Рабочая программа учебного предмета «Математика » для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)
Оценка 4.7

Рабочая программа учебного предмета «Математика » для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)

Оценка 4.7
Документация
docx
математика
13.09.2020
Рабочая программа учебного предмета «Математика » для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)
математика.docx

Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного предмета «Математика » для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1) разработана на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года  No 1599);

- Примерной рабочей программы для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- авторской программы Т. В. Алышевой  (Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М. : Просвещение, 2017).

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

МБОУ «Гимназия №1

            

       Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

          Основной целью обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью  является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью :

      формирование доступных умственно  обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

      коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

      формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Согласно учебному плану на изучение курса «Математика » во 2 классе отводится

136 часов (4 часа в неделю)

 

Рабочая программа ориентирована на УМК:

- Математика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /Т. В. Алышева  – М. : Просвещение, 2019

- Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы – М. : Просвещение, 2019

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения предмета

         Принятие и частичное освоение социальной роли обучающего, начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;

         умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики, сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической терминологии;

         проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные навыки по осуществлению этой помощи;

         начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебнике, новой математической операции ( учебного задания)- под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;

         начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся ( элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и их кратких записей), использование иллюстраций в качестве опоры для практической деятельности;

         понимание и воспроизведение записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение использовать их при организации практической деятельности;

         умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в соответствии с мнением ( замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающему при необходимости;

         умение производить элементарную самооценку результатов выполнения практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;

         начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно- бытового труда;

         отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.

Предметные результаты освоения предмета

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Нумерация

- знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;

- знание количественных, порядковых числительных в пределах 20;

- знание десятичного состава чисел 11- 20, их откладывание ( моделирование ) с использованием счетного материала

- знание десятичного состава чисел 11- 20, их откладывание ( моделирование ) с использованием счетного материала

- знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке, месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;

- знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке, месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20;

- умение получить следующее число, предыдущее число в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1;

- знание способов получения следующего, предыдущего чисел в пределах 20 путем увеличения, уменьшения числа на 1 ; умение получить следующее число, предыдущее число данным способом;

- осуществление счета предметов в пределах 2-, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;

- осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и равными числовыми группами по 2, 3; осуществление счета в заданных пределах;

- выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства и сравнения; сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление взаимнооднозначного  соответствия предметных совокупностей или их частей;

- выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства и сравнения; сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление взаимнооднозначного  соответствия предметных совокупностей или их частей, месте каждого числа в числовом ряду;

- знание состава чисел 2-10 из двух частей ( чисел)

 

Единицы измерения и их соотношения

- знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм, соотношения 1дм=10см

- знание единицы измерения ( меры) длины

1 дм, соотношения 1дм=10см; выполнение измерений длины предметов с помощью модели дециметра;

- умение  соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше(длиннее), чем 1 дм, меньше ( короче), чем 1 дм; такой же длины ( с помощью учителя);

-умение  соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше(длиннее), чем 1 дм, меньше ( короче), чем 1 дм; равно 1 дм( такой же длины);

- умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами ( 1дм2см)( с помощью учителя);

- умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами ( 1дм2см);

- знание единицы измерения (меры) времени 1ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч.

- знание единицы измерения (меры) времени 1ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч и получаса;

- выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени  с помощью учителя)

выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени

Арифметические действия

-знание компонентов и результатов сложения и вычитания, использования их в собственной речи ( с помощью учителя);

знание компонентов и результатов сложения и вычитания, использования их в собственной речи;

- понимание смысла математических отношений « больше на….», «меньше на…»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи ( составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;

-понимание смысла математических отношений « больше на….», «меньше на…»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи ( составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц

- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 ( полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток ( с подробной записью решения);

- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 ( полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток;

-знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного ( с помощью учителя);

-знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного;

- знание переместительного свойства, умение использовать его при выполнении вычислений;

- знание переместительного свойства, умение использовать его при выполнении вычислений; умение находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание)

Арифметические задачи

- понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко (с помощью учителя); умение записать решение и ответ задачи;

- понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко; умение записать решение и ответ задачи;

- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц ( с отношением « больше на…», « меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;

- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц ( с отношением « больше на…», « меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;

- составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, краткой записи ( с помощью учителя;

- составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, краткой записи; выполнение решения составной  арифметической задачи в два действия на основе моделирования содержания задачи;

Геометрический материал

- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок заданной длины;

- умение выполнить измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами ( 1дм 2см)

- умение сравнивать отрезки по длине;

- умение сравнивать длину отрезка с 1 дм, сравнивать отрезки по длине;

- умение построить отрезок, равный по длине данному отрезку ( такой же длины) ( с помощью учителя)

- умение построить отрезок, равный по длине данному отрезку (такой же длины);

- умение различать линии: прямую, отрезок, луч;

- знание различий между линиями (прямой, отрезком, лучом);

- умение построить луч с помощью линейки;

- умение построить луч с помощью линейки;

- знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге ( с помощью учителя);

- знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге

- знание элементов четырехугольников

 ( прямоугольника, квадрата), треугольника;

- знание элементов четырехугольников

( прямоугольника, квадрата), треугольника; знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;

- умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам ( вершинам) на бумаге в клетку ( с помощью учителя);

- умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам ( вершинам) на бумаге в клетку

 

 


 

Содержание учебного курса « Математика» (136ч.)

2 класс

Первый десяток ( 12ч.)

Нумерация чисел в пределах 10

                    Сравнение чисел в пределах 10 с использованием знаков равенства  и сравнения. Установление отношения « равно» с помощью знака равенства. Установление отношений « больше», «меньше» с помощью  знака сравнения. Упорядочение чисел в пределах 10.

Сравнение чисел. Сравнение отрезков по длине

Контроль и учет знаний.

Второй десяток (121ч.)

          Нумерация чисел в пределах 20

             Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1 ; получение предыдущего числа путем уменьшения  числа на 1;

              Счет в пределах 20 ( счет по 1 и равными числовыми группами по 2,3). Счет в заданных пределах.

              Сравнение чисел в пределах 20, в том числе с опорой на их место в числовом ряду.

                Единицы измерения и их соотношения

  Единица измерения  длины – дециметр ( 1дм). Соотношение: 1дм = 10см. Сравнение длины отрезков с модельлью1 дм: больше ( длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм ( такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели дециметра.

Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами ( 1дм 2 см).

Единица измерения (мера) времени – час. ( 1 ч.) прибор для измерения времени часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с точностью до 1ч. Половина часа ( полчаса). Измерение времени по часам с точностью до получаса.

Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, времени ( в пределах 20)

               Арифметические действия

Название компонентов и результатов сложения и вычитания.

Увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десчток.

Переместительное свойство сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.

Вычитание однозначных чисел из двузначных путем разложения вычитаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, ее использование при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного.

Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических  действия ( сложение, вычитание).

Нуль как компонент сложения( 3+0=3, 0+3-3)

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени.

Деление на две равные части (поровну) на основе выполнения практических действий с предметными совокупностями.

 

Арифметические  задачи

Краткая запись арифметической задачи.

Простые арифметическме задачи на увеличение , уменьшение числа на несколько единиц ( отношением « больше на…», « меньше на…»).

Составление задач на увеличение , уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.

Составные арифметические задачи в два действия.

Геометрический материал

Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку ( такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1дм. Измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами ( 1дм 2см)

Луч. Построение луча.

Угол. Элеметы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника.

Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы прямоугольника, квадрата: углы, вершины, стороны.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам ( вершинам) на бумаге в клетку.

Итоговое повторение (3ч.)

Повторение. Что узнали. Чему научились.

Тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Кол-во часов

Первый десяток ( 12ч.)

1-8

1-8

Нумерация чисел (1-10). Повторение

8

9-10

9-10

Сравнение чисел

2

11

11

Сравнение отрезков по длине

1

12

12

Контроль и учет знаний

1

Второй десяток (121ч.)

13-14

1-2

Нумерация чисел (11-20). Числа 11-13

2

15-16

3-4

Нумерация. Числа 14-16.

2

17-19

6-7

Нумерация. Числа 17-19.

