Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика » для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1) разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Пр. Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года No 1599);
- Примерной рабочей программы для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- авторской программы Т. В. Алышевой (Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М. : Просвещение, 2017).
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
МБОУ «Гимназия №1
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основной целью обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения математике обучающихся с легкой умственной отсталостью :
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Согласно учебному плану на изучение курса «Математика » во 2 классе отводится
136 часов (4 часа в неделю)
Рабочая программа ориентирована на УМК:
- Математика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. /Т. В. Алышева – М. : Просвещение, 2019
- Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующ. адапт. основные общеобразоват. программы – М. : Просвещение, 2019
Срок реализации рабочей программы - 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета
• Принятие и частичное освоение социальной роли обучающего, начальные проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
• умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики, сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической терминологии;
• проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся, желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные навыки по осуществлению этой помощи;
• начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебнике, новой математической операции ( учебного задания)- под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;
• начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся ( элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и их кратких записей), использование иллюстраций в качестве опоры для практической деятельности;
• понимание и воспроизведение записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение использовать их при организации практической деятельности;
• умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в соответствии с мнением ( замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающему при необходимости;
• умение производить элементарную самооценку результатов выполнения практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;
• начальные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно- бытового труда;
• отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
Предметные результаты освоения предмета
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
|
Нумерация |
||
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 20; |
- знание количественных, порядковых числительных в пределах 20; |
|
- знание десятичного состава чисел 11- 20, их откладывание ( моделирование ) с использованием счетного материала |
- знание десятичного состава чисел 11- 20, их откладывание ( моделирование ) с использованием счетного материала |
|
- знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке, месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20; |
- знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке, месте каждого числа в числовом ряду в пределах 20; |
|
- умение получить следующее число, предыдущее число в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1; |
- знание способов получения следующего, предыдущего чисел в пределах 20 путем увеличения, уменьшения числа на 1 ; умение получить следующее число, предыдущее число данным способом; |
|
- осуществление счета предметов в пределах 2-, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности; |
- осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и равными числовыми группами по 2, 3; осуществление счета в заданных пределах; |
|
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства и сравнения; сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление взаимнооднозначного соответствия предметных совокупностей или их частей; |
- выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства и сравнения; сравнение чисел в пределах 20 с опорой на установление взаимнооднозначного соответствия предметных совокупностей или их частей, месте каждого числа в числовом ряду; |
|
- знание состава чисел 2-10 из двух частей ( чисел) |
|
|
Единицы измерения и их соотношения |
||
- знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм, соотношения 1дм=10см |
- знание единицы измерения ( меры) длины 1 дм, соотношения 1дм=10см; выполнение измерений длины предметов с помощью модели дециметра; |
|
- умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше(длиннее), чем 1 дм, меньше ( короче), чем 1 дм; такой же длины ( с помощью учителя); |
-умение соотносить длину предметов с моделью 1 дм: больше(длиннее), чем 1 дм, меньше ( короче), чем 1 дм; равно 1 дм( такой же длины); |
|
- умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами ( 1дм2см)( с помощью учителя); |
- умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами ( 1дм2см); |
|
- знание единицы измерения (меры) времени 1ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч. |
- знание единицы измерения (меры) времени 1ч; умение определять время по часам с точностью до 1 ч и получаса; |
|
- выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени с помощью учителя) |
выполнение сравнения чисел, чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени |
|
Арифметические действия |
||
-знание компонентов и результатов сложения и вычитания, использования их в собственной речи ( с помощью учителя); |
знание компонентов и результатов сложения и вычитания, использования их в собственной речи; |
|
- понимание смысла математических отношений « больше на….», «меньше на…»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи ( составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц; |
-понимание смысла математических отношений « больше на….», «меньше на…»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи ( составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц |
