьтеоремуПифагорадлявычислениядлиннеизвестныхсторонтреугольника, расстояний, в простейших случаях;
• изображатьтиповыеплоскиефигурыотрукииспомощьюинструментов;
• выбиратьподходящийметоддлярешенияизвестныхтиповматематическихзадач. В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни;
• выполнятьпростейшиепостроениянаместности,необходимыевреальнойжизни.
Обучающийсяполучитвозможность:
• овладетьметодамирешениязадачнавычисленияидоказательства:методомот противного, методом перебора вариантов;
• приобрестиопытпримененияалгебраического итригонометрическогоаппаратапри решении геометрических задач.
2. Содержаниекурса
Раздел1.Углы.Треугольники(14 часов)
Величина угла. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы. Признаки и свойства параллельных прямых. Углы при параллельных прямых и секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Биссектриса, высота, медиана треугольника. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Признаки равенства треугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Средняя линия треугольника. Неравенство треугольника. Треугольники на клетчатой бумаге.
Раздел2.Многоугольники(8 часов)
Многоугольник, его элементы и его свойства. Сумма углов выпуклого многоугольника. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Средняя линия трапеции. Четырехугольники на клетчатой бумаге.
Раздел3.Окружность.Круг(12часов)
Окружность, круг, их элементы и свойства. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Хорды и дуги. Центральные углы. Вписанные углы. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
№ занятия |
Темы |
Дата(план) |
Дата(факт) |
Основные виды деятельности обучающихся(науровнеучебных действий) |
Материально- техническое оснащение (оборудование)* |
Универсальные учебные действия (УУД),проекты,ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
Основные направления воспитательной деятельности** |
|
Раздел1.Углы.Треугольники14часов |
||||||
1 |
Угол. Смежные и вертикальныеуглы |
|
|
Объяснять, что такое угол и градусная мера угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать утвержденияосвойствахсмежных ивертикальныхуглов;объяснятьс помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двухпрямыхсекущей,называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, знать свойства ипризнакипараллельныхпрямых. Формулировать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, знать свойства углов в равнобедренном иравностороннем треугольниках. Знать определения высоты, медианы, биссектрисы, серединногоперпендикуляра, среднейлиниитреугольника. |
1, 2, 3, 5, 8 |
Личностные: формирование стартовоймотивациикобучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулироватьучебнуюпроблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находитьв тексте информацию,необходимуюдляее решения. ИКТ-компетенции: 1) самостоятельно находить информациювинформационном поле; 2) анализироватьинформацию; |
2, 4 |
2 |
Углыприпараллельных прямых и секущей |
|
|
||||
3 |
Сумма углов треугольника. Внешниеуглытреугольника |
|
|
||||
4 |
Биссектриса,высота,медиана треугольника |
|
|
||||
5 |
Равнобедренныйтреугольник |
|
|
||||
6 |
Равностороннийтреугольник |
|
|
||||
7 |
Признакиравенства треугольников |
|
|
||||
8 |
Прямоугольныйтреугольник |
|
|
||||
9 |
Признакиравенства прямоугольных треугольников |
|
|
||||
10 |
ТеоремаПифагора |
|
|
||||
11 |
Средняялиниятреугольника |
|
|
||||
12 |
Неравенствотреугольника |
|
|
||||
13 |
Треугольникинаклетчатой бумаге |
|
|
||||
14 |
Проверочнаяработапотеме «Углы.Треугольники» |
|
|
|
|
|
|
Формулировать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника. Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Уметь формулировать теоремуПифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления,связанныестеоремой Пифагора. Находить элементы треугольниканаклетчатойбумаге. |
|
3)составлятьпланобобщенного характера. Межпредметные понятия: сравнение,схема,расстояние, признаки, масштаб,свойства, классификация |
|
|
Раздел2.Многоугольники8часов |
||||||
15 |
Многоугольник.Суммауглов выпуклого многоугольника |
|
|
