Рабочая программа Факультативных занятий "Занимательная математика 2 класс"
Оценка 4.6

Рабочая программа Факультативных занятий "Занимательная математика 2 класс"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
2 кл
06.04.2020
Рабочая программа Факультативных занятий "Занимательная математика 2 класс"
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);  Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.  Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2014 г. Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);  Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.  Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2014 г. Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;  методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);  Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.  Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2014 г.
Р.П. Занимательная математика 2 класс.docx

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Новый Мир»

 

 

РАССМОТРЕНО

 на заседании МО 29.08.2019г.

____________

СОГЛАСОВАНО

30.08.2019

Зам.директора по УМР

__________Пельменева Е.И.

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы от 30.08.2019 №102-п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

«Занимательная математика»

 2 класс

 

 

 

 

Учитель

Лагода Инна Викторовна

 

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 Пояснительная записка

                                                                              

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена на основе:

ü    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

ü    Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования;

ü    методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

ü    Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.

ü    Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2014 г.

 

ЦЕЛЬ:   развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

ü расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

ü расширять математические знания в области  чисел;

ü содействовать умелому использованию символики;

ü правильно применять математическую терминологию;

ü развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

ü уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

ü развивать краткости речи.

 

Предполагаемые результаты. Занятия  должны помочь учащимся:

ü усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

ü помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

ü формировать творческое мышление;

ü способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень

 

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень

 

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА                                            «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

 

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

ü  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

ü  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

ü  воспитание чувства справедливости, ответственности;

ü  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

ü  Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

ü  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

ü  Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. 

ü  Анализировать правила игры.

ü  Действовать в соответствии с заданными правилами.

ü  Включаться в групповую работу.

ü  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

ü  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

ü  Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

ü  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

ü  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

ü  Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

ü  Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

ü  Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

ü  Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

ü  Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

ü  Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

ü  Воспроизводить способ решения задачи.

ü  Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

ü  Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

ü  Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

ü  Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

ü  Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

ü  Конструировать несложные задачи.

ü  Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

ü  Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

ü  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

ü  Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

ü  Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

ü  Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

ü  Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

ü  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

ü  Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

ü  Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

ü  Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

ü  Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

 

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

ü определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

ü учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

ü выразительно читать и пересказывать текст;

ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

                                  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.          

   Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

1

2

 Крестики-нолики

1

3

 Математические игры

1

4

 Прятки с фигурами

1

5

 Секреты задач

1

6-7

«Спичечный» конструктор

2

8

 Геометрический калейдоскоп

1

9

 Числовые головоломки

1

10

 «Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

 «Шаг в будущее»

1

14

 Тайны окружности

1

15

 Математическое путешествие

1

16-17

 «Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

1

19

 «Часы нас будят по утрам…»

1

20

 Геометрический калейдоскоп

1

21

 Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре

1

26-27

Дважды два — четыре

2

28

 В царстве смекалки

1

29

 Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31-32

 Мир занимательных задач

2

33

 Математические фокусы

1

34

 Математическая эстафета

1

Итого: 34 ч

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2 КЛАСС

Дата  

Тема

                               Содержание  занятия

1

04.09

 «Удивительная снежинка»  

Загадки о геометрических инструментах.  Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»  

2

11.09

 Крестики-нолики

 Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

 

3

18.09

Математические игры

 Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

4

25.09

 Прятки с фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5

02.10

 Секреты задач  

 

 Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

6-7

09.10

 

 «Спичечный» конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

16.10

 8

23.10

Геометрический калейдоскоп

 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9

 

 Числовые головоломки

 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10

 

 «Шаг в будущее»

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11

 

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12

 

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13

 

«Шаг в будущее»  

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14

 

 Тайны окружности

 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15

 

 Математическое путешествие

 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:   34 – 14 = 20   20 + 18 = 38       38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

16-17

 

 «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

 

18

 

Математические игры

 

 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

 19

 

 «Часы нас будят по утрам…»

 Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

20

 

Геометрический калейдоскоп

 Задания на разрезание и составление фигур.

 

21

 

 Головоломки

 Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

22

 

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

23

 

«Что скрывает сорока?»   

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24

 

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25

 

 

 Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

26-27

 

 Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» .

28

 

В царстве смекалки

 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29

 

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

30

 

 Составь квадрат

 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

31-32

 

Мир занимательных задач

 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

 

33

 

 

 Математические фокусы

 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34

 

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

Итого: 34  ч

 

              Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

 

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать  нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять  простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Метапредметные результаты ü

Метапредметные результаты ü

Регулятивные УУД: ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; ü учиться работать…

Регулятивные УУД: ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; ü учиться работать…

Секреты задач 1 6-7 «Спичечный» конструктор 2 8

Секреты задач 1 6-7 «Спичечный» конструктор 2 8

Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу

Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу

Дважды два — четыре Таблица умножения однозначных чисел

Дважды два — четыре Таблица умножения однозначных чисел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020