|
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 ( полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток ( с подробной записью решения); |
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 ( полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через десяток; |
|
-знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного ( с помощью учителя); |
-знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного; |
|
- знание переместительного свойства, умение использовать его при выполнении вычислений; |
- знание переместительного свойства, умение использовать его при выполнении вычислений; умение находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание) |
|
Арифметические задачи |
||
- понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко (с помощью учителя); умение записать решение и ответ задачи; |
- понимание краткой записи арифметической задачи; умение записать задачу кратко; умение записать решение и ответ задачи; |
|
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц ( с отношением « больше на…», « меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; |
- выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц ( с отношением « больше на…», « меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; |
|
- составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, краткой записи ( с помощью учителя; |
- составление задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, краткой записи; выполнение решения составной арифметической задачи в два действия на основе моделирования содержания задачи; |
|
Геометрический материал |
||
- умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении одной мерой; умение построить отрезок заданной длины; |
- умение выполнить измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами ( 1дм 2см) |
|
- умение сравнивать отрезки по длине; |
- умение сравнивать длину отрезка с 1 дм, сравнивать отрезки по длине; |
|
- умение построить отрезок, равный по длине данному отрезку ( такой же длины) ( с помощью учителя) |
- умение построить отрезок, равный по длине данному отрезку (такой же длины); |
|
- умение различать линии: прямую, отрезок, луч; |
- знание различий между линиями (прямой, отрезком, лучом); |
|
- умение построить луч с помощью линейки; |
- умение построить луч с помощью линейки; |
|
- знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге ( с помощью учителя); |
- знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге |
|
- знание элементов четырехугольников ( прямоугольника, квадрата), треугольника; |
- знание элементов четырехугольников ( прямоугольника, квадрата), треугольника; знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника; |
|
- умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам ( вершинам) на бумаге в клетку ( с помощью учителя); |
- умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам ( вершинам) на бумаге в клетку |
|
Содержание учебного курса « Математика» (136ч.)
2 класс
Первый десяток ( 12ч.)
Нумерация чисел в пределах 10
Сравнение чисел в пределах 10 с использованием знаков равенства и сравнения. Установление отношения « равно» с помощью знака равенства. Установление отношений « больше», «меньше» с помощью знака сравнения. Упорядочение чисел в пределах 10.
Сравнение чисел. Сравнение отрезков по длине
Контроль и учет знаний.
Второй десяток (121ч.)
Нумерация чисел в пределах 20
Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения предыдущего числа на 1 ; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1;
Счет в пределах 20 ( счет по 1 и равными числовыми группами по 2,3). Счет в заданных пределах.
Сравнение чисел в пределах 20, в том числе с опорой на их место в числовом ряду.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения длины – дециметр ( 1дм). Соотношение: 1дм = 10см. Сравнение длины отрезков с модельлью1 дм: больше ( длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм ( такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели дециметра.
Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами ( 1дм 2 см).
Единица измерения (мера) времени – час. ( 1 ч.) прибор для измерения времени часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с точностью до 1ч. Половина часа ( полчаса). Измерение времени по часам с точностью до получаса.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, времени ( в пределах 20)
Арифметические действия
Название компонентов и результатов сложения и вычитания.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной.
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десчток.
Переместительное свойство сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных путем разложения вычитаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, ее использование при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного.
Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия ( сложение, вычитание).
Нуль как компонент сложения( 3+0=3, 0+3-3)
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени.
Деление на две равные части (поровну) на основе выполнения практических действий с предметными совокупностями.
Арифметические задачи
Краткая запись арифметической задачи.
Простые арифметическме задачи на увеличение , уменьшение числа на несколько единиц ( отношением « больше на…», « меньше на…»).
Составление задач на увеличение , уменьшение числа на несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи.
Составные арифметические задачи в два действия.
Геометрический материал
Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку ( такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1дм. Измерение длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами ( 1дм 2см)
Луч. Построение луча.
Угол. Элеметы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы прямоугольника, квадрата: углы, вершины, стороны.
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам ( вершинам) на бумаге в клетку.
Итоговое повторение (3ч.)
Повторение. Что
узнали. Чему научились.
Тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Кол-во часов |
Первый десяток ( 12ч.) |
|||
1-8 |
1-8 |
Нумерация чисел (1-10). Повторение |
8 |
9-10 |
9-10 |
Сравнение чисел |
2 |
11 |
11 |
Сравнение отрезков по длине |
1 |
12 |
12 |
Контроль и учет знаний |
1 |
Второй десяток (121ч.) |
|||
13-14 |
1-2 |
Нумерация чисел (11-20). Числа 11-13 |
2 |
15-16 |
3-4 |
Нумерация. Числа 14-16. |
2 |
17-19 |
6-7 |
Нумерация. Числа 17-19. |
3 |
20-22 |
8-10 |
Нумерация. Число 20 |
3 |
23 |
11 |
Контроль и учет знаний |
1 |
24-25 |
12-13 |
Мера длины - дециметр |
2 |
26-28 |
14-16 |
Увеличение числа на несколько единиц |
3 |
29-32 |
17-20 |
Уменьшение числа на несколько единиц |
4 |
33 |
21 |
Контроль и учет знаний |
1 |
34 |
22 |
Луч. |
1 |
35-37 |
23-25 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение двузначного числа с однозначным числом. |
3 |
38-40 |
26-28 |
Вычитание однозначного числа из двузначного числа. |
3 |
41-44 |
29-32 |
Получение суммы 20. Вычитание из 20 |
4 |
45-48 |
33-36 |
Вычитание двузначного числа из двузначного числа. |
4 |
49 |
37 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток. Закрепление. |
1 |
50 |
38 |
Контроль и учет знаний. |
1 |
51-52 |
39-40 |
Сложение чисел с числом 0 |
2 |
53 |
41 |
Угол |
1 |
54-56 |
42-43 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (стоимости) |
2 |
57-58 |
44-45 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (длины) |
2 |
59 |
46 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (массы) |
1 |
60 |
47 |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин(емкости) |
1 |
61-64 |
48-51 |
Меры времени |
4 |
65 |
52 |
Контроль и учет знаний |
1 |
66-71 |
53-58 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток ( все случаи) |
6 |
72 |
59 |
Контроль и учет знаний. |
1 |
73-74 |
60-61 |
Виды углов |
2 |
75-77 |
62-64 |
Составные арифметические задачи. |
3 |
78-80 |
65-67 |
Сложение с переходом через десяток. Прибавление чисел 2,3,4. |
3 |
81-83 |
68-70 |
Сложение с переходом через десяток. Прибавление числа 5. |
3 |
84-86 |
71-73 |
Сложение с переходом через десяток. Прибавление числа 6. |
3 |
87-89 |
74-76 |
Сложение с переходом через десяток. Прибавление числа 7. |
3 |
90-92 |
77-79 |
Сложение с переходом через десяток. Прибавление числа 8. |
3 |
91-93 |
80-82 |
Сложение с переходом через десяток. Прибавление числа 9. |
3 |
94-98 |
83-86 |
Состав двузначных чисел (11-18) из двух однозначных |
4 |
99 |
87 |
Контроль и учет знаний |
1 |
100-101 |
88-89 |
Четырехугольники |
2 |
102-104 |
90-92 |
Вычитание с переходом через десяток. Вычитание чисел 2,3,4. |
3 |
105-107 |
93-95 |
Вычитание с переходом через десяток. Вычитание числа 5. |
3 |
108-110 |
96-98 |
Вычитание с переходом через десяток. Вычитание числа 6. |
3 |
111-113 |
99-101 |
Вычитание с переходом через десяток. Вычитание числа 7. |
3 |
114-116 |
102-104 |
Вычитание с переходом через десяток. Вычитание числа 8. |
3 |
117-119 |
105-107 |
Вычитание с переходом через десяток. Вычитание числа 9. |
3 |
120 |
108 |
Вычитание с переходом через десяток. Закрепление. |
1 |
121 |
109 |
Контроль и учет знаний |
1 |
122 |
110 |
Треугольник |
1 |
123-128 |
111-116 |
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) |
6 |
129-130 |
117-118 |
Меры времени |
2 |
131 |
119 |
Деление на две равные части |
1 |
132 |
120 |
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи). Решение задач. |
1 |
133 |
121 |
Контроль и учет знаний. Итоговая контрольная работа. |
1 |
Итоговое повторение (3ч.) |
|||
134 |
1 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
135-136 |
2-3 |
Повторение. Что узнали. Чему научились. |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.