Рабочая программа факультатива Методы решения сюжетных задач
Оценка 4.6

Рабочая программа факультатива Методы решения сюжетных задач

Оценка 4.6
docx
10.12.2022
Рабочая программа факультатива Методы решения сюжетных задач
Рабочая программа факультатива Методы решения сюжетных задач.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Согласовано                                     Согласовано                                           Утверждено

 

Руководитель ММО                             ЗД по УВР                                       директор МКОУ

                                                                                                                     Тамтачетской СОШ

                                                       _________ Сулименко ТН                 _______АА Свенторжицкая

                                  

_________                                    Дата                                                   Приказ №    от

 

Дата

 

Рабочая программа учебного предмета

Методы решения сюжетных задач

 

Класс___9____(базовый, предпрофильный уровень)

 

Автор (ФИО полностью)__Гальянова Ольга Викторовна______

 

Должность, категория, разряд__учитель математики__________

                        Год разработки___2019_______________

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской(адаптационной) программы курса по выбору  «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом», авторы: Бычкова О.И., Шманова Л.А., Шемелина Т.В.,  утверждена ГКМС,  протокол № 6 от 22.11.2012 рег. №3146(а).

Программа предназначена для учащихся 8 класса. Совершенствования системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Решение задач является неотъемлемой частью математического образования. С начальной школы перед школьниками ставятся различного рода задачи. В процессе всего обучения математическая задача становится верной спутницей обучающихся в понимании связей математики с другими дисциплинами, а, главное, с окружающим миром. Под сюжетными понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений. Решая задачи данного типа, обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, приобретают опыт применения математики в жизненных ситуациях.

Однако проблема остается проблемой. Так, обратившись к методическим письмам об использовании результатов государственной итоговой аттестации 2009 – 2011 гг. в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и результатам Государственной итоговой аттестации, предоставленными ФИПИ, было выявлено, что: учащиеся чаще всего испытывают большие затруднения при их решении, что подтверждается статистическими данными: около 80% учащихся, приступивших к решению, не справляются с задачами данного типа. А также примерно треть учащихся не приступают к решению второй части, соответственно не приступают к решению сюжетной задачи. Объясняется это, прежде всего тем, что отсутствует целенаправленная работа по формированию методов решения задач. 

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. 

Цель курса: систематизация методов, приемов решения сюжетных задач арифметическими методами, формирование умений реализовать данную систематизацию при решении задач.

Задачи:

-          Включение интеграционных механизмов в процесс формирования метода;

-          Формирование потребности в обосновании выполняемых решений;

-          Формирование умения распознавать ситуацию применения метода;

-          Создание условий для осознания многообразных внутриматематических и межпредметных связей дисциплины;

-          Развитие дивергентного мышления, посредством включения в процесс обучения задач с неопределенностью в условии и т.п.;

-          Формирование у обучающихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности;

-          Развитие универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Количество часов

теоретические

практические

1.       

Структура задачи. Виды краткой записи

3

2

1

2.       

Основные типы простейших задач на дроби и проценты

2

1

1

3.       

Метод обратимости

4

1

3

4.       

Метод чашек- один из способов схематической краткой записи

4

1

3

5.       

Метод пропорционального деления

4

1

3

6.       

Метод исключения неизвестных

7

3

4

7.

Метод частей

4

1

3

8.

Повторение

5

1

4

9.

Зачет

1

-

1

 

Итого:

34

11

23

 

Содержание курса

Тема 1. Структура задачи. Виды краткой записи (3 ч.)

Актуализация понятия задачи, умений осуществлять различные виды краткой записи, проводить анализ задачи и вычленять ее структуру. Рассматриваются такие виды краткой записи, как геометрическая, табличная, схематичная, круги Эйлера.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 2. Основные типы простейших задач на дроби и проценты(2 ч.)

Актуализация знаний обучающихся об основных типах задач на дроби и на проценты, рассмотрение записи одной и той же ситуации в различных формах представления информации – числовой: процентом, обыкновенной дробью, десятичной дробью, геометрически – с помощью линейной и круговой диаграммой. Развитие умения распознавать тип задачи на дроби и проценты, умение решать данные типы задач.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 3. Метод обратимости(4 ч.)

Формирование метода обратимости. Суть метода и компоненты. Признак выбора метода. На подготовительном этапе необходимо акцентировать внимание на геометрический способ оформления краткой записи.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 4.Метод чашек – один из способов схематической краткой записи(4 ч.)

Развитие умения визуализации сюжета задачи, как верного помощника в поиске решения. Рассматривается применение метода обратимости к решению задач «на доливание, смешивание....» с использованием в качестве приема метода уравнений. В данном разделе ярко прослеживается межпредметные связи с химией, что позволяет акцентировать внимание на универсальность формируемых приемов с задачей, т.е. наихметопредметность.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 5.Метод пропорционального деления(6 ч.)

Формирование метода пропорционального деления. Понятие пропорция, свойства пропорции. Суть метода и его компоненты.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 6. Метод исключения неизвестных (7 ч.)