Формулировать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике,ромбе,квадрате, трапеции. Изображать и распознавать многоугольники на чертежах; в том числе на клетчатой бумаге, показывать элементы: высоты, диагонали параллелограмма, трапеции, равнобедреннойипрямоугольной трапеций,прямоугольника,ромба, квадрата; формулировать утвержденияобихсвойствах и |
1, 2, 3, 11, 12, 13, 14, 15 |
Личностные:формированиеволии настойчивостивдостижениицели; формирование нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: умениесоставлять план работы, контролироватьпроцесс,вносить коррективы. Познавательные:умениевыполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничествоисовместную деятельностьсучителеми |
4, 5, 8 |
16 |
Параллелограмм |
|
|
||||
17 |
Ромб |
|
|
||||
18 |
Прямоугольник,квадрат |
|
|
||||
19 |
Трапеция,средняялиния трапеции |
|
|
||||
20 |
Прямоугольная, равнобедреннаятрапеция |
|
|
||||
21 |
Четырехугольникина клетчатой бумаге |
|
|
||||
22 |
Практическаяработапотеме: «Многоугольники» |
|
|
|
|
|
|
признаках; решать задачи на вычисление, построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Знать определениеисвойствасредней линии трапеции. |
|
сверстниками. ИКТ-компетенции: 1) умение сравнивать и сопоставлятьинформациюиз нескольких источников; 2) умениеинтерпретироватьи представлятьинформацию. Межпредметные понятия: утверждение,вид,исследование, сравнение, схема, аналогия |
|
|
Раздел3.Окружность.Круг12часов |
||||||
23 |
Касательнаяисекущаяк окружности |
|
|
Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать теоремы: о вписанном угле. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать теоремы: о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольникиописаннойоколо многоугольника; формулировать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного |
1, 2, 3, 4, 11 |
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению,развитиеспособностик самообразованию. Регулятивные: умение определять последовательностьпромежуточных целей с учетом конечного результата, осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решениипроблемтворческогои поискового характера. Коммуникативные:проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого,адекватноемежличностное восприятие. ИКТ-компетенции: 1) умениесобиратьиизвлекать информацию; 2) умение применять существующую схему организациииликлассификации. Межпредметныепонятия:площадь, |
2, 5, 8 |
24 |
Хордыи дуги |
|
|
||||
25 |
Центральныеуглы |
|
|
||||
26 |
Вписанныеуглы |
|
|
||||
27 |
Длинаокружностииплощадь круга |
|
|
||||
28 |
Практическаяработапотеме: «Окружность.Круг» |
|
|
||||
29 |
Вписаннаявтреугольник окружность |
|
|
||||
30 |
Описаннаяоколо треугольникаокружность |
|
|
||||
31 |
Вписанная в четырехугольникокружность |
|
|
||||
32 |
Описаннаяоколо четырехугольника окружность |
|
|
||||
33 |
Проверочнаяработапотеме «Окружность.Круг» |
|
|
||||
34 |
Занятие по обобщению и систематизациизнанийза курс |
|
|
|
|
|
|
четырёхугольника;решатьзадачи на вычисление и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками. |
|
масштаб,дуга,сравнение,схема, аналогия, классификация |
|
|
Итого |
34 |
|
|
проверочныеработы–2 практическиеработы-2 |
|
*Материально-техническоеоснащение(оборудование)1.Интернет-ресурс:
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2
2. Учебноепособиедляобучающихся «Практикумпогеометрии,8класс», ГБОУИРОКраснодарскогокрая, 2021.
3. Учебно-методическоепособиедляучителя«Реализацияэлективногокурса«Практикумпогеометрии»,8класс»,ГБОУИРОКраснодарского края, 2021.
4. Классныйнаборчертежныхинструментов(линейкаклассная,угольникклассный,циркульклассный,транспортирклассный)
5. Доскамагнитно-маркернаяили меловая.
6. Проектормультимедийныйскреплением
7. Компьютер(ноутбук)педагога.
8. Компьютер(ноутбук)обучающегося.
9. Системаголосования(приналичиивОО).
10. Интерактивнаядоска(приналичиивОО).
11. Индивидуальныйнаборчертежныхинструментовобучающегося(линейка,угольник,транспортир).
12. Ножницы.
13.Клей.
14. Цветнаябумага,картон.
15. Проволока
**Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности
2.Патриотическое воспитание.
4.Эстетическое воспитание
5.Ценностинаучногопознания.
8.Экологическое воспитание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.