1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса «Основы программирования» должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-
оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения элективного учебного предмета
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
В результате изучения ЭУП «Основы программирования»
ученик научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке и языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке и языке Paskal программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач;
- использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде;
- правильно составлять текстовые документы в соответствии с эстетическими нормами и оптимальным количеством необходимого текста;
- разрабатывать программы, составляя этапы решения задач и проектирования их каркаса и подпрограмм;
- работе со всемирной сетью, настройкой связи и подключения;
- практически выполнять инструкции по технике безопасности при работе с цифровыми устройствами и технические рекомендации по использованию информационных систем.
- применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Ученик получит возможность научиться:
– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
- использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
2. СОДЕРЖАНИЕ ЭУП «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
1. Введение в Паскаль. Данные. Типы данных |
||||
|
Вводный инструктаж по ТБ. Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. |
|
|
|
|
Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. |
|
|
|
|
Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. |
|
|
|
2. Алгоритмы линейной структуры |
||||
|
Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. |
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры». |
|
|
|
3. Алгоритмы разветвляющейся структуры |
||||
|
Организация ветвлений в программах. Логические выражения в записи условий. Условный оператор. Полная, неполная форма ветвления. |
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры». |
|
|
|
4. Циклы |
||||
|
Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. |
|
|
|
|
Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. |
|
|
|
|
Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. |
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Циклы». |
|
|
|
5. Подпрограммы |
||||
|
Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя. |
|
|
|
|
Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя. |
|
|
|
|
Мозговой штурм «Зачем нужны подпрограммы?» |
|
|
|
6. Массивы |
||||
|
Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. |
|
|
|
|
Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. |
|
|
|
|
Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. |
|
|
|
|
Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. |
|
|
|
|
Игра-путешествие «Найди «героя» массива». |
|
|
|
|
Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. |
|
|
|
|
Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. |
|
|
|
|
Обобщающий урок по теме «Массивы». |
|
|
|
7. Язык программирования Python
Знакомство с языком Python и средами программирования |
Типы данных в программировании. Определение переменной. |
Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if. |
Множественное ветвление. Цикл while. |
Ввод данных с клавиатуры. Строки как последовательности символов. |
Списки – изменяемые последовательности. Введение в словари. |
Цикл for в языке программирования Python. |
Функции в программировании. Параметры и аргументы функций. |
Локальные и глобальные переменные. |
Решение заданий КИМ ЕГЭ. |
Обобщающий урок по теме «Язык программирования Python». |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭУП
«Основы программирования» 10-11 классы
№ п/п |
Основные темы |
Кол-во часов |
10 класс |
||
1 |
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных
|
6 |
2 |
Алгоритмы линейной структуры
|
6 |
3 |
Алгоритмы разветвляющейся структуры
|
7 |
4 |
Циклы
|
8 |
5 |
Подпрограммы
|
7 |
|
Итого |
34 часа |
11 класс |
||
6 |
Массивы
|
12 |
7 |
Язык программирования Python
|
22 |
|
Итого |
34 часа |
Приложение к рабочей программе
ЭУП «Основы программирования» СОО
Календарно-тематическое планирование для 10 класса
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных - 6 часов |
||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. |
1 |
3.09 |
|
2 |
Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. |
1 |
10.09 |
|
3 |
Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. |
1 |
17.09 |
|
4 |
Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. |
1 |
24.09 |
|
5 |
Практикум по решению задач. |
|
1.10 |
|
6 |
Проверочная работа. |
1 |
15.10 |
|
Алгоритмы линейной структуры - 6 часов |
||||
7 |
Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. |
1 |
22.10
|
|
8 |
Операции. Операнды. Следование |
1 |
29.10 |
|
9 |
Практикум по решению задач. |
1 |
5.11 |
|
10 |
Практикум по решению задач. |
1 |
12.11 |
|
11 |
Практикум по решению задач. |
1 |
26.11 |
|
12 |
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры». Тестирование. |
1 |
3.12 |
|
Алгоритмы разветвляющейся структуры – 7 часов |
||||
13 |
Организация ветвлений в программах. Логические выражения в записи условий. |
1 |
10.12 |
|
14 |
Логические выражения в записи условий. |
1 |
17.12 |
|
15 |
Условный оператор. Полная, неполная форма ветвления. |
1 |
24.12 |
|
16 |
Практикум по решению задач. |
1 |
14.01 |
|
17 |
Практикум по решению задач. |
1 |
21.01 |
|
18 |
Практикум по решению задач. |
1 |
28.01 |
|
19 |
Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры». Тестирование. |
1 |
4.02 |
|
Циклы - 8 часов |
||||
20 |
Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. |
1 |
11.02 |
|
21 |
Операторы организации циклов. |
1 |
18.02 |
|
22 |
Вложенные циклы. |
1 |
4.03 |
|
23 |
Практикум по решению задач. |
1 |
11.03 |
|
24 |
Практикум по решению задач. |
1 |
18.03 |
|
25 |
Практикум по решению задач. |
1 |
25.03 |
|
26 |
Практикум по решению задач. |
1 |
1.04 |
|
27 |
Обобщающий урок по теме «Циклы». Тестирование. |
1 |
8.04 |
|
Подпрограммы - 7 часов |
||||
28 |
Процедуры. Функции. Рекурсии. |
1 |
22.04 |
|
29 |
Процедуры и функции пользователя. |
1 |
29.04 |
|
|
Практикум по решению задач. |
1 |
6.05
|
|
31 |
Практикум по решению задач. |
1 |
|
|
32 |
Практикум по решению задач. |
1 |
|
|
33 |
Обобщающий урок по теме «Подпрограммы». Тестирование. |
1 |
13.05 |
|
34 |
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. |
1 |
20.05 |
|
|
||||
11 класс |
||||
Массивы - 12 часов |
||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. |
1 |
3.09 |
|
2 |
Поиск, замена в одномерном массиве. |
1 |
10.09 |
|
3 |
Сортировка массива. Способы сортировки. |
1 |
17.09 |
|
4 |
Практикум по решению задач. |
1 |
24.09 |
|
5 |
Практикум по решению задач. |
1 |
1.10 |
|
6 |
Практикум по решению задач. |
1 |
15.10 |
|
7 |
Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. |
1 |
22.10
|
|
8 |
Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. |
1 |
29.10 |
|
9 |
Практикум по решению задач. |
1 |
5.11 |
|
10 |
Практикум по решению задач. |
1 |
12.11 |
|
11 |
Практикум по решению задач. |
1 |
25.11 |
|
12 |
Обобщающий урок по теме «Массивы». Тестирование. |
1 |
2.12 |
|
Язык программирования Python – 22 часа |
||||
13 |
Знакомство с языком Python и средами программирования |
1 |
9.12 |
|
14 |
Типы данных в программировании. |
1 |
16.12 |
|
15 |
Определение переменной. Практическая работа |
1 |
23.12 |
|
16 |
Логические выражения. Практическая работа |
1 |
30.12 |
|
17 |
Условный оператор. Инструкция if. Практическая работа |
1 |
13.01 |
|
18 |
Множественное ветвление. Практическая работа |
1 |
20.01 |
|
19 |
Цикл while. Практическая работа |
1 |
27.01 |
|
20 |
Ввод данных с клавиатуры. Практическая работа |
1 |
3.02 |
|
21 |
Строки как последовательности символов. Практическая работа. Тест |
1 |
10.02 |
|
22 |
Списки – изменяемые последовательности. Практическая работа |
1 |
17.02 |
|
23 |
Введение в словари. Практическая работа |
1 |
3.03 |
|
24 |
Цикл for в языке программирования Python. Практическая работа |
1 |
10.03 |
|
25 |
Функции в программировании. Практическая работа |
1 |
17.03 |
|
26 |
Параметры и аргументы функций. Тестирование |
1 |
24.03 |
|
27 |
Локальные и глобальные переменные. Практическая работа |
1 |
31.03 |
|
28 |
Проверочная работа по основам программирования на Python. |
1 |
7.04 |
|
29 |
Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ |
1 |
21.04 |
|
30 |
Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ |
1 |
28.04 |
|
|
Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ |
1 |
5.05 |
|
32 |
Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ |
1 |
|
|
33 |
Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ |
1 |
12.05 |
|
34 |
Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование по пройденному курсу. |
1 |
19.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.