рабочая программа факультативного курса «Учимся писать сочинение по литературе» 10 класс

  • docx
  • 02.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа факультатива по литературе. 10 класс. 2018-2019 уч. г..docx

«Рассмотрено и принято»               «Согласовано»                                         «Утверждено»

Руководитель ШМО              Заместитель директора по УМР            Директор МБОУ МО Плавский

______/Виноградова С.П.      МБОУ МО Плавский район                      район «Молочно-Дворская СОШ»     

                                                   

                                                  «Молочно-Дворская СОШ»                      _____________/Дроздов С.С./

Протокол № 1 от                     

                                                    _________/Морозова Л.А./                   Приказ №_____ от

 

«29» августа 2018 г.                «30» августа 2018 г.                                 «31» августа 2018 г.

                                                                                                                     

                                                                                                                        

 

 

 

 

 

    Рабочая программа педагога

Виноградовой Светланы Петровны,

I квалификационная категория,

факультативного курса

«Учимся писать сочинение по литературе»

10 класс

 

 

Срок реализации программы – 1 год

 

 

 

 

 

                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                        педагогического совета

                                                                              Протокол № 1 от

                                                                                  «31» августа 2018 г.

 

            

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

                                                                                                                                                                                                                     В основе рабочей программы факультативного курса по литературе  следующие документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.

2. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;

3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента и государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2017 года № 870  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год»;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 1089 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993);

8. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень) общеобразовательных учреждений, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Просвещение, 2010 г.)

 

Цель факультативного курса:

подготовить  старшеклассников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Задачи факультативного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 10 класса, целесообразно осуществлять преподавание факультативного курса «Учимся писать сочинения по литературе» без домашнего задания.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ. 

2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 1089 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О     внесении   изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2017 г. №870 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 

Информация о количестве учебных часов.

 

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, что соответствует  учебному плану МБОУ «Молочно-Дворская СОШ» на 2018-2019 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы.

 

Тема 1.

Введение в факультативный курс «Учимся писать сочинение по литературе».

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

Тема 2.

Композиция и структура классического сочинения.

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Тема 3.

Жанровые разновидности сочинения.

Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.

Тема 4.

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.

 

Тема 5.

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

Подбор материалов по следующим направлениям: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1

Введение в элективный курс «Техника написания сочинения по литературе».

1

2

Композиция и структура классического сочинения.

5

3

Жанровые разновидности сочинения.

4

4

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

4

5

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

3

6

Классификация ошибок. Критерии оценок.

3

7

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена»

3

8

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость»

3

 

9

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства»

3

10

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость»

3

11

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество»

3

12

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по литературе для 10 класса.

Тема урока

Основные виды деятельности

Дата план

Введение в факультативный курс «Учимся писать сочинение по литературе».

 

1.

Введение. Концептуальные основы сочинения.

Общие требования к сочинению.

Лекция. Понятие о сочинении, тексте.  Особенности сочинения как текста. Основные признаки теста. Анализ текста. Работа в группах, парах.

03.09

Композиция и структура классического сочинения.

 

2.

Разновидности вступления к сочинению.

Умение писать вступление к сочинению. Выбор темы сочинения,  обоснование ее. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. План сочинения, подбор фактического материала. Практическая работа. Презентация.

10.09

3.

Основная часть сочинения. Прозаическое произведение.

Анализ прозаического  произведения.

17.09

4.

Основная часть сочинения. Лирическое произведение.

Анализ лирического  произведения.

24.09

5.

Заключение. Порядок работы над композиционными

частями сочинения.

Лекция. Умение писать заключение к сочинению. Составление текста, соединение частей в единое  целое,  соответствие составленного текста   тому или иному стилю.

01.10

6.

Заключение. Порядок работы над композиционными

частями сочинения.

Умение писать заключение к сочинению. Составление текста, соединение частей в единое  целое,  соответствие составленного текста   тому или иному стилю.

08.10

Жанровые разновидности сочинения.

 

7.

Литературно-критическая статья как жанр сочинения.

Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

15.10

8.

Особенности жанра эссе. Жанровое своеобразие очерка.

 Лекция. Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

22.10

9.

Путешествие и дневник как жанры сочинения.

Эпистолярный жанр.

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения.

12.11

10

Путешествие и дневник как жанры сочинения.

