Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Новый Мир»
РАССМОТРЕНО на заседании МО 29.08.2019г. ____________ |
СОГЛАСОВАНО 30.08.2019 Зам.директора по УМР __________Пельменева Е.И.
|
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы от 30.08.2019 №102-п |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«Занимательная математика»
2 класс
Учитель
Лагода Инна Викторовна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена на основе:
ü Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
ü Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
ü методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
ü Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.
ü Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2014 г.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
ü расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
ü расширять математические знания в области чисел;
ü содействовать умелому использованию символики;
ü правильно применять математическую терминологию;
ü развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
ü уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
ü развивать краткости речи.
Предполагаемые результаты. Занятия должны помочь учащимся:
ü усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
ü помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
ü формировать творческое мышление;
ü способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: |
|
1 уровень
|
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. |
2 уровень |
Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. |
3 уровень
|
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
ü развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
ü развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
ü воспитание чувства справедливости, ответственности;
ü развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
ü Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
ü Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
ü Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
ü Анализировать правила игры.
ü Действовать в соответствии с заданными правилами.
ü Включаться в групповую работу.
ü Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
ü Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
ü Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
ü Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
ü Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
ü Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
ü Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
ü Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
ü Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
ü Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
ü Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
ü Воспроизводить способ решения задачи.
ü Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
ü Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
ü Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
ü Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
ü Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
ü Конструировать несложные задачи.
ü Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
ü Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
ü Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
ü Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
ü Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
ü Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
ü Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
ü Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
ü Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
ü Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
ü Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
ü Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
ü выразительно читать и пересказывать текст;
ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
«Удивительная снежинка» |
1 |
2 |
Крестики-нолики |
1 |
3 |
Математические игры |
1 |
4 |
Прятки с фигурами |
1 |
5 |
Секреты задач |
1 |
6-7 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
8 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
9 |
Числовые головоломки |
1 |
10 |
«Шаг в будущее» |
1 |
11 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
12 |
Путешествие точки |
1 |
13 |
«Шаг в будущее» |
1 |
14 |
Тайны окружности |
1 |
15 |
Математическое путешествие |
1 |
16-17 |
«Новогодний серпантин» |
2 |
18 |
Математические игры |
1 |
19 |
«Часы нас будят по утрам…» |
1 |
20 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
21 |
Головоломки |
1 |
22 |
Секреты задач |
1 |
23 |
«Что скрывает сорока?» |
1 |
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
25 |
Дважды два — четыре |
1 |
26-27 |
Дважды два — четыре |
2 |
28 |
В царстве смекалки |
1 |
29 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
30 |
Составь квадрат |
1 |
31-32 |
Мир занимательных задач |
2 |
33 |
Математические фокусы |
1 |
34 |
Математическая эстафета |
1 |
Итого: 34 ч |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС
№ |
Дата |
Тема |
Содержание занятия |
1 |
04.09 |
«Удивительная снежинка» |
Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2 |
11.09 |
Крестики-нолики |
Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).
|
3 |
18.09 |
Математические игры |
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». |
4 |
25.09 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
5 |
02.10 |
Секреты задач
|
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6-7 |
09.10
|
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
16.10 |
|||
8 |
23.10 |
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
9 |
|
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
10 |
|
«Шаг в будущее» |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
11 |
|
Геометрия вокруг нас |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
12 |
|
Путешествие точки |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
13 |
|
«Шаг в будущее» |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
14 |
|
Тайны окружности |
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
15 |
|
Математическое путешествие |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 |
16-17 |
|
«Новогодний серпантин» |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
|||
18 |
|
Математические игры
|
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». |
19 |
|
«Часы нас будят по утрам…» |
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. |
20 |
|
Геометрический калейдоскоп |
Задания на разрезание и составление фигур.
|
21 |
|
Головоломки |
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. |
22 |
|
Секреты задач |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
23 |
|
«Что скрывает сорока?» |
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. |
24 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
25 |
|
Дважды два — четыре |
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи- талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. |
26-27 |
|
Дважды два — четыре |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . |
28 |
|
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29 |
|
Интеллектуальная разминка |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30 |
|
Составь квадрат |
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
31-32 |
|
Мир занимательных задач |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». |
|
|||
33 |
|
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
34 |
|
Математическая эстафета |
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
Итого: 34 ч |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса
Обучающийся научится: |
Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов |
- использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.