Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа Первомайского района Республики Крым»
«РАССМОТРЕНО» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДЕНО» |
на заседании МО учителей- |
Заместитель директора по |
Директор МБОУ |
естественно-математического |
учебно-воспитательной |
Гвардейская школа |
цикла |
работе |
__________С.С.Османова |
Протокол № ___ |
_____________Ф.Д.Хасанова |
Приказ № _____ |
от «___»______20___г |
«___»___________20___г. |
от «___»_________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Геометрия»
Класс: 9
Срок реализации программы: 2021/2022 уч.год
Количество часов по учебному плану: 68 часов, 2часа х34 недели
Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Примерной программой Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистро-ва]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2018. — 94 с. Рабочая программа к учебнику Л.С.Атанасяна и других, 7 – 9 классы . В.Ф.Бутузов – Москва: «Просвещение», 3 издание,2014
Рабочую программу составила учитель математики Шимек Наталья Викторовна
с.Гвардейское, 2021/2022 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897(с изменениями);
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистро-ва]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2018. — 94 с
- Программа соответствует учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2014.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
По учебному плану в 2021-2022 учебном году МБОУ Гвардейская школа отводит 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса
.
.
Концепция программы
Основой курса является формирование пространственного воображения и логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, и применение этих свойств, при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы» в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах .
Обоснованность программы (значимость, актуальность)
Значимость
Изучение геометрии в 9 классе вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Знания, приобретенные на уроках геометрии, используются при изучении смежных школьных предметов и для решения практических задач в повседневной жизни. Школьники овладевают умением переносить изученное на реальные объекты, у них вырабатывается четкое понимание конечной цели математического исследования, формируются такие элементы математической культуры, как умение анализировать и интерпретировать математические модели. Учащиеся осознают практическую значимость геометрии, ее место в системе наук.
Актуальность
Курс геометрии 9 класса направлен на систематизацию и обобщение курса «Планиметрия» 7-9 классов и получение школьниками начального представления о «Стереометрии», о пространственных фигурах, их признаках и свойствах - это помогает при описании и исследовании разнообразных процессов природы, техники. Материал курса геометрии 9 класса - основа для изучения геометрии в 10-11классах, решение задач из отдельных блоков (тем) является подготовкой к ГИА и ЕГЭ.
Цели и задачи
· Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать свою деятельность и ее результаты (рефлексия);
· Формирование системы ценностей и ее проявлений в личных качествах;
· Формирование представлений о месте геометрии в математическом методе исследования реального мира, роли и месте геометрии в системе наук;
· Овладение специальными предметными знаниями, обеспечивающими включение учащихся в деятельность на уроках геометрии, в деятельность на смежных предметах и практической жизни
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Предметные:
Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Геометрические фигуры
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические преобразования
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
Методы математики
Геометрические фигуры
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Измерения и вычисления
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Геометрические построения
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Преобразования
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Векторы и координаты на плоскости
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
История математики
Методы математики
Содержание учебного предмета «Геометрия 9»
Векторы и метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками.
Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.
Об аксиомах геометрии
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе
Повторение
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач.
Тематическое планирование по геометрии 9 кл.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Количество контрольных работ |
1 |
Повторение курса геометрии 8 класса |
2 |
|
2 |
Векторы |
8 |
1 |
3 |
Метод координат |
10 |
1 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов |
14 |
1 |
5 |
Длина окружности и площадь круга |
12 |
1 |
6 |
Движения |
8 |
1 |
7 |
Начальные сведения из стереометрии |
8 |
|
8 |
Итоговое повторение |
6 |
1 |
Итого |
|
68 |
6 |
Критерии и нормы оценки уровня достижений обучающихся по геометрии.
1. Оценка контрольных и других письменных работ обучающихся по геометрии.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
Ответ оценивается отметкой «4», если:
удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
Отметка «1» ставится, если:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа Первомайского района Республики Крым»
«РАССМОТРЕНО» |
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДЕНО» |
на заседании МО учителей- |
Заместитель директора по |
Директор МБОУ |
естественно-математического |
учебно-воспитательной |
Гвардейская школа |
цикла |
работе |
__________С.С.Османова |
Протокол № ___ |
_____________Ф.Д.Хасанова |
Приказ № _____ |
от «___»______20___г |
«___»___________20___г. |
от «___»_________20__г. |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Геометрия»
Учителя Шимек Натальи Викторовны
Составлено на основании рабочей программы по геометрии для 9 класса ( Сборник рабочих программ. 7—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистро-ва]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2018. — 94 с) . к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 3 издание, переработанное,2014.)