Эпистолярный жанр. Практикум

Техника написания сочинения по литературе

19.11

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

 

11.

Стилистическая цельность создаваемого текста.

Общий анализ литературного произведения, анализ нескольких литературных произведений.

26.11

12.

Особенности написания сочинения с использованием

текста-повествования и текста-описания.

Основные теоретико-литературные понятия,  их роль. Практическая работа. Презентация.

03.12

13.

Особенности написания сочинения с использованием

текста-рассуждения.

Работа над ошибками. Практическая работа. Презентация.

10.12

14

Особенности написания сочинения с использованием

текста-рассуждения. Практикум

Техника написания сочинения по литературе. Практикум. Групповая работа.

17.12

Обзор основных направлений тем экзаменационного сочинения.

15

Знакомство с основными направлениями тем.

Лекция об основных направлениях тем экзаменационного сочинения

24.12

16

Тематика сочинений.

Лекция о тематике  экзаменационного сочинения. Презентация.

21.12

17

Обзор художественной литературы по темам.

Выступление-презентация по художественным произведениям.

14.01

Классификация ошибок. Критерии оценок.

18.

Анализ

экзаменационных

тематических

направлений на 2017-

2018 учебный год.

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2017-2018 учебный год. Подбор материалов по направлениям.

21.01

19.

Классификация ошибок. Критерии оценок.

Классификация ошибок. Критерии оценок.

28.01

20

Классификация ошибок. Критерии оценок. Анализ типичных ошибок.

Классификация ошибок. Критерии оценок. Практикум. Анализ типичных ошибок.

04.02

Подготовка к сочинению по тематическому направлению.

21

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа.

11.02

22

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена». Написание вступления и заключения.

 

Написание вступления и заключения по направлениям.

18.02

23

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена». Написание основной части сочинения.

 

Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа.

25.02

24

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа.

04.03

25

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость». Написание вступления и заключения.

Написание вступления и заключения по направлению.

11.03

26.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость». Написание основной части сочинения.

Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа.

18.03

27.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа.

08.04

28

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства». Написание вступления и заключения.

Написание вступления и заключения по направлениям.

15.04

29

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цели и средства». Написание основной части сочинения.

Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа.

22.04

30

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа.

29.04

31

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость». Написание вступления и заключения.

Написание вступления и заключения по направлениям.

06.05

32

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость». Написание основной части сочинения.

Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа.

13.05

33

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество».

Подготовка к сочинению по тематическому направлению. Сбор материала. Анализ работ, исследовательская работа.

20.05

34

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество». Написание вступления и заключения.

Написание вступления и заключения по направлениям.

27.05

35

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество». Написание основной части сочинения.

Написание основной части сочинения. Анализ работ, исследовательская работа. Практическая работа.

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

К концу изучения курса обучающиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературного произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

- самостоятельно отбирать литературные произведения по тематическим направлениям, предложенным на итоговом сочинении по литературе;

- самостоятельно писать сочинения различных жанров по тематическим направлениям, предложенным на итоговом сочинении по литературе, соблюдая нормы русского литературного языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельное знакомство с явлениями художественной литературы и оценки эстетической значимости;

- определения своего круга чтения по русской, зарубежной литературе, формирования культуры межнациональных отношений.

Учебно-методическое обеспечение

 

1. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «от­лично». – СПб., 2005.

2. Антонова Л.Г., Ухова Л. В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе). // Русский язык в школе, 2009.

3. Беднарская Л.Д. Обучение итоговому сочинению на уроках развития речи. // Русский язык в школе № 2, 2016.

  4. Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 2006.

5. Карнаух Н. Л. На пути к эссе. / / Русская словесность, 2003. 

6. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы. / / Русская словесность. 2002.

7. Карнаух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. – М., 2004.

8. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. – М., 2002.

9. Котеленикова С. А. Аннотация – отзыв – рецензия ­эссе. // Русский язык в школе, 2008.

10. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. – М., 2001.

11. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, Легион, 2017.

12. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. – М., 2000.

13. Романичева Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре. / / Богданова О. Ю. и др.

14. Трунцева Т.Н. Этапы и приемы подготовки к итоговому сочинению на уроках русского языка в старших классах. // Русский язык в школе №11, 2016.

15. Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к итоговому сочинению по литературе // Русский язык в школе №2, 2015.

16. Электронные ресурсы.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.

ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. – МедиаХауз.