Рабочая программа элективного учебного предмета "Основы программирования"
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного учебного предмета "Основы программирования"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
информатика
10 кл—11 кл
01.11.2021
Рабочая программа элективного учебного предмета "Основы программирования"
Цели курса:  Формирование интереса к изучению профессий, связанных с программированием.  Формирование алгоритмической культуры, развитие алгоритмического мышления учащихся.  Формирование навыков грамотной разработки алгоритмов и программ. Задачи курса:  Углубление знаний, приобретение умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.  Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языках программирования Паскаль и Python.
Раб. программа Основы программирования 2020.docx

 

 

 

1.      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

 

Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса «Основы программирования» должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему

народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою

Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение

государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского

общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего

закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно

принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические

и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также

различных форм общественного сознания, осознание своего места в

поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и

способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как

условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-

оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,

употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение

оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,

общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни.

 

 Метапредметные результаты освоения элективного учебного предмета

должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных

целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в

различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно

разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой

информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,

получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных

технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники

безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм

информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных

институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых

действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего

знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

Предметные результаты

 В результате изучения ЭУП «Основы программирования»

ученик научится:

– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке и языке высокого уровня;

 – выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

– создавать на алгоритмическом языке и языке Paskal программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач;

- использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде;

- правильно составлять текстовые документы в соответствии с эстетическими нормами и оптимальным количеством необходимого текста;

-  разрабатывать программы, составляя этапы решения задач и проектирования их каркаса и подпрограмм;

- работе со всемирной сетью, настройкой связи и подключения;

- практически выполнять инструкции по технике безопасности при работе с цифровыми устройствами и технические рекомендации по использованию информационных систем.

- применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

– использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;

- использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     СОДЕРЖАНИЕ ЭУП «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

              1. Введение в Паскаль. Данные. Типы данных

 

Вводный инструктаж по ТБ.

Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.

 

 

 

 

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

 

 

 

 

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

 

 

 

               2. Алгоритмы линейной структуры 

 

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры».

 

 

 

               3. Алгоритмы разветвляющейся структуры

 

Организация ветвлений в программах. Логические выражения в записи условий. Условный оператор. Полная, неполная форма ветвления.

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры».

 

 

 

               4. Циклы

 

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

 

 

 

 

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

 

 

 

 

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Циклы».

 

 

 

              5. Подпрограммы

 

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

 

 

 

 

Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.

 

 

 

 

Мозговой штурм «Зачем нужны подпрограммы?»

 

 

 

              6. Массивы

 

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

 

 

 

 

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

 

 

 

 

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

 

 

 

 

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки.

 

 

 

 

Игра-путешествие «Найди «героя» массива».

 

 

 

 

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица.

 

 

 

 

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица.

 

 

 

 

Обобщающий урок по теме «Массивы».

 

 

 

              7. Язык программирования Python

Знакомство с языком Python и средами программирования

Типы данных в программировании. Определение переменной.

Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if.

Множественное ветвление. Цикл while.

Ввод данных с клавиатуры. Строки как последовательности символов.

Списки – изменяемые последовательности. Введение в словари.

Цикл for в языке программирования Python.

Функции в программировании. Параметры и аргументы функций.

Локальные и глобальные переменные.

Решение заданий КИМ ЕГЭ.

Обобщающий урок по теме «Язык программирования Python».

 

3.     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭУП

                    «Основы программирования» 10-11 классы

 

п/п

Основные темы

Кол-во

часов

10 класс

1

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных

 

6

2

Алгоритмы линейной структуры 

 

6

3

Алгоритмы разветвляющейся структуры

 

7

4

Циклы 

 

8

5

Подпрограммы 

 

7

 

Итого

34 часа

11 класс

6

Массивы

 

12

7

Язык программирования Python

 

22

 

Итого

34    часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Приложение к рабочей программе

                                                                       ЭУП «Основы программирования» СОО

 

Календарно-тематическое планирование для 10 класса

 

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение в Паскаль. Данные. Типы данных - 6 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.

1

3.09

 

2

Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка.

1

10.09

 

3

Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные.

1

17.09

 

4

Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.

1

24.09

 

5

Практикум по решению задач.

 

1.10

 

6

Проверочная работа.

1

15.10

 

Алгоритмы линейной структуры  - 6 часов

7

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений.

1

22.10

 

 

8

Операции. Операнды. Следование

1

29.10

 

9

Практикум по решению задач.                                

