«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УМР Директор МБОУ МО Плавский
______/Виноградова С.П. МБОУ МО Плавский район район «Молочно-Дворская СОШ»
«Молочно-Дворская СОШ» _____________/Дроздов С.С./
Протокол № 1 от
_________/Морозова Л.А./ Приказ №_____ от
«29» августа 2018 г. «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.
Рабочая программа педагога
Виноградовой Светланы Петровны,
I квалификационная категория,
факультативного курса
«Учимся писать сочинение по литературе»
10 класс
Срок реализации программы – 1 год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«31» августа 2018 г.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
В основе рабочей программы факультативного курса по литературе следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
2. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента и государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2017 года № 870 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 1089 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993);
8. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Просвещение, 2010 г.)
Цель факультативного курса:
подготовить старшеклассников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи факультативного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 10 класса, целесообразно осуществлять преподавание факультативного курса «Учимся писать сочинения по литературе» без домашнего задания.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ.
2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1089 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2017 г. №870 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Информация о количестве учебных часов.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «Молочно-Дворская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Содержание рабочей программы.
Тема 1.
Введение в факультативный курс «Учимся писать сочинение по литературе».
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Тема 2.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.
Тема 3.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Тема 4.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Тема 5.
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.
Подбор материалов по следующим направлениям: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов |
1 |
Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе». |
1 |
2 |
Композиция и структура классического сочинения. |
5 |
3 |
Жанровые разновидности сочинения. |
4 |
4 |
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста. |
4 |
5 |
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. |
3 |
6 |
Классификация ошибок. Критерии оценок. |
3 |
7 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена» |
3 |
8 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость» |
3
|
9 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства» |
3 |
10 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость» |
3 |
11 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество» |
3 |
12 |
Итого: |
35 |
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по литературе для 10 класса.
№ |
Тема урока |
Основные виды деятельности |
Дата план |
|||
Введение в факультативный курс «Учимся писать сочинение по литературе».
|
||||||
1. |
Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к сочинению. |
Лекция. Понятие о сочинении, тексте. Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста. Анализ текста. Работа в группах, парах. |
03.09 |
|||
Композиция и структура классического сочинения.
|
||||||
2. |
Разновидности вступления к сочинению. |
Умение писать вступление к сочинению. Выбор темы сочинения, обоснование ее. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. План сочинения, подбор фактического материала. Практическая работа. Презентация. |
10.09 |
|||
3. |
Основная часть сочинения. Прозаическое произведение. |
Анализ прозаического произведения. |
17.09 |
|||
4. |
Основная часть сочинения. Лирическое произведение. |
Анализ лирического произведения. |
24.09 |
|||
5. |
Заключение. Порядок работы над композиционными частями сочинения. |
Лекция. Умение писать заключение к сочинению. Составление текста, соединение частей в единое целое, соответствие составленного текста тому или иному стилю. |
01.10 |
|||
6. |
Заключение. Порядок работы над композиционными частями сочинения. |
Умение писать заключение к сочинению. Составление текста, соединение частей в единое целое, соответствие составленного текста тому или иному стилю. |
08.10 |
|||
Жанровые разновидности сочинения.
