Рабочая программа
«Формирование элементарных математических представлений»
у детей 5 - 6 лет (старшая группа)
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений» у детей 5 - 6 лет (старшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
-З.А.Михайлова. Математика от трех до семи.
- И.Н. Чеплашкина. Математика – это интересно. 5-6 лет.
-В.В. Восбович. Сказка «малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава».
- В.В. Воскобович. Сказка 2нетающие льдинки озера Айс».
Данная программа является одним из направлений решения образовательной области – «Познавательное развитие».
Программа рассчитана на: 36 периодов в неделю – 1 период. Длительность одного периода – 20 минут.
Цель программы - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи:
- формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки;
- подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп;
- учить систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;
- формировать представления о том, что мерка является единицей измерения;
- учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого;
- учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность событий (вчера, сегодня, завтра).
Особенности организации образовательного процесса
Особенностью данной программы является комплексный подход к организации непосредственно организованной деятельности, направленной на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» сохранных анализаторов и речи, как эффективного средства компенсации зрительной недостаточности, учитывает приоритетное направление ДОУ.
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, работа строится согласно тематическому планированию. Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который объединяет непосредственно образовательную деятельность единым смысловым содержанием.
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей. В каждую непосредственно организованную деятельность включена физкультминутка продолжительностью 3 минуты, гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Кроме того, некоторые виды разделов программы дают возможность реализовать как часть непосредственно образовательной деятельности и национально-региональный компонент.
Формы работы с детьми
Формы работы |
Средства и технологии |
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми |
Рассматривание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций (КВН, викторина), игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, коллекционирование, моделирование (конструирование), реализация проектов, развивающая игра, интегративная деятельность, ситуативный разговор, рассказ, беседа. Демонстрационные опыты, математические развлечения, беседы, задания с четкими правилами, самостоятельная деятельностью Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов), словесные (рассказ, беседа, чтение), практические (игра: дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, в том числе строительные; труд в природе: индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты. |
Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. |
Проектирование и макетирование, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа. |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки), сюжетно-ролевые игры, рассматривание, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование. |
Образовательная деятельность в семье |
Беседы, рассматривание иллюстраций. Совместные семейные проекты. Участие в различных тематических конкурсах. |
Предпочтительной формой организации образовательного процесса является непосредственно образовательная деятельность в организованных видах деятельности.
Сопутствующие формы обучения:
ü Совместная деятельность педагога с детьми – беседы в течение дня общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённые темы.
ü Постоянное проведение наблюдений за состоянием погоды, за погодными и природными явлениями, сезонными изменениями в природе и т.д.
ü Экспериментирование: с различными материалами, с водой, снегом, воздухом и т.д.
ü Экскурсии.
ü Создание различных макетов, коллекций, панно, альбомов и т.д.
ü Чтение различной познавательной литературы.
Распределение учебного материала по разделам
Раздел |
Программное содержание
|
Формирование элементарных математических представлений |
Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить способам уравнивания множеств (5 больше 4, если к 4 добавить 1, то будет 5, поровну, столько же, одинаково). Формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки. Учить считать в пределах 10, опираясь на счёт реальных предметов и объектов, сравнивать последовательные числа в пределах 10 и понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Упражнять в сравнении результатов количественного и порядкового счёта. Учить понимать соответственно вопросы сколько? который? и правильно отвечать на них. Учить различать и называть цифры от 0 до 9. Формировать представление о независимости результатов счёта от величины пересчитываемых предметов, их пространственного расположения, направления счёта (слева направо, справа налево, с любого предмета и т. п.). Знакомить с образованием числового ряда в пределах 10 путём пересчитывания по единице. Подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп. Познакомить со знаками +, -, =. Учить фиксировать процесс счёта с помощью разрезных цифр и знаков: 1+1=2, 2+1=3 и т. п. Использовать при счёте реальных предметов окружающей обстановки различные анализиторы: зрительный, слуховой, тактильно двигательный. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Учить определять сколько раз условная мерка уложилась в измеряемом объекте, соотносить количество мерок с числом. Формировать представления о том, что мерка является единицей измерения. Учить сравнивать две протяжённости (длины) наложением, приложением и способом сравнения результатов измерения с помощью условных мерок. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Форма. Упражнять видению формы геометрических фигур в окружающих предметах. Учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур. Дать представление о четырехугольнике и его элементах: четыре угла, четыре стороны, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Учить строить из палочек четырёхугольник (квадрат, прямоугольник), рисовать его, вырезать по контуру, обводить по шаблону, трафарету. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол. Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Дать первоначальные представления о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по-разному. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Формировать первоначальные представления о возрасте: познакомить со смысловым содержанием вопроса «Сколько тебе лет?». |
Методика обследования.
Методика N 1 - Выявление умений счёта.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.
Методика N 2 - Выявление знаний цифр.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).
Методика N 3 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Методика N 4 - Выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Материал. По 10 ёлочек и грибов.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (4), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (7).
Методика N 5 - Выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.
Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковь, картофель, огурец.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковь по счёту; а затем посчитать по порядку все овощи.
Методика N 6 - Выявление умений сравнивать две группы предметов.
Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.
Методика N 7 - Выявление умений сравнивать предметы по длине.
Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).
Инструкция к проведению. Воспитатель задаёт вопросы: Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.
Методика N 8 - Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.
Методика N 9 - Выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.
Методика N 10 - Выявление знаний о днях недели.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, како день недели будет завтра.
Методика N 11 - Выявление умений классифицировать геометрические фигуры.
Материал. Набор блоков Дьенеша, обручи красного, зелёного, белого цвета.
Инструкция к проведению. Ребёнку сообщается правило: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зелёного - все треугольники, а внутри белого - все большие. Далее ребёнку предлагается разложить фигуры в соответствии с правилом. После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими свойствами обладают фигуры, расположенные в обручах.
Методика N 12 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.
Материал. Карточки с изображением последовательности сервировки стола, кукольная посуда, предметы-заместители.
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается сервировать стол в соответствии с этапами сервировки, которые изображены на картинках, и рассказать о том, что ребёнок делает на каждом этапе.
Методика N 13 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.
Материал. Карточка с изображением человечков (См. "Математика от 3 до 7", стр. 133, игра "Кого не хватает?").
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается поразмышлять и сказать, какого человечка не хватает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.