Формирование метода исключения неизвестных. Суть метода и компоненты. Прием сравнения двух условий вычитанием, прием уравнивание неизвестных, прием уравнивания данных, замена одного неизвестного другим.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 7. Метод частей (4 ч.)

Формирование метода частей. Суть метода и компоненты.

8. Повторение (5 ч.)

Развитие умения распознавать ситуацию применения метода и умения решать в данном контексте задачу.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

9. Зачет (1 ч.)

Оценка уровня достижения целей обучения

Форма контроля: письменная контрольная работа.

Требования к уровню подготовки

Иметь представление:

О сути метода обратимости, метода пропорционального деления, метода исключения неизвестных.

Знать:

Структуру задачи, этапов работы над задачей;

Признаки выбора метода обратимости, метода пропорционального деления, метода исключения неизвестных.

Уметь:

Распознавать тип задачи, прием, метод ее решения;

Работать над задачей в соответствии с основными этапами;

Использовать методы в практике и справочной литературой;

Владеть:

Приемами учебной работы с задачами на различных этапах решения задач;

Арифметическими методами решения сюжетных задач: методом обратимости, методом пропорционального деления, методами исключения неизвестных, методами подобия и т.п.

Список  литературы

Литература  для учителя

1.      Виленкин Н.Я. Элементарная математика: учеб. пособие для студ.- заочников/ Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-Нарофоминск: Академия, 2004.-222с. УЧЛ – Учебное пособие

2.      Методика и технология обучения математике. Курс лекций : учебное пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. –М.: Дрофа, 2005. – 416с. УЧЛ – Учебное пособие

3.      Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов, студ. вузов/ Л.М. Фридман. –М.: МПСИ, Флинта, 1998.-223 с. УЧЛ – Методические указания

Литература для учащихся

1.      «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)

2.      Журнал «Квант»

3.      Журнал «Математика в школе»

4.      Математика. 5 класс: учебник в 2ч., Ч.1/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2004

5.      Математика. 5 класс: учебное пособие, В 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

6.      Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.1: Делимость чисел/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

7.      Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по элективному курсу

 

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ

 

Класс 9

Учитель:

Количество часов34

В неделю 1 час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки

Примечание

1.       

Структура задачи. Виды краткой записи

1

 

 

2.       

Структура задачи. Виды краткой записи

1

 

 

3.       

Структура задачи. Виды краткой записи

1

 

 

4.       

Основные типы простейших задач на дроби и проценты

1

 

 

5.       

Основные типы простейших задач на дроби и проценты

1

 

 

6.       

Метод обратимости

1

 

 

7.       

Метод обратимости

1

 

 

8.       

Метод обратимости

1

 

 

9.       

Метод обратимости

1

 

 

10.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

11.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

12.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

13.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

14.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

15.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

16.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

17.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

18.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

19.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

20.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

21.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

22.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

23.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

24.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

25

Метод частей

1

 

 

26

Метод частей

1

 

 

27

Метод частей

1

 

 

28

Метод частей

1

 

 

29

Повторение

1

 

 

30

Повторение

1

 

 

31

Повторение

1

 

 

32

Повторение

1

 

 

33

Повторение

1

 

 

34

Зачет

1

 

 

 

Итого:

34

 

 

 


 

Учебно-методическое обеспечение

1.      Виленкин Н.Я. Элементарная математика: учеб. пособие для студ.- заочников/ Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-Нарофоминск: Академия, 2004.-222с. УЧЛ – Учебное пособие

2.      Методика и технология обучения математике. Курс лекций : учебное пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. –М.: Дрофа, 2005. – 416с. УЧЛ – Учебное пособие

3.      Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов, студ. вузов/ Л.М. Фридман. –М.: МПСИ, Флинта, 1998.-223 с. УЧЛ – Методические указания

Литература для учащихся

8.      «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)

9.      Журнал «Квант»

10.  Журнал «Математика в школе»

11.  Математика. 5 класс: учебник в 2ч., Ч.1/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2004

12.  Математика. 5 класс: учебное пособие, В 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

13.  Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.1: Делимость чисел/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

14.  Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской(адаптационной) программы курса по выбору «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом», авторы:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской(адаптационной) программы курса по выбору «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом», авторы:

Цель курса: систематизация методов, приемов решения сюжетных задач арифметическими методами, формирование умений реализовать данную систематизацию при решении задач

Цель курса: систематизация методов, приемов решения сюжетных задач арифметическими методами, формирование умений реализовать данную систематизацию при решении задач

Учебно-тематическое планирование № п/п

Учебно-тематическое планирование № п/п

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями

Развитие умения распознавать ситуацию применения метода и умения решать в данном контексте задачу

Развитие умения распознавать ситуацию применения метода и умения решать в данном контексте задачу

Литература для учащихся 1. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») 2

Литература для учащихся 1. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») 2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по элективному курсу

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по элективному курсу

Метод частей 1 27

Метод частей 1 27

Учебно-методическое обеспечение 1

Учебно-методическое обеспечение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022