|
||||||
7. |
Литературно-критическая статья как жанр сочинения. |
Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. |
15.10 |
|||
8. |
Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка. |
Лекция. Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. |
22.10 |
|||
9. |
Путешествие и дневник как жанры сочинения. Эпистолярный жанр. |
Типы сочинений по видам анализа художественного произведения. |
12.11 |
|||
10 |
Путешествие и дневник как жанры сочинения. Эпистолярный жанр. Практикум |
Техника написания сочинения по литературе |
19.11 |
|||
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
|
||||||
11. |
Стилистическая цельность создаваемого текста. |
Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений. |
26.11 |
|||
12. |
Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования и текста-описания. |
Основные теоретико-литературные понятия, их роль. Практическая работа. Презентация. |
03.12 |
|||
13. |
Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения. |
Работа над ошибками. Практическая работа. Презентация. |
10.12 |
|||
14 |
Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения. Практикум |
Техника написания сочинения по литературе. Практикум. Групповая работа. |
17.12 |
|||
Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения. |
||||||
15 |
Знакомство с основными направлениями тем. |
Лекция об основных направлениях тем экзаменационного сочинения |
24.12 |
|||
16 |
Тематика сочинений. |
Лекция о тематике экзаменационного сочинения. Презентация. |
21.12 |
|||
17 |
Обзор художественной литературы по темам. |
Выступление-презентация по художественным произведениям. |
14.01 |
|||
Классификация ошибок. Критерии оценок. |
||||||
18. |
Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017- 2018 учебный год. |
Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017-2018 учебный год. Подбор материалов по направлениям. |
21.01 |
|||
19. |
Классификация ошибок. Критерии оценок. |
Классификация ошибок. Критерии оценок. |
28.01 |
|||
20 |
Классификация ошибок. Критерии оценок. Анализ типичных ошибок. |
Классификация ошибок. Критерии оценок. Практикум. Анализ типичных ошибок. |
04.02 |
|||
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. |
||||||
21 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена». |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа. |
11.02 |
|||
22 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена». Написание вступления и заключения.
|
Написание вступления и заключения по направлениям. |
18.02 |
|||
23 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена». Написание основной части сочинения.
|
Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа. |
25.02 |
|||
24 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость». |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа. |
04.03 |
|||
25 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость». Написание вступления и заключения. |
Написание вступления и заключения по направлению. |
11.03 |
|||
26. |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость». Написание основной части сочинения. |
Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа. |
18.03 |
|||
27. |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства». |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа. |
08.04 |
|||
28 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства». Написание вступления и заключения. |
Написание вступления и заключения по направлениям. |
15.04 |
|||
29 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства». Написание основной части сочинения. |
Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа. |
22.04 |
|||
30 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость». |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа. |
29.04 |
|||
31 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость». Написание вступления и заключения. |
Написание вступления и заключения по направлениям. |
06.05 |
|||
32 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость». Написание основной части сочинения. |
Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа. |
13.05 |
|||
33 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество». |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа. |
20.05 |
|||
34 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество». Написание вступления и заключения. |
Написание вступления и заключения по направлениям. |
27.05 |
|||
35 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество». Написание основной части сочинения. |
Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа. |
29.05 |
|||
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературного произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- самостоятельно отбирать литературные произведения по тематическим направлениям, предложенным на итоговом сочинении по литературе;
- самостоятельно писать сочинения различных жанров по тематическим направлениям, предложенным на итоговом сочинении по литературе, соблюдая нормы русского литературного языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельное знакомство с явлениями художественной литературы и оценки эстетической значимости;
- определения своего круга чтения по русской, зарубежной литературе, формирования культуры межнациональных отношений.
Учебно-методическое обеспечение
1. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2005.
2. Антонова Л.Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе). // Русский язык в школе, 2009.
3. Беднарская Л.Д. Обучение итоговому сочинению на уроках развития речи. // Русский язык в школе № 2, 2016.
4. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 2006.
5. Карнаух Н. Л. На пути к эссе. / / Русская словесность, 2003.
6. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы. / / Русская словесность. 2002.
7. Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. – М., 2004.
8. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. – М., 2002.
9. Котеленикова С. А. Аннотация – отзыв – рецензия эссе. // Русский язык в школе, 2008.
10. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. – М., 2001.
11. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, Легион, 2017.
12. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. – М., 2000.
13. Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре. / / Богданова О. Ю. и др.
14. Трунцева Т.Н. Этапы и приемы подготовки к итоговому сочинению на уроках русского языка в старших классах. // Русский язык в школе №11, 2016.
15. Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к итоговому сочинению по литературе // Русский язык в школе №2, 2015.
16. Электронные ресурсы.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.
ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.