Основное общее образование (базовый уровень) 9 класс
2 часа х 34 недели= 68 ч
Гвардейское, 2021/2022уч.год
Календарно-тематическое планирование
по геометрии в 9 классе
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
по плану |
Фактически |
|||
|
Урок вводного повторения. |
|
|
|
|
Диагностическая работа |
|
|
|
ВЕКТОРЫ |
8 |
|
||
|
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. |
|
|
|
|
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило треугольника и параллелограмма. |
|
|
|
|
Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. |
|
|
|
|
Произведение вектора на число |
|
|
|
|
Применение векторов к решению задач |
|
|
|
|
Средняя линия трапеции |
|
|
|
|
Решение задач. |
|
|
|
|
Контрольная работа № 1 «Векторы» |
|
|
|
МЕТОД КООРДИНАТ |
10 |
|
||
|
Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам |
|
|
|
|
Координаты вектора |
|
|
|
|
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца |
|
|
|
|
Простейшие задачи в координатах |
|
|
|
|
Простейшие задачи в координатах |
|
|
|
|
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. |
|
|
|
|
Уравнение прямой |
|
|
|
|
Решение задач на метод координат |
|
|
|
|
Решение задач на уравнение прямой и окружности |
|
|
|
|
Контрольная работа №2 «Метод координат». |
|
|
|
СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ |
14 |
|
||
|
Синус, косинус и тангенс и котангенс угла. |
|
|
|
|
Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения |
|
|
|
|
Формулы для вычисления координат точки. |
|
|
|
|
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов |
|
|
|
|
Теорема синусов |
|
|
|
|
Теорема косинусов |
|
|
|
|
Теорема косинусов |
|
|
|
|
Решение треугольников |
|
|
|
|
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов |
|
|
|
|
Скалярное произведение векторов. |
|
|
|
|
Применение скалярного произведения векторов к решению задач. |
|
|
|
|
Задачи на решение треугольников |
|
|
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
|
Контрольная работа № 3 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». |
|
|
|
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА |
12 |
|
||
|
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника |
|
|
|
|
Окружность, вписанная в правильный многоугольник |
|
|
|
|
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности |
|
|
|
|
Построение правильных многоугольников |
|
|
|
|
Длина окружности |
|
|
|
|
Площадь круга |
|
|
|
|
Площадь кругового сектора |
|
|
|
|
Применение формул длины окружности и площади круга при решении задач |
|
|
|
|
Решение задач на применение формул зависимости R и r от стороны правильного многоугольника |
|
|
|
|
Задачи на формулу длины окружности, площадь круга и площади кругового сектора. |
|
|
|
|
Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
|
Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга». |
|
|
|
ДВИЖЕНИЯ |
8 |
|
||
|
Отображение плоскости на себя |
|
|
|
|
Понятие движения. Решение задач |
|
|
|
|
Параллельный перенос |
|
|
|
|
Поворот |
|
|
|
|
Решение задач на параллельный перенос и поворот |
|
|
|
|
Задачи на построение симметричных фигур |
|
|
|
|
Задачи на построение фигур с помощью параллельного переноса и поворота |
|
|
|
|
Контрольная работа №5 «Движения». |
|
|
|
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ |
8 |
|
||
|
Предмет стереометрии. Многогранник. |
|
|
|
|
Призма. Параллелепипед. Объем тела. |
|
|
|
|
Прямоугольный параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда |
|
|
|
|
Пирамида |
|
|
|
|
Цилиндр |
|
|
|
|
Конус |
|
|
|
|
Сфера и шар |
|
|
|
|
Решение задач практического содержания. |
|
|
|
ПОВТОРЕНИЕ |
6 |
|
||
|
Об аксиомах планиметрии |
|
|
|
|
Решение задач по курсу планиметрии 7-9 классов «Треугольники» |
|
|
|
|
Решение задач по курсу планиметрии 7-9 классов «Четырёхугольники» |
|
|
|
|
Решение задач по курсу планиметрии 7-9 классов «Площадь», «Окружность» |
|
|
|
|
Итоговая контрольная работа №6 |
|
|
|
|
Итоговый урок за год |
|
|
|
ИТОГО: |
68 |
|
|
Лист коррекции
рабочей программы учителя Шимек Натальи Викторовны
по Геометрии в 9 классе
№ п/п |
Название раздела, темы |
Тема урока |
Дата по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата по факту |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.