3

20-22

8-10

Нумерация. Число 20

3

23

11

Контроль и учет знаний

1

24-25

12-13

Мера длины - дециметр

2

26-28

14-16

Увеличение числа на несколько единиц

3

29-32

17-20

Уменьшение числа на несколько единиц

4

33

21

Контроль и учет знаний

1

34

22

Луч.

1

35-37

23-25

Сложение и вычитание  без перехода через десяток. Сложение двузначного числа с однозначным числом.

3

38-40

26-28

Вычитание однозначного числа из двузначного числа.

3

41-44

29-32

Получение суммы 20. Вычитание из 20

4

45-48

33-36

Вычитание двузначного числа из двузначного числа.

4

49

37

Сложение и вычитание  без перехода через десяток. Закрепление.

1

50

38

Контроль и учет знаний.

1

51-52

39-40

Сложение чисел с числом 0

2

53

41

Угол

1

54-56

42-43

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (стоимости)

2

57-58

44-45

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (длины)

2

59

46

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (массы)

1

60

47

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин(емкости)

1

61-64

48-51

Меры времени

4

65

52

Контроль и учет знаний

1

66-71

53-58

Сложение и вычитание без перехода через десяток ( все случаи)

6  

72

59

Контроль и учет знаний.

1

73-74

60-61

Виды углов

2

75-77

62-64

Составные арифметические задачи.

3

78-80

65-67

Сложение с переходом через десяток.

Прибавление чисел 2,3,4.

3

81-83

68-70

Сложение с переходом через десяток. 

Прибавление числа 5.

3

84-86

71-73

Сложение с переходом через десяток. 

Прибавление числа 6.

3

87-89

74-76

Сложение с переходом через десяток.

Прибавление числа 7.

3

90-92

77-79

Сложение с переходом через десяток. 

Прибавление числа 8.

3

91-93

80-82

Сложение с переходом через десяток.  Прибавление числа 9.

3

94-98

83-86

Состав двузначных чисел (11-18) из двух однозначных

4

99

87

Контроль и учет знаний

1

100-101

88-89

Четырехугольники

2

102-104

90-92

Вычитание с переходом через десяток. 

Вычитание чисел 2,3,4.

3

105-107

93-95

Вычитание с переходом через десяток.

Вычитание числа 5.

3

108-110

96-98

Вычитание с переходом через десяток.

 Вычитание числа 6.

3

111-113

99-101

Вычитание с переходом через десяток.

Вычитание числа 7.

3

114-116

102-104

Вычитание с переходом через десяток.

Вычитание числа 8.

3

117-119

105-107

Вычитание с переходом через десяток.

Вычитание числа 9.

3

120

108

Вычитание с переходом через десяток.  Закрепление.

1

121

109

Контроль и учет знаний

1

122

110

Треугольник

1

123-128

111-116

Сложение и вычитание с переходом через десяток

(все случаи)

6

129-130

117-118

Меры времени

2

131

119

Деление на две равные части

1

132

120

Сложение и вычитание с переходом через десяток

(все случаи).

Решение задач.

1

133

121

Контроль и учет знаний. Итоговая контрольная работа.

1

Итоговое повторение (3ч.)

134

1

 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

135-136

2-3

Повторение. Что узнали. Чему научились.

2

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Единицы измерения и их соотношения - знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм, соотношения 1дм=10см - знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм,…

Единицы измерения и их соотношения - знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм, соотношения 1дм=10см - знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм,…

Арифметические задачи - понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко (с помощью учителя); умение записать решение и ответ задачи; - понимание краткой записи…

Арифметические задачи - понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко (с помощью учителя); умение записать решение и ответ задачи; - понимание краткой записи…

- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок заданной длины; - умение выполнить измерение…

- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок заданной длины; - умение выполнить измерение…

Содержание учебного курса « Математика» (136ч

Содержание учебного курса « Математика» (136ч

Краткая запись арифметической задачи

Краткая запись арифметической задачи

Тематическое планирование № п/п № урока в теме

Тематическое планирование № п/п № урока в теме

Прибавление числа 6. 3 87-89 74-76

Прибавление числа 6. 3 87-89 74-76
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2020