Рабочая программа элективного курса
«Решение задач с экономическим содержанием»
Пояснительная записка.
Требования нашего государства и общества к воспитанию делового, конкурентоспособного человека, имеющего развитое экономическое мышление и подготовленного к жизни в условиях рыночной экономики, делают необходимым изучение основ финансовой грамотности в школе.
Математические задачи с экономическим содержанием являются эффективным средством формирования понятий и изучения моделей и методов математики, а также других дисциплин. В рамках школьного курса математики нет возможности уделить достаточно внимания решению задач с экономическим содержанием. Тем не менее, такие задачи включаются в единый государственный экзамен и вызывают у учащихся трудности при решении, обусловленные отсутствием практики решения подобных задач, неимения навыков систематичного и последовательного анализа задачи, построения необходимой модели решения, непониманием встречающихся терминов.
Разработанный элективный курс «Решение задач с экономическим содержанием», предназначен для обучающихся 10 классов средней общеобразовательной школы, направлен на формирование у обучающихся общего подхода к решению задач с экономическим содержанием. При предлагаемом нами подходе задача рассматривается как модель какого-либо явления, процесса, ситуации, и её решение требует применения математических знаний, логики, понимания понятий из области экономики для преобразования условий задачи в такую модель, которая позволит получить ответ.
Цели курса:
· дополнительная подготовка старшеклассников к ЕГЭ по математике;
· формирование общего подхода к решению задач с экономическим содержанием;
· формирование ключевых компетенций ‒ готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Задачи курса:
· освоение основных экономических понятий, навыков и умений, необходимых в условиях рыночной экономики;
· развитие умения планировать, навыков принятия экономически обоснованных решений;
· изучение математических моделей, используемых в экономике;
· формирование навыков моделирования, как способа решения прикладных задач;
· освоение алгоритма решения задач с экономическим содержанием.
Данная программа рассчитана на преподавание элективного курса в объёме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения элективного курса
В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать
· понятия о простых и сложных процентах, дифференцированных и аннуитетных платежах, о целевых функциях;
· формулу сложных процентов;
· формулы для вычисления n–го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий для решения задач на вклады;
· формулы для вычисления суммы выплаты и долга при погашении кредитов;
· правила и формулы дифференцирования и интегрирования;
· алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений непрерывной функции на промежутке;
· знать этапы математического моделирования в процессе решения задач, особенности моделирования экономических процессов;
· знать типологию задач с экономическим содержанием;
· значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
· широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
· значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций, связанных с некоторыми экономическими задачами.
В результате изучения курса обучающийся должен уметь
· анализировать информацию экономического содержания, представленную в виде графиков и диаграмм;
· решать задачи на вклады, кредиты с применением формул простых и сложных процентов;
· решать задачи на оптимизацию, производственного и бытового характера с применением аппарата математического анализа и без него (через исследование функций без производной);
· уметь реализовывать этапы построения моделей при решении задач с экономическим содержанием.
К метапредметным результатам освоения элективного курса относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные:
· ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
· осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные:
· обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
· ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
· докладывать устно и письменно о результатах своего исследования;
· уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
· самостоятельно и осмысленно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
· ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Коммуникативные:
· владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
· уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью.
Содержание учебного курса
1. Основы математического моделирования при решении задач с экономическим содержанием (6ч)
Понятие о математической модели. О математических моделях в экономике. Схема процесса математического моделирования. Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм, таблиц. Примеры использования математических знаний: проценты, функции, формулы n-го члена и суммы арифметической и геометрической прогрессий, уравнения и неравенства, производная в решении задач с экономическим содержанием.
2. Текстовые арифметические задачи (2ч)
Практико-ориентированные задачи товарно-денежные отношения базового и повышенного уровней сложности из открытого банка ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений. Задачи, связанные с налогами. Сравнение стоимости товара в процентах. Задачи на последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов. Задачи на проценты с экономическим содержанием по теории вероятностей.
3. Задачи о вкладах и кредитах (10ч)
Формула сложных процентов. Проценты по вкладам (депозитам). Дифференцированные платежи. Аннуитетные платежи.
5. Задачи оптимизации производства товаров и услуг (9 ч)
Понятие о задачах оптимизации. Линейное программирование. Понятие о целевой функции. Логический перебор в задачах оптимизации. Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. Линейные нецелевые функции с целочисленными точками экстремума. Графическая иллюстрация в задачах на оптимизацию. Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума. Нелинейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума. Применение производной к исследованию нелинейных целевых функций.
6. Другие задачи (2ч)
Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п.
Тематическое планирование
(1 ч в неделю, всего 34 часа)
№ п/п |
Содержание материала |
Количество часов |
Форма организации занятия
|
Виды контроля |
Основы математического моделирования при решении задач с экономическим содержанием |
|
|
|
|
1. |
Предмет и задачи курса. Понятие о математической модели. О математических моделях в экономике. |
1 |
Лекция Фронтальная беседа |
Самостоятельная работа |
2. |
Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм, таблиц |
2 |
Фронтальная беседа Работа в парах |
Диагностическая работа №1 |
3. |
Примеры использования математических знаний в решении задач с экономическим содержанием. |
3 |
Лекция Фронтальная беседа Практикум: работа в группах |
|
Текстовые арифметические задачи |
|
|
|
|
4. |
Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения |
2 |
Практикум |
Диагностическая работа №2 |
5. |
Задачи, связанные с налогами |
1 |
Практикум |
|
6. |
Сравнение стоимости товара в процентах |
1 |
Фронтальная беседа |
|
7. |
Задачи на последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов |
1 |
Фронтальная беседа Работа в парах |
|
8. |
Задачи на проценты с экономическим содержанием по теории вероятностей |
1 |
Практикум |
Диагностическая работа №3 |
9. |
Формула сложных процентов |
1 |
Лекция Фронтальная беседа |
Самостоятельная работа |
Задачи о вкладах и кредитах |
|
|
|
|
10. |
Решение задач на вклады |
2 |
Практикум |
|
11. |
Дифференцированные и аннуитетные платежи |
1 |
Лекция
|
|
12. |
Решение задач на кредиты с аннуитетными платежами |
3 |
Фронтальная беседа Семинар -практикум |
Самостоятельная работа |
13. |
Решение задач на кредиты с дифференцированными платежами |
3 |
Фронтальная беседа Семинар -практикум |
Диагностическая работа №4 |
Задачи на оптимизацию |
|
|
|
|
14. |
Понятие о задачах оптимизации.
|
1 |
Лекция
|
|
15. |
Логический перебор в задачах оптимизации. |
1 |
Фронтальная беседа Практикум |
|
16. |
Графическая иллюстрация в задачах на оптимизацию. |
2 |
Лекция Фронтальная беседа Работа в группах
|
|
17. |
Применение производной к исследованию нелинейных целевых функций |
2 |
Лекция Работа в группах |
|
18. |
Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: на распределение, прибыль и т.п. |
2 |
Лекция Работа в парах
|
|
итого |
34 часа |
|
|
Список литературы
1) Прокофьев А.А., Корянов А.Г. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Социально-экономические задачи. Задание 17. – М.: Легион, 2019. -160с.
2) Садовничий Ю.В. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Задания с развернутым ответом. – М.: издательство «Экзамен», 2019.- 654с.
3) Шестаков С.А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2018. – 208с.
ИНТЕРНЕТ – ресурсы
1) https://4ege.ru/video-matematika/ - видеоуроки по решению задачи №17
2) https://www.legionr.ru/webinars/matematika/ - вебинары издательства «Легион»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.