Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Согласовано Утверждено
Руководитель ММО ЗД по УВР директор МКОУ
Тамтачетской СОШ
_________ Сулименко ТН _______АА Свенторжицкая
_________ Дата Приказ № от
Дата
Рабочая программа учебного предмета
Методы решения сюжетных задач
Класс___9____(базовый, предпрофильный уровень)
Автор (ФИО полностью)__Гальянова Ольга Викторовна______
Должность, категория, разряд__учитель математики__________
Год разработки___2019_______________
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской(адаптационной) программы курса по выбору «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом», авторы: Бычкова О.И., Шманова Л.А., Шемелина Т.В., утверждена ГКМС, протокол № 6 от 22.11.2012 рег. №3146(а).
Программа предназначена для учащихся 8 класса. Совершенствования системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Решение задач является неотъемлемой частью математического образования. С начальной школы перед школьниками ставятся различного рода задачи. В процессе всего обучения математическая задача становится верной спутницей обучающихся в понимании связей математики с другими дисциплинами, а, главное, с окружающим миром. Под сюжетными понимаются задачи, в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), с целью нахождения определенных количественных характеристик или значений. Решая задачи данного типа, обучающиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, приобретают опыт применения математики в жизненных ситуациях.
Однако проблема остается проблемой. Так, обратившись к методическим письмам об использовании результатов государственной итоговой аттестации 2009 – 2011 гг. в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и результатам Государственной итоговой аттестации, предоставленными ФИПИ, было выявлено, что: учащиеся чаще всего испытывают большие затруднения при их решении, что подтверждается статистическими данными: около 80% учащихся, приступивших к решению, не справляются с задачами данного типа. А также примерно треть учащихся не приступают к решению второй части, соответственно не приступают к решению сюжетной задачи. Объясняется это, прежде всего тем, что отсутствует целенаправленная работа по формированию методов решения задач.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Цель курса: систематизация методов, приемов решения сюжетных задач арифметическими методами, формирование умений реализовать данную систематизацию при решении задач.
Задачи:
- Включение интеграционных механизмов в процесс формирования метода;
- Формирование потребности в обосновании выполняемых решений;
- Формирование умения распознавать ситуацию применения метода;
- Создание условий для осознания многообразных внутриматематических и межпредметных связей дисциплины;
- Развитие дивергентного мышления, посредством включения в процесс обучения задач с неопределенностью в условии и т.п.;
- Формирование у обучающихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности;
- Развитие универсальных учебных действий.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
теоретические |
практические |
|||
1. |
Структура задачи. Виды краткой записи |
3 |
2 |
1 |
2. |
Основные типы простейших задач на дроби и проценты |
2 |
1 |
1 |
3. |
Метод обратимости |
4 |
1 |
3 |
4. |
Метод чашек- один из способов схематической краткой записи |
4 |
1 |
3 |
5. |
Метод пропорционального деления |
4 |
1 |
3 |
6. |
Метод исключения неизвестных |
7 |
3 |
4 |
7. |
Метод частей |
4 |
1 |
3 |
8. |
Повторение |
5 |
1 |
4 |
9. |
Зачет |
1 |
- |
1 |
|
Итого: |
34 |
11 |
23 |
Содержание курса
Тема 1. Структура задачи. Виды краткой записи (3 ч.)
Актуализация понятия задачи, умений осуществлять различные виды краткой записи, проводить анализ задачи и вычленять ее структуру. Рассматриваются такие виды краткой записи, как геометрическая, табличная, схематичная, круги Эйлера.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.
Тема 2. Основные типы простейших задач на дроби и проценты(2 ч.)
Актуализация знаний обучающихся об основных типах задач на дроби и на проценты, рассмотрение записи одной и той же ситуации в различных формах представления информации – числовой: процентом, обыкновенной дробью, десятичной дробью, геометрически – с помощью линейной и круговой диаграммой. Развитие умения распознавать тип задачи на дроби и проценты, умение решать данные типы задач.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.
Тема 3. Метод обратимости(4 ч.)
Формирование метода обратимости. Суть метода и компоненты. Признак выбора метода. На подготовительном этапе необходимо акцентировать внимание на геометрический способ оформления краткой записи.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.
Тема 4.Метод чашек – один из способов схематической краткой записи(4 ч.)
Развитие умения визуализации сюжета задачи, как верного помощника в поиске решения. Рассматривается применение метода обратимости к решению задач «на доливание, смешивание....» с использованием в качестве приема метода уравнений. В данном разделе ярко прослеживается межпредметные связи с химией, что позволяет акцентировать внимание на универсальность формируемых приемов с задачей, т.е. наихметопредметность.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.
Тема 5.Метод пропорционального деления(6 ч.)
Формирование метода пропорционального деления. Понятие пропорция, свойства пропорции. Суть метода и его компоненты.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.
Тема 6. Метод исключения неизвестных (7 ч.)
