РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Психологический тренинг – Я и ГИА»
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» для учащихся 9-
9-х классов к ГИА с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет снизить школьную тревожность и переживания,
вызванные ГИА. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Так же с помощью программы, у учащихся формируется мотивация самовоспитания и саморазвития, укрепляется самооценка и актуализация личностных ресурсов, развивается эмоционально-волевая
сфера.
Курс предназначен для учащихся 9 классов. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 34 академических часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю.
Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ГИА-9.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков уверенного поведения, преодоление страха.
3. Развитие процесса самосознания и самоопределения.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
5. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
6. Развитие навыков самоконтроля.
7. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
8. Обучение приемам эффективного запоминания.
9. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Программа для 9 классов включает в себя 3 этапа.
I этап - ориентировочный (1-4 занятие).
Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап - развивающий (5-32 занятие).
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости,
ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Отдельным блоком выступает раздел - Психологическая подготовка к выпускным экзаменам (26-32 занятие).
III этап - закрепляющий (33-34 занятие).
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации
личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»
На сегодняшний день в системе школьного образования является актуальной проблема
формирования психологической готовности к прохождению государственной (итоговой) аттестации.
Актуальность данной проблемы связана с появлением у школьников, в процессе подготовки и
прохождения ГИА, определенных психологических трудностей, что впоследствии может негативно
повлиять на результаты экзаменов, а, значит, и на успешную реализацию профессиональных планов.
Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из
самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого
класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении
специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.
Для успешного прохождения ГИА, выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний
по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как:
стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость
умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой),
сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность
принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения,
правильное распределение времени и т.д.
В своей деятельности я как педагог-психолог опираюсь на «Модель психологической
готовности к ГИА», которая состоит из нескольких компонентов:
- когнитивный компонент, который включает в себя определенный объем и упорядоченность
знаний обучающегося, а также особенности развития таких когнитивных функций, как память,
мышление, внимание;
- эмоциональный компонент включает в себя личностные особенности выпускника, его
эмоциональное отношение к экзамену и эмоциональное состояние на самом экзамене;
- поведенческий компонент включает в себя знание и понимание обучающимися особенностей
проведения экзамена, знакомство с процедурой ГИА, навык работы с тестовыми материалами;
- уровень развития и индивидуальные особенности саморегуляции учебной деятельности.
Данная модель психологической подготовки обучающихся к прохождению ГИА способствует:
развитию учебной мотивации, познавательной сферы и познавательной активности
обучающихся;
повышению самооценки обучающихся;
снижению уровня тревожности;
формированию произвольности и самоорганизации;
составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности школьника и
позволяющих как психологу, так и учителям, разработать индивидуальные траектории
подготовки выпускников к успешной сдаче ГИА.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование
положительного отношения к ГИА, разрешение прогнозируемых психологических трудностей,
формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых
для успешного прохождения ГИА.
Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» в учебном плане
В учебном плане на изучение элективного курса «Я и ГИА» отводится в 9 классе – 1 час в
неделю. Таким образом, в 9 классе за год должно быть проведено 34 часа.
Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них
состоит из:
1. Ориентировочный этап - 4 ч.
2. Развивающий этап. - 28 ч.
3. Закрепляющий этап. - 2 ч.
Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА»
Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры,
релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические
методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-
психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации в форме зачета обучающийся
выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается
запись в журнале "зачтено".
Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний:
Реферат, презентация:
1. Память.
2. Мышление.
3. Внимание.
4. Типы темперамента.
5. Эмоции и чувства.
6. Стресс.
7. Моя индивидуальность. Психологический портрет.
8. Составление программы психологического тренинга для подростков.
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу:
«Психологическая подготовка к выпускным экзаменам»
1. Рекомендации учащимся перед сдачей ГИА.
2. Советы и рекомендации родителям перед сдачей ГИА учащимися.
3. Комплекс психотехнических упражнений на снятие у подростка нервно-психического
напряжения.
4. Презентация: «Психологическая подготовка к ГИА», «Девятиклассник и ГИА».
5. Психологическое исследование: «Я и ГИА», «Мой класс и ГИА», «Как сдают экзамены в
разных странах».
Ориентировочный этап. (4 ч.)
Работа с учащимися 9 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса).
Анкета: «Готовность к ГИА». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам
жизнь». Плюсы и минусы сдачи ГИА. Объективный взгляд на экзамен. Куда же нам плыть?
Развивающий этап. (28 ч.)