1

5.11

 

10

Практикум по решению задач.                            

1

12.11

 

11

Практикум по решению задач.

1

26.11

 

12

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры». Тестирование.

1

3.12

 

Алгоритмы разветвляющейся структуры – 7 часов

13

Организация ветвлений в программах. Логические выражения в записи условий.

1

10.12

 

14

Логические выражения в записи условий.

1

17.12

 

15

Условный оператор. Полная, неполная форма ветвления.

1

24.12

 

16

Практикум по решению задач.                            

1

14.01

 

17

Практикум по решению задач.                            

1

21.01

 

18

Практикум по решению задач.                            

1

28.01

 

19

Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры». Тестирование.

1

4.02

 

Циклы - 8 часов

20

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов.

1

11.02

 

21

Операторы организации циклов.

1

18.02

 

22

Вложенные циклы.

1

4.03

 

23

 Практикум по решению задач.                            

1

11.03

 

24

Практикум по решению задач.                            

1

18.03

 

25

Практикум по решению задач.                            

1

25.03

 

26

Практикум по решению задач.                            

1

1.04

 

27

Обобщающий урок по теме «Циклы». Тестирование.

1

8.04

 

Подпрограммы - 7 часов

28

Процедуры. Функции. Рекурсии.

1

22.04

 

29

Процедуры и функции пользователя.

1

29.04

 

30

Практикум по решению задач.

1

6.05

 

 

31

Практикум по решению задач.

1

 

32

Практикум по решению задач.

1

 

 

33

Обобщающий урок по теме «Подпрограммы». Тестирование.

1

13.05

 

34

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

1

20.05

 

 

11 класс

Массивы - 12 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Одномерные массивы: описание и способы задания элементов, действия над ними.

1

3.09

 

2

Поиск, замена в одномерном массиве.

1

10.09

 

3

Сортировка массива. Способы сортировки.

1

17.09

 

4

Практикум по решению задач.

1

24.09

 

5

Практикум по решению задач.

1

1.10

 

6

Практикум по решению задач.

1

15.10

 

7

Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива.

1

22.10

 

 

8

Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица.

1

29.10

 

9

Практикум по решению задач.

1

5.11

 

10

Практикум по решению задач.

1

12.11

 

11 

Практикум по решению задач.                            

1

25.11

 

12

Обобщающий урок по теме «Массивы». Тестирование.

1

2.12

 

Язык программирования Python – 22 часа

13

Знакомство с языком Python и средами программирования

1

9.12

 

14

Типы данных в программировании.

1

16.12

 

15

Определение переменной. Практическая работа

1

23.12

 

16

Логические выражения. Практическая работа

1

30.12

 

17

Условный оператор. Инструкция if. Практическая работа

1

13.01

 

18

Множественное ветвление. Практическая работа

1

20.01

 

19

Цикл while. Практическая работа

1

27.01

 

20

Ввод данных с клавиатуры. Практическая работа

1

3.02

 

21

Строки как последовательности символов. Практическая работа. Тест

1

10.02

 

22

Списки – изменяемые последовательности. Практическая работа

1

17.02

 

23

Введение в словари. Практическая работа

1

3.03

 

24

Цикл for в языке программирования Python. Практическая работа

1

10.03

 

25

Функции в программировании. Практическая работа

1

17.03

 

26

Параметры и аргументы функций. Тестирование

1

24.03

 

27

Локальные и глобальные переменные. Практическая работа

1

31.03

 

28

Проверочная работа по основам программирования на Python.

1

7.04

 

29

Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ

1

21.04

 

30

Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ

1

28.04

 

31

Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ

1

5.05

 

32

Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ

1

 

33

Практическая работа. Решение КИМов ЕГЭ

1

12.05

 

34

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование по пройденному курсу.              

1

19.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа элективного учебного предмета "Основы программирования"

Рабочая программа элективного учебного предмета "Основы программирования"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Метапредметные результаты освоения элективного учебного предмета должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать…

Метапредметные результаты освоения элективного учебного предмета должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать…

Paskal программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии…

Paskal программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; – использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии…

СОДЕРЖАНИЕ ЭУП «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» 1

СОДЕРЖАНИЕ ЭУП «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» 1

Обобщающий урок по теме «Массивы»

Обобщающий урок по теме «Массивы»

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Практикум по решению задач. 118

Практикум по решению задач. 118

Ввод данных с клавиатуры. Практическая работа 1 3

Ввод данных с клавиатуры. Практическая работа 1 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021