Формирование метода исключения неизвестных. Суть метода и компоненты. Прием сравнения двух условий вычитанием, прием уравнивание неизвестных, прием уравнивания данных, замена одного неизвестного другим.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Средства обучения: работа с опорными конспектами, карточки с заданиями.
Тема 7. Метод частей (4 ч.)
Формирование метода частей. Суть метода и компоненты.
8. Повторение (5 ч.)
Развитие умения распознавать ситуацию применения метода и умения решать в данном контексте задачу.
Формы обучения: лекция, практика, семинар.
9. Зачет (1 ч.)
Оценка уровня достижения целей обучения
Форма контроля: письменная контрольная работа.
Требования к уровню подготовки
Иметь представление:
О сути метода обратимости, метода пропорционального деления, метода исключения неизвестных.
Знать:
Структуру задачи, этапов работы над задачей;
Признаки выбора метода обратимости, метода пропорционального деления, метода исключения неизвестных.
Уметь:
Распознавать тип задачи, прием, метод ее решения;
Работать над задачей в соответствии с основными этапами;
Использовать методы в практике и справочной литературой;
Владеть:
Приемами учебной работы с задачами на различных этапах решения задач;
Арифметическими методами решения сюжетных задач: методом обратимости, методом пропорционального деления, методами исключения неизвестных, методами подобия и т.п.
Список литературы
Литература для учителя
1. Виленкин Н.Я. Элементарная математика: учеб. пособие для студ.- заочников/ Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-Нарофоминск: Академия, 2004.-222с. УЧЛ – Учебное пособие
2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций : учебное пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. –М.: Дрофа, 2005. – 416с. УЧЛ – Учебное пособие
3. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов, студ. вузов/ Л.М. Фридман. –М.: МПСИ, Флинта, 1998.-223 с. УЧЛ – Методические указания
Литература для учащихся
1. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)
2. Журнал «Квант»
3. Журнал «Математика в школе»
4. Математика. 5 класс: учебник в 2ч., Ч.1/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2004
5. Математика. 5 класс: учебное пособие, В 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005
6. Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.1: Делимость чисел/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005
7. Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по элективному курсу
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНЫХ ЗАДАЧ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
Класс 9
Учитель:
Количество часов34
В неделю 1 час.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
Структура задачи. Виды краткой записи |
1 |
|
|
2. |
Структура задачи. Виды краткой записи |
1 |
|
|
3. |
Структура задачи. Виды краткой записи |
1 |
|
|
4. |
Основные типы простейших задач на дроби и проценты |
1 |
|
|
5. |
Основные типы простейших задач на дроби и проценты |
1 |
|
|
6. |
Метод обратимости |
1 |
|
|
7. |
Метод обратимости |
1 |
|
|
8. |
Метод обратимости |
1 |
|
|
9. |
Метод обратимости |
1 |
|
|
10. |
Метод чашек - один из способов схематической краткой записи |
1 |
|
|
11. |
Метод чашек - один из способов схематической краткой записи |
1 |
|
|
12. |
Метод чашек - один из способов схематической краткой записи |
1 |
|
|
13. |
Метод чашек - один из способов схематической краткой записи |
1 |
|
|
14. |
Метод пропорционального деления |
1 |
|
|
15. |
Метод пропорционального деления |
1 |
|
|
16. |
Метод пропорционального деления |
1 |
|
|
17. |
Метод пропорционального деления |
1 |
|
|
18. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
19. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
20. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
21. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
22. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
23. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
24. |
Метод исключения неизвестных |
1 |
|
|
25 |
Метод частей |
1 |
|
|
26 |
Метод частей |
1 |
|
|
27 |
Метод частей |
1 |
|
|
28 |
Метод частей |
1 |
|
|
29 |
Повторение |
1 |
|
|
30 |
Повторение |
1 |
|
|
31 |
Повторение |
1 |
|
|
32 |
Повторение |
1 |
|
|
33 |
Повторение |
1 |
|
|
34 |
Зачет |
1 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Виленкин Н.Я. Элементарная математика: учеб. пособие для студ.- заочников/ Н.Я.Виленкин, В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович.-Нарофоминск: Академия, 2004.-222с. УЧЛ – Учебное пособие
2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций : учебное пособие для вузов/ Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова. –М.: Дрофа, 2005. – 416с. УЧЛ – Учебное пособие
3. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов, студ. вузов/ Л.М. Фридман. –М.: МПСИ, Флинта, 1998.-223 с. УЧЛ – Методические указания
Литература для учащихся
8. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)
9. Журнал «Квант»
10. Журнал «Математика в школе»
11. Математика. 5 класс: учебник в 2ч., Ч.1/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2004
12. Математика. 5 класс: учебное пособие, В 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005
13. Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.1: Делимость чисел/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005
14. Математика. 6 класс: учеб.пособие в 2ч., Ч.2/ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко. – 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.