Каков я на самом деле? Кто я? Моя индивидуальность. Мой дневник. Мнение. Точка опоры.
Стереотипы в общении. Чувство собственного достоинства. Уверенное и неуверенное поведение.
Темперамент. Характер. Эмоции и чувства. Конфликт и причины конфликта. Умею ли я слушать?
Стресс. Люди, значимые для меня. Мои проблемы. Творческая личность. Как достичь цели.
Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Жизнь по собственному выбору.
Психологическая подготовка к выпускным экзаменам. Способы мобилизации и снятия
психоэмоционального напряжения. Саморегуляция познавательной деятельности (приемы
организации запоминания, методы работы с текстами). Самоорганизация (режим дня, питание). Как
преодолеть страх перед экзаменами? Подготовка к экзаменам. Как научиться сдавать экзамены.
Закрепляющий этап. (2 ч.). Перед дальней дорогой. Прощай.
Тематическое планирование
№
п/п
Содержание раздела, темы Основные виды
деятельности
учащихся
Количество
часов
1 I. Ориентировочный этап. лекция, беседа,
комбинированный
урок
4
2 II. Развивающий этап. лекция, беседа,
комбинированный
урок, тренинги
28
3 III. Закрепляющий этап. лекция, беседа,
комбинированный
урок, тренинги
2
Итого: 34
Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ГИА» и система оценки
На занятиях учащиеся научаются и узнают как:
перестать бояться ГИА (далее - экзамены), стать более уверенными;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи
экзаменов;
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
можно стать психологически более сильным.
Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих
успешную сдачу экзаменов:
1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации,
со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут
выбрать оптимальную стратегию подготовки к экзаменам. Основная психологическая стратегия
работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки
и сдачи экзаменов. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного
потенциала.
2. Личностные трудности - эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником
ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным
трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися,
имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями
проведения экзамена (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей,
использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным
трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у
выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзамена.
3. Процессуальные трудности - это проблемы, которые связаны с самой процедурой экзамена.
Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой
фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с
критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Ожидаемые результаты: Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания,
памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления,
мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и
плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны,
компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е.
систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять
своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и
результат сдачи экзаменов. Готовность к эмоциональному принятию результатов ГИА и способность
построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется
система - зачтено - не зачтено.
Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по
данному курсу.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет
практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в
журнале "зачтено".
Условия, необходимые для реализации программы:
Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где
требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке
учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется
мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран). Необходимые дидактические
материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий
(система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебников и учебных пособий:
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
2. Анн Л. Ф. Программа. Саморазвитие личности 9 класс. - СПб.: Питер, 2007.
3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.
4. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций,
упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.
5. Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва,
2004.
6. Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.
7. Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.
8. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.
9. Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.
10. Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для
выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". -
Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.
11. Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.
12. Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное
образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.
13. Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций,
коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.
Технические средства обучения:
1. компьютер
2. колонки
3. мультимедийный проектор
4. ноутбук
5. аудио и видеоматериалы
6. расходные материалы
7. выход в Интернет
8. разработки уроков
9. лекционный материал
10. раздаточный материал
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ № 14
от _________ № ____
_______________Трофимук Г. В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сидорова Ж. А.
«___» __________ года
Положение
об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Законом Российской федерации "Об образовании",
Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в
системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе
обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в
общеобразовательных учреждениях.
О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4
марта 2010 г № 03-413
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в
системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе
обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в
общеобразовательных учреждениях.
Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
(Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).
Уставом школы
Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля
знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.
1.2. Целями промежуточной аттестации являются:
определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным
курсам;
осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;
установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям
государственных образовательных стандартов.
1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:
требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;
критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе
элективных курсов данного года обучения;
настоящего Положения.
1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя
поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного
года.
2. Содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и
устно.
Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:
контрольная работа;
тестирование;
практическая работа;
лабораторная работа.
Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:
зачет;
защита реферата;
защита учебного проекта;
собеседование.
2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу
выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных
работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.
Курс может быть оценен положительно, если ученик
посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;
выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил
творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями,
изложенными в пояснительной записке к ней.
2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса
осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при
изучении элективных курсов
используется одна из следующих систем:
• зачтено - не зачтено;
• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено
Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по
данному курсу.
2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на
теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое
задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся
руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и
предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки
рекомендаций по корректировке текста.
2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в
ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и
ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.
2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся
выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский,
информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы
выставляется по пятибалльной системе.
2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без
подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного
курса.
2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов,
отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.
3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.