РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГИА И Я 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГИА И Я 9 класс

docx
13.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

9 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГИА И Я 9 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

 «Психологический тренинг – Я и ГИА»

 

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» для учащихся 9-

9-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.

Разработанная программа позволяет снизить школьную тревожность и переживания,

вызванные ГИА. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Так же с помощью программы, у учащихся формируется мотивация самовоспитания и саморазвития, укрепляется самооценка и актуализация личностных ресурсов, развивается эмоционально-волевая

сфера. 

Курс предназначен для учащихся 9 классов. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 34 академических часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю.

Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ГИА-9.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков уверенного поведения, преодоление страха. 

3. Развитие процесса самосознания и самоопределения.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы. 

5. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим. 

6. Развитие навыков самоконтроля.

7. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

8. Обучение приемам эффективного запоминания.

9. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Программа для 9 классов включает в себя 3 этапа.

I этап - ориентировочный (1-4 занятие).

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап - развивающий (5-32 занятие).

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости,

ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Отдельным блоком выступает раздел - Психологическая подготовка к выпускным экзаменам          (26-32 занятие).

III этап - закрепляющий (33-34 занятие).

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации

личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»

На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема

формирования психологической готовности к прохождению государственной (итоговой) аттестации.

Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников, в процессе подготовки и

прохождения ГИА, определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно

повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из

самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого

класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении

специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Для успешного прохождения ГИА, выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний

по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как:

стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость

умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой),

сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность

принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения,

правильное распределение времени и т.д.

В своей деятельности я как педагог-психолог опираюсь на «Модель психологической

готовности к ГИА», которая состоит из нескольких компонентов:

- когнитивный компонент, который включает в себя определенный объем и упорядоченность

знаний обучающегося, а также особенности развития таких когнитивных функций, как память,

мышление, внимание;

- эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности выпускника, его

эмоциональное отношение к экзамену и эмоциональное состояние на самом экзамене;

- поведенческий компонент включает в себя знание и понимание обучающимися особенностей

проведения экзамена, знакомство с процедурой ГИА, навык работы с тестовыми материалами;

- уровень развития и индивидуальные особенности саморегуляции учебной деятельности.

Данная модель психологической подготовки обучающихся к прохождению ГИА способствует:

 развитию учебной мотивации, познавательной сферы и познавательной активности

обучающихся;

 повышению самооценки обучающихся;

 снижению уровня тревожности;

 формированию произвольности и самоорганизации;

 составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности школьника и

позволяющих как психологу, так и учителям, разработать индивидуальные траектории

подготовки выпускников к успешной сдаче ГИА.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование

положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей,

формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых

для успешного прохождения ГИА.

Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» в учебном плане

В учебном плане на изучение элективного курса «Я и ГИА» отводится в 9 классе – 1 час в

неделю. Таким образом, в 9 классе за год должно быть проведено 34 часа.

Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них

состоит из:

1. Ориентировочный этап - 4 ч.

2. Развивающий этап. - 28 ч.

3. Закрепляющий этап. - 2 ч.

 

Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»

Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры,

релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические

методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-

психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации в форме зачета обучающийся

выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается

запись в журнале "зачтено".

Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний:

Реферат, презентация:

1. Память.

2. Мышление.

3. Внимание.

4. Типы темперамента.

5. Эмоции и чувства.

6. Стресс.

7. Моя индивидуальность. Психологический портрет.

8. Составление программы психологического тренинга для подростков.

Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу:

«Психологическая подготовка к выпускным экзаменам»

1. Рекомендации учащимся перед сдачей ГИА.

2. Советы и рекомендации родителям перед сдачей ГИА учащимися.

3. Комплекс психотехнических упражнений на снятие у подростка нервно-психического

напряжения.

4. Презентация: «Психологическая подготовка к ГИА», «Девятиклассник и ГИА».

5. Психологическое исследование: «Я и ГИА», «Мой класс и ГИА», «Как сдают экзамены в

разных странах».

Ориентировочный этап. (4 ч.)

Работа с учащимися 9 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса).

Анкета: «Готовность к ГИА». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам

жизнь». Плюсы и минусы сдачи ГИА. Объективный взгляд на экзамен. Куда же нам плыть?

Развивающий этап. (28 ч.)

Каков я на самом деле? Кто я? Моя индивидуальность. Мой дневник. Мнение. Точка опоры.

Стереотипы в общении. Чувство собственного достоинства. Уверенное и неуверенное поведение.

