Рабочая программа факультативного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку", 9 класс 9 класс

  • docx
  • 02.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Факультативный курс Подготовка к ОГЭ 9 класс.docx

 

«Рассмотрено и принято»

Руководитель ШМО        

_______/Виноградова С.П./

 Протокол № 1 от

  «29» августа 2018 г.

«Согласовано»

 Заместитель директора по УМР 

 МБОУ МО Плавский район

«Молочно-Дворская СОШ»

___________/Морозова Л.А./      

«30» августа 2018 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ МО Плавский район

 «Молочно-Дворская СОШ»    

  ___________/ Дроздов С.С./

Приказ № от

«31» августа 2018 г.

                                   

 

 

 

Рабочая программа педагога

Виноградовой Светланы Петровны,

I квалификационная категория,

факультативного курса

"Подготовка к ОГЭ по русскому языку",

                                                  9  класс

 

Срок реализации программы – 1 год

 

 

                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                                  протокол № 1 от

                                                                         «31» августа 2018  г.

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

  Главная особенность государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому языку в 9 классе состоит в полноте охвата курса русского языка: написание сжатого изложения (часть 1), выполнение тестовых заданий на основе печатного текста (часть 2) , написание сочинения-рассуждения на альтернативную тему (часть 3). На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении творческого задания. В связи с этим актуальным является развитие коммуникативных умений учащихся, необходимых для продолжения образования.

 Данный  курс предлагается ученикам 9 класса, чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю (всего 35 часов) – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ОГЭ (основного государственного экзамена). Программа курса разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Цели обучения:

·         обеспечить качественную подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ;

  • упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых

Задачи обучения:

  • создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  • познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
  • отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рассуждения;
  • использовать при подготовке к ОГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;

Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 (35 часов)

 

Специфика государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ (основного государственного экзамена) (1час).

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

(25 часов)

 

Лексика (4 часа)

Лексическое значение слова. Лексика с точки зрения стилистической окраски. Синонимы. Средства художественной выразительности языка (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, перифраза, оксюморон, парцелляция).

Орфография (7 часов)

Правописание корней (с проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной, проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными). Правописание приставок (неизменяемых,   на -з, -с, при- - пре-). Правописание суффиксов (имён существительных, имён прилагательных, наречий, причастий). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Синтаксис и пунктуация (14 часов)

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.  Синонимичная замена одного вида связи другим.

Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого. Грамматическая основа предложения.

 Однородные члены предложения и пунктуация при них. Вводные слова и словосочетания и пунктуация при них. Обращения и пунктуация при них. Обособленные члены предложения и пунктуация при них.

Сложносочинённое предложение и пунктуация  в нём. Сложноподчинённое предложение и пунктуация в нём. Виды придаточных предложений. Способы связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.  Бессоюзное сложное предложение и пунктуация в нём. Сложное предложение с разными видами связи.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(9 часов)

 

 Сжатое изложение текста. Способы сжатия текста. Основная мысль текста. Типы речи. Сочинение-рассуждение. Композиция текста-рассуждения. Аргументация. Виды аргументов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование

 

№  п.п.

Наименование тем учебного курса

Количество

часов

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

 

7

8

 

 

9

 

 

10

 

 

11

 

12

 

13

 

 

14

 

15

 

 

16

 

 

17

 

 

18

 

 

19

 

20

 

 

21

 

 

22

 

23

 

 

24

 

 

25

 

 

26

 

27

 

 

28

 

29

 

 

30

 

 

31

 

 

32

 

 

33

 

34-35

 

 

 

 

 

 

 

Специфика государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ (основного государственного экзамена).

 

Сжатое изложение (1).  Особенности сжатого изложения. Приёмы компрессии текста.

 

 Техника написания сжатого изложения. Тема и микротемы, идея текста. Составление плана текста. Обучение изложению по тексту, воспринимаемому визуально.

 

Написание сжатого изложения по тексту, воспринимаемому на слух.

 

Критерии оценивания сжатого изложения. Анализ сжатого изложения. Работа над ошибками.

 

Лексические средства художественной выразительности (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола, литота, синекдоха, метонимия, перифраза) (3)

   

Синтаксические средства художественной выразительности (3).

 

Средства художественной выразительности. Тематический тренинг.

 

       Лексика с точки зрения стилистической окраски. Синонимы. Стилистически окрашенные и нейтральные синонимы (6). Тест.

 

Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся).

     

      Приставки (неизменяемые, приставки на з-, с-, пре- - при-) (4).

 

      Правописание приставок. Тематический тренинг.

 

Н-нн в прилагательных, причастиях, наречиях (5)

 

Правописание н-нн в различных частях речи. Тематический тренинг.

 

       Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (5).

 

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (5). Тематический тренинг.

 

 

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

 

Способы связи слов в словосочетании. Синонимичная замена одного вида связи другим. (7)

 

Предложение. Грамматическая основа (8, 11). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого.

 

Предложение. Грамматическая основа (8, 11). Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого. Тематический тренинг.

 

Однородные члены предложения и пунктуация при них (9).

 

Вводные слова и словосочетания, обращения и пунктуация при них (10).

 

Вводные слова и словосочетания, обращения и пунктуация при них. Тематический тренинг.

 

Обособленные и уточняющие члены предложения и пунктуация при них (9).

 

Обособленные и уточняющие члены предложения и пунктуация при них (9). Тематический тренинг.

 

 

Сложносочинённое предложение (12)

 

Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении. Виды связи частей в СПП с несколькими придаточными. (12, 13).

 

Сложное предложение с разными видами связи (14).

 

Сочинение–рассуждение на лингвистическую тему (15.1). Алгоритм написания сочинения-рассуждения 15.1.

 

Написание сочинения–рассуждения на лингвистическую тему (15.1).

 

Критерии оценивания сочинения–рассуждения на лингвистическую тему (15.1). Анализ сочинений. Работа над ошибками.

 

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (15.2, 15.3). Критерии оценивания сочинения–рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

 

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (15.2, 15.3).

 

О заполнении бланков. Решение тестов ОГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКОВ

 

В результате изучения данного курса ученик должен

уметь

·               тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

·               адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

·               воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжато);

·               создавать тексты; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;

·               осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии  с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

·                свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному;

·               соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·               соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

 

 При выполнении тестовых заданий:

 

по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;

по морфологии: распознавать изученные в 5-8 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-8 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты; заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

по пунктуации: находить пунктограммы в простом  и сложном предложениях и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 7- 9 классах пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

1. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2019. Учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2018.

2. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2016.

3. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Аудиоприложение. Тексты для прослушивания. - Ростов н/Д: Легион, 2014.

4. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. ОГЭ-2019. 9 класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.

5. Русский язык. Тренировочные и тестовые задания. Г.Т. Егораева, Е.Л.Ерохин, изд. «Экзамен».

6. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Содержательный и языковой анализ текста. Е.В.Корчагина, изд. «АСТ. Астрель».

7. Русский язык. А1-А3. Текст, анализ текста, выразительные средства лексики и фразеологии, А.Ю.Кузнецов и др. изд. «МЦНМО».

8.  Русский язык. А4-А7. Фонетика, орфография, А.Ю.Кузнецов и др. изд. «МЦНМО». 

 9. Русский язык. В1-В9. Синтаксис и пунктуация простого и сложного        предложения, А.Ю.Кузнецов и др. изд. «МЦНМО».

 10. Тестовые задания для проверки знаний  учащихся по русскому языку. 5, 6, 7, 8, 9    классы, А.Б. Малюшкин, изд. «Сфера».