Рабочая программа факультатива Методы решения сюжетных задач

  • docx
  • 10.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа факультатива Методы решения сюжетных задач.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Согласовано                                     Согласовано                                           Утверждено

 

Руководитель ММО                             ЗД по УВР                                       директор МКОУ

                                                                                                                     Тамтачетской СОШ

                                                       _________ Сулименко ТН                 _______АА Свенторжицкая

                                  

_________                                    Дата                                                   Приказ №    от

 

Дата

 

Рабочая программа учебного предмета

Методы решения сюжетных задач

 

Класс___9____(базовый, предпрофильный уровень)

 

Автор (ФИО полностью)__Гальянова Ольга Викторовна______

 

Должность, категория, разряд__учитель математики__________

                        Год разработки___2019_______________

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской(адаптационной) программы курса по выбору  «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом», авторы: Бычкова О.И., Шманова Л.А., Шемелина Т.В.,  утверждена ГКМС,  протокол № 6 от 22.11.2012 рег. №3146(а).

Программа предназначена для учащихся 8 класса. Совершенствования системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Решение задач является неотъемлемой частью математического образования. С начальной школы перед школьниками ставятся различного рода задачи. В процессе всего обучения математическая задача становится верной спутницей обучающихся в понимании связей математики с другими дисциплинами, а, главное, с окружающим миром. Под сюжетными понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений. Решая задачи данного типа, обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, приобретают опыт применения математики в жизненных ситуациях.

Однако проблема остается проблемой. Так, обратившись к методическим письмам об использовании результатов государственной итоговой аттестации 2009 – 2011 гг. в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и результатам Государственной итоговой аттестации, предоставленными ФИПИ, было выявлено, что: учащиеся чаще всего испытывают большие затруднения при их решении, что подтверждается статистическими данными: около 80% учащихся, приступивших к решению, не справляются с задачами данного типа. А также примерно треть учащихся не приступают к решению второй части, соответственно не приступают к решению сюжетной задачи. Объясняется это, прежде всего тем, что отсутствует целенаправленная работа по формированию методов решения задач. 

Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. 

Цель курса: систематизация методов, приемов решения сюжетных задач арифметическими методами, формирование умений реализовать данную систематизацию при решении задач.

Задачи:

-          Включение интеграционных механизмов в процесс формирования метода;

-          Формирование потребности в обосновании выполняемых решений;

-          Формирование умения распознавать ситуацию применения метода;

-          Создание условий для осознания многообразных внутриматематических и межпредметных связей дисциплины;

-          Развитие дивергентного мышления, посредством включения в процесс обучения задач с неопределенностью в условии и т.п.;

-          Формирование у обучающихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности;

-          Развитие универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

Количество часов

теоретические

практические

1.       

Структура задачи. Виды краткой записи

3

2

1

2.       

Основные типы простейших задач на дроби и проценты

2

1

1

3.       

Метод обратимости

4

1

3

4.       

Метод чашек- один из способов схематической краткой записи

4

1

3

5.       

Метод пропорционального деления

4

1

3

6.       

Метод исключения неизвестных

7

3

4

7.

Метод частей

4

1

3

8.

Повторение

5

1

4

9.

Зачет

1

-

1

 

Итого:

34

11

23

 

Содержание курса

Тема 1. Структура задачи. Виды краткой записи (3 ч.)

Актуализация понятия задачи, умений осуществлять различные виды краткой записи, проводить анализ задачи и вычленять ее структуру. Рассматриваются такие виды краткой записи, как геометрическая, табличная, схематичная, круги Эйлера.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 2. Основные типы простейших задач на дроби и проценты(2 ч.)

Актуализация знаний обучающихся об основных типах задач на дроби и на проценты, рассмотрение записи одной и той же ситуации в различных формах представления информации – числовой: процентом, обыкновенной дробью, десятичной дробью, геометрически – с помощью линейной и круговой диаграммой. Развитие умения распознавать тип задачи на дроби и проценты, умение решать данные типы задач.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 3. Метод обратимости(4 ч.)

Формирование метода обратимости. Суть метода и компоненты. Признак выбора метода. На подготовительном этапе необходимо акцентировать внимание на геометрический способ оформления краткой записи.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 4.Метод чашек – один из способов схематической краткой записи(4 ч.)

Развитие умения визуализации сюжета задачи, как верного помощника в поиске решения. Рассматривается применение метода обратимости к решению задач «на доливание, смешивание....» с использованием в качестве приема метода уравнений. В данном разделе ярко прослеживается межпредметные связи с химией, что позволяет акцентировать внимание на универсальность формируемых приемов с задачей, т.е. наихметопредметность.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 5.Метод пропорционального деления(6 ч.)