Темперамент. Характер. Эмоции и чувства. Конфликт и причины конфликта. Умею ли я слушать?

Стресс. Люди, значимые для меня. Мои проблемы. Творческая личность. Как достичь цели.

Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Жизнь по собственному выбору.

Психологическая подготовка к выпускным экзаменам. Способы мобилизации и снятия

психоэмоционального напряжения. Саморегуляция познавательной деятельности (приемы

организации запоминания, методы работы с текстами). Самоорганизация (режим дня, питание). Как

преодолеть страх перед экзаменами? Подготовка к экзаменам. Как научиться сдавать экзамены.

Закрепляющий этап. (2 ч.). Перед дальней дорогой. Прощай.

 

Тематическое планирование

 

п/п

 

Содержание раздела, темы Основные виды

деятельности

учащихся

 

Количество

часов

 

1 I. Ориентировочный этап. лекция, беседа,

комбинированный

урок

 

4

 

2 II. Развивающий этап. лекция, беседа,

комбинированный

урок, тренинги

 

28

 

3 III. Закрепляющий этап. лекция, беседа,

комбинированный

урок, тренинги

 

2

 

Итого: 34

 

Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» и система оценки

На занятиях учащиеся научаются и узнают как:

 перестать бояться ГИА (далее - экзамены), стать более уверенными;

 контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи

экзаменов;

 развить установку на успешную сдачу экзаменов;

 преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;

 можно стать психологически более сильным.

Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих

успешную сдачу экзаменов:

1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации,

со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут

выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия

работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки

и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного

потенциала.

2. Личностные трудности - эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником

ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным

трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися,

имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями

проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей,

использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным

трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у

выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.

3. Процессуальные трудности - это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена.

Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой

фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с

критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

Ожидаемые результаты: Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания,

памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления,

мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и

плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны,

компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е.

систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять

своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и

результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ГИА и способность

построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.

Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется

система - зачтено - не зачтено.

 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по

данному курсу.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет

практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в

журнале "зачтено".

Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где

требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке

учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется

мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран). Необходимые дидактические

материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий

(система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Перечень учебников и учебных пособий:

 

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.

2. Анн Л. Ф. Программа. Саморазвитие личности 9 класс. - СПб.: Питер, 2007.

3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.

4. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций,

упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.

5. Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва,

2004.

6. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.

7. Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.

8. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.

9. Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.

10. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для

выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". -

Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.

11. Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.

12. Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное

образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.

13. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций,

коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

 

Технические средства обучения:

 

1. компьютер

2. колонки

3. мультимедийный проектор

4. ноутбук

5. аудио и видеоматериалы

6. расходные материалы

7. выход в Интернет

8. разработки уроков

9. лекционный материал

10. раздаточный материал

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 14

от _________ № ____

_______________Трофимук Г. В.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Сидорова Ж. А.

«___» __________ года

 

Положение

 

об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам

 

 

 

1. Общие положения

1.   Настоящее Положение разработано в соответствии с

  Законом Российской федерации "Об образовании",

  Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178

 Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в

системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе

обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в

общеобразовательных учреждениях.

 О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4

марта 2010 г № 03-413

 Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в

системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе

обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в

общеобразовательных учреждениях.

 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях

(Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).

 Уставом школы

Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля

знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.

1.2. Целями промежуточной аттестации являются:

 определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным

курсам;

 осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;

 установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям

государственных образовательных стандартов.

1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:

 требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;

 критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе

элективных курсов данного года обучения;

 настоящего Положения.

1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя

       поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного

       года.

2. Содержание и порядок проведения промежуточной  и итоговой аттестации

2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и

       устно.

    Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:

 контрольная работа;

 тестирование;

 практическая работа;

 лабораторная работа.

    Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:

 зачет;

 защита реферата;

 защита учебного проекта;

 собеседование.

2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу

выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных

работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.

 Курс может быть оценен положительно, если ученик

 

 посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;

 выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил

творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями,

изложенными в пояснительной записке к ней.

2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса

осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при

изучении элективных курсов

используется одна из следующих систем:

• зачтено - не зачтено;

• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено

 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по

данному курсу.

2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на

теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое

задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся

руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и

предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки

рекомендаций по корректировке текста.

2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в

ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и

ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.

2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся

выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский,

информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы

выставляется по пятибалльной системе.

2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без

подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного

курса.

2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов,

отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.

3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)