Формирование метода пропорционального деления. Понятие пропорция, свойства пропорции. Суть метода и его компоненты.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 6. Метод исключения неизвестных (7 ч.)

Формирование метода исключения неизвестных. Суть метода и компоненты. Прием сравнения двух условий вычитанием, прием уравнивание неизвестных, прием уравнивания данных, замена одного неизвестного другим.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.

Тема 7. Метод частей (4 ч.)

Формирование метода частей. Суть метода и компоненты.

8. Повторение (5 ч.)

Развитие умения распознавать ситуацию применения метода и умения решать в данном контексте задачу.

Формы  обучения: лекция, практика, семинар.

9. Зачет (1 ч.)

Оценка уровня достижения целей обучения

Форма контроля: письменная контрольная работа.

Требования к уровню подготовки

Иметь представление:

О сути метода обратимости, метода пропорционального деления, метода исключения неизвестных.

Знать:

Структуру задачи, этапов работы над задачей;

Признаки выбора метода обратимости, метода пропорционального деления, метода исключения неизвестных.

Уметь:

Распознавать тип задачи, прием, метод ее решения;

Работать над задачей в соответствии с основными этапами;

Использовать методы в практике и справочной литературой;

Владеть:

Приемами учебной работы с задачами на различных этапах решения задач;

Арифметическими методами решения сюжетных задач: методом обратимости, методом пропорционального деления, методами исключения неизвестных, методами подобия и т.п.

Список  литературы

Литература  для учителя

1.      Виленкин Н.Я. Элементарная математика: учеб. пособие для студ.- заочников/ Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-Нарофоминск: Академия, 2004.-222с. УЧЛ – Учебное пособие

2.      Методика и технология обучения математике. Курс лекций : учебное пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. –М.: Дрофа, 2005. – 416с. УЧЛ – Учебное пособие

3.      Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов, студ. вузов/ Л.М. Фридман. –М.: МПСИ, Флинта, 1998.-223 с. УЧЛ – Методические указания

Литература для учащихся

1.      «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)

2.      Журнал «Квант»

3.      Журнал «Математика в школе»

4.      Математика. 5 класс: учебник в 2ч., Ч.1/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2004

5.      Математика. 5 класс: учебное пособие, В 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

6.      Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.1: Делимость чисел/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

7.      Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по элективному курсу

 

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ

 

Класс 9

Учитель:

Количество часов34

В неделю 1 час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки

Примечание

1.       

Структура задачи. Виды краткой записи

1

 

 

2.       

Структура задачи. Виды краткой записи

1

 

 

3.       

Структура задачи. Виды краткой записи

1

 

 

4.       

Основные типы простейших задач на дроби и проценты

1

 

 

5.       

Основные типы простейших задач на дроби и проценты

1

 

 

6.       

Метод обратимости

1

 

 

7.       

Метод обратимости

1

 

 

8.       

Метод обратимости

1

 

 

9.       

Метод обратимости

1

 

 

10.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

11.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

12.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

13.   

Метод чашек - один из способов схематической краткой записи

1

 

 

14.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

15.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

16.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

17.   

Метод пропорционального деления

1

 

 

18.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

19.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

20.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

21.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

22.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

23.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

24.

Метод исключения неизвестных

1

 

 

25

Метод частей

1

 

 

26

Метод частей

1

 

 

27

Метод частей

1

 

 

28

Метод частей

1

 

 

29

Повторение

1

 

 

30

Повторение

1

 

 

31

Повторение

1

 

 

32

Повторение

1

 

 

33

Повторение

1

 

 

34

Зачет

1

 

 

 

Итого:

34

 

 

 


 

Учебно-методическое обеспечение

1.      Виленкин Н.Я. Элементарная математика: учеб. пособие для студ.- заочников/ Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-Нарофоминск: Академия, 2004.-222с. УЧЛ – Учебное пособие

2.      Методика и технология обучения математике. Курс лекций : учебное пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. –М.: Дрофа, 2005. – 416с. УЧЛ – Учебное пособие

3.      Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов, студ. вузов/ Л.М. Фридман. –М.: МПСИ, Флинта, 1998.-223 с. УЧЛ – Методические указания

Литература для учащихся

8.      «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)

9.      Журнал «Квант»

10.  Журнал «Математика в школе»

11.  Математика. 5 класс: учебник в 2ч., Ч.1/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2004

12.  Математика. 5 класс: учебное пособие, В 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

13.  Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.1: Делимость чисел/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005

14.  Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005