ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
· Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273.
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ 17.12.2010 № 1897;
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
· Составлена на основе примерной / авторской программы О.С. Габриеляна. Программа основного общего образования по химии 8-9 классы. / Химия.7-9 классы: рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян – М.: Дрофа
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ашковская основная школа»;
· Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Ашковская основная школа».
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8-9 классах средней общеобразовательной школы по учебникам:
1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян — М.: Дрофа 2013 год
2. Химия. 9 класс: учебник для образовательных учреждений/О.С. Габриелян—М.: Дрофа 2013 год
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения курса химии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
• знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том числе обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией;
• чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии;
• признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих людей; необходимости самовыражения, самореализации, социального признания;
• осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
• проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий;
• умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2. В ценностно - ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
• химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ и уравнений химических реакций;
• важнейших химических понятий: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вешество. классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
•характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
* вычислять: массовую долю химического элемента но формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
физические свойства металлов.
общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
основные способы получения Ме в промышленности.
важнейшие соединения щелочноземельных металлов
химические свойства алюминия, железа.
объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
характеризовать строение и общие свойства металлов;
описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
составлять схемы строения атомов элементов-металлов лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
составлять схему строения атома железа;
записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем соединения металл.
положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;
атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
-особенности кристаллического строения неметаллов;
-строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;
-окислительные свойства конц. серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические и химические свойства азота;
-круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
-способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
-составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать химические элементы подгруппы серы;
-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать и собирать аммиак;
-распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Выпускник научится:
Раскрывать смысл основных понятий: вещество, химический элемент, относительная атомная и молекулярная массы;
называть химические элементы;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов
Раскрывать смысл основных понятий: атом, изотопы, химическая связь, электроотрицательность;
Объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида.
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества;
определять степень окисления элемента в соединениях;
определять принадлежность веществ к определенному классу неорганических веществ;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
составлять формулы неорганических соединений по степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
приводить примеры химических процессов в природе;
изображать сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
объяснять различные способы классификации химических реакций;
проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты
раскрывать смысл основных понятий: растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление
объяснять сущность реакций ионного обмена;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций и определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
определять роль различных веществ в природе и технике;
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами;
проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации.
понимать роль химических процессов, протекающих в природе;
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
Содержание тем учебного курса
8 КЛАСС
Введение (5 часов)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Демонстрации: 1. Модели (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба) различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.
Лабораторные опыты: 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов — физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).
Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.
Тема 2. Простые вещества (6 часов)
Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов — водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.
Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.
Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.
Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией металлов. 7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.
Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала pH.
Лабораторные опыты. 8. Ознакомление с коллекцией оксидов. 9. Ознакомление со свойствами аммиака. 10. Качественная реакция на углекислый газ. 11. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды. 12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов. 13. Ознакомление с коллекцией солей.14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток. 15. Ознакомление с образцом горной породы.
Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена – гидролиз веществ.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кисло- ты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты. 16. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Признаки химических реакций. 3. Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаи- модействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.
Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элемен-тов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-вос-становительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
19. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
20. Взаимодействие кислот с основаниями. 21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 22. Взаимодействие кислот с металлами. 23. Взаимодействие кислот с солями.
24. Взаимодействие щелочей с кислотами. 25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 26. Взаимодействие щелочей с солями. 27. Получение и свойства нерастворимых оснований. 28. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 29. Взаимодействие основных оксидов с водой.30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.
31. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 32. Взаимодействие солей с кислотами.
33. Взаимодействие солей с щелочами. 34. Взаимодействие солей с солями.
35. Взаимодействие растворов солей с металлами.
4. Решение экспериментальных задач.
9 КЛАСС
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10 часов)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора».
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Тема 1. Металлы (14 часов)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и ис- следование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 часа)
1. Получение и свойства соединений металлов.
2. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Тема 3. Неметаллы (25 часов)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли
аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды.
Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 часа)
1.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 часов)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема |
Кол-во часов |
Химия 8 класс |
|
Введение |
5 |
Атомы химических элементов. |
9 |
Простые вещества. |
6 |
Соединения химических элементов |
14 |
Изменения, происходящие с веществами |
13 |
Практикум 1 «Простейшие операции с веществом» |
3 |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
16 |
Итого |
66 часа |
Химия 9 класс |
|
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева |
11 |
Металлы |
16 |
Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений» |
2 |
Неметаллы |
23 |
Практикум 2. «Свойства соединений неметаллов» |
3 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации |
13 |
Итого |
66 часа |
Календарно – планирование по химии для 8 классов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела, тема урока |
Дата проведения урока |
Корректировка |
Введение. (5 часов) |
|||
1. |
Предмет химии. Вещества. Вводный инструктаж по ТБ. |
2.09 |
|
2. |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. |
7.09 |
|
3. |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. |
9.09 |
|
4. |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. |
14.09 |
|
5. |
Массовая доля элемента в соединении. |
16.09 |
|
Тема 1. Атомы химических элементов. (9 часов) |
|||
6. |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Изотопы. |
21.09 |
|
7. |
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. |
23.09 |
|
8. |
Изменение свойств химических элементов по группам и периодам. |
28.09 |
|
9. |
Ионная химическая связь. |
30.09 |
|
10. |
Ковалентная неполярная химическая связь. |
12.10 |
|
11. |
Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. |
14.10 |
|
12. |
Металлическая химическая связь. |
19.10 |
|
13. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». |
21.10 |
|
14. |
Контрольный тест № 1 по теме «Атомы химических элементов». |
26.10 |
|
Тема 2. Простые вещества. (6 часов) |
|||
15. |
Простые вещества - металлы. |
28.10 |
|
16. |
Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. |
2.11 |
|
17. |
Количество вещества. Молярная масса. |
9.11 |
|
18. |
Молярный объем газообразных веществ. |
11.11 |
|
19. |
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », «постоянная Авогадро». |
16.11 |
|
20. |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». |
18.11 |
|
Тема 3. Соединения химических элементов. (14 часов) |
|||
21. |
Степень окисления. Бинарные соединения. |
30.11 |
|
22. |
Оксиды. Составление формул бинарных соединений. |
2.12 |
|
23. |
Летучие водородные соединения. |
7.12 |
|
24. |
Основания, их состав и названия. |
9.12 |
|
25. |
Кислоты, их состав и названия. |
14.12 |
|
26. |
Кислоты. Классификация кислот. |
16.12 |
|
27. |
Соли как производные кислот и оснований. Состав и названия солей. |
21.12 |
|
28. |
Обобщение по теме «Соединения химических элементов» |
23.12 |
|
29. |
Контрольный тест № 2 по теме: «Соединения химических элементов». |
28.12 |
|
30. |
Аморфные и кристаллические вещества. |
30.12 |
|
31. |
Чистые вещества и смеси. |
11.01 |
|
32. |
Массовая доля компонентов в смеси. |
13.01 |
|
33. |
Объемная доля компонентов в смеси. |
18.01 |
|
34. |
Расчеты, связанные с понятием «доля». |
20.01 |
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 часов) |
|||
35. |
Физические явления. Разделение смесей. |
25.01 |
|
36. |
Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. |
27.01 |
|
37. |
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. |
1.02 |
|
38. |
Составление уравнений химических реакций. |
3.02 |
|
39. |
Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах. |
8.02 |
|
40. |
Реакции соединения. Цепочки переходов. |
10.02 |
|
41. |
Реакции замещения. Ряд активности металлов. |
15.02 |
|
42. |
Реакции обмена. |
17.02 |
|
43-44. |
Расчеты по химическим уравнениям. |
19.02 1.03 |
|
45. |
Типы химических реакций на примере свойств воды. |
3.03 |
|
46. |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами». |
5.03 |
|
47. |
Контрольный тест №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». |
10.03 |
|
Тема 5. Практикум 1 «Простейшие операции с веществом» (3 часа) |
|||
48. |
Практическая работа № 1 «Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». |
15.03 |
|
49. |
Практическая работа № 2 «Признаки химических реакций». Инструктаж по ТБ. |
17.03 |
|
50. |
Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». Инструктаж по ТБ. |
22.03 |
|
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 часов) |
|||
51. |
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. |
24.03 |
|
52. |
Понятие об электролитической диссоциации. |
29.03 |
|
53. |
Основные положения теории электролитической диссоциации. |
31.03 |
|
54. |
Ионные уравнения реакции. Условия протекания реакции ионного обмена. |
5.04 |
|
55. |
Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД. |
7.04 |
|
56. |
Химические свойства кислот. |
19.04 |
|
57. |
Основания: классификация и их свойства в свете ТЭД. |
21.04 |
|
58. |
Химические свойства оснований. |
26.04 |
|
59. |
Оксиды: классификация и свойства. |
28.04 |
|
60. |
Химические свойства оксидов. |
5.05 |
|
61. |
Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. |
12.05 |
|
62. |
Химические свойства солей. |
17.05 |
|
63. |
Генетическая связь между классами неорганических веществ. |
19.05 |
|
64. |
Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. |
24.05 |
|
65. |
Итоговая контрольная работа. |
26.05 |
|
66. |
Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 8 класса. |
31.05 |
|
Календарно – планирование по химии для 9 классов
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела, тема урока |
Дата проведения урока |
Корректировка |
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева (11 часов) |
|||
1. |
Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
1.09 |
|
2. |
Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
7.09 |
|
3. |
Амфотерные оксиды и гидроксиды. |
8.09 |
|
4. |
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете строения атома. |
14.09 |
|
5. |
Химическая организация живой и неживой природы. |
15.09 |
|
6. |
Классификация химических реакций по различным основаниям. |
21.09 |
|
7. |
Понятие о скорости химической реакции. |
22.09 |
|
8. |
Катализаторы. |
28.09 |
|
9. |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева». |
29.09 |
|
10. |
Контрольный тест № 1 по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева». |
12.10 |
|
11. |
Коррекция знаний по теме: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева». |
13.10 |
|
Тема 1. Металлы (16 часов) |
|||
12. |
Положение элементов - металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. |
19.10 |
|
13. |
Физические свойства металлов. Сплавы. |
20.10 |
|
14. |
Химические свойства металлов. |
26.10 |
|
15. |
Металлы в природе. Общие способы получения металлов. |
27.10 |
|
16. |
Понятие о коррозии металлов. |
2.11 |
|
17. |
Общая характеристика элементов IА группы. Щелочные металлы. |
3.11 |
|
18. |
Соединения щелочных металлов. |
9.11 |
|
19. |
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Щелочноземельные металлы. |
10.11 |
|
20. |
Соединения щелочноземельных металлов. |
16.11 |
|
21. |
Алюминий. |
17.11 |
|
22. |
Соединения алюминия. |
30.11 |
|
23. |
Железо. Строение, физические и химические свойства. |
1.12 |
|
24. |
Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа. |
7.12 |
|
25. |
Обобщение и систематизация по теме: «Металлы». |
8.12 |
|
26. |
Контрольный тест № 2 по теме: «Металлы». |
14.12 |
|
27. |
Коррекция знаний по теме: «Металлы». |
15.12 |
|
Тема 2. Практикум №1 «Свойства металлов и их соединений» (2 часа) |
|||
28. |
Практическая работа № 1 «Получение и свойства соединений металлов». Инструктаж по ТБ. |
21.12 |
|
29. |
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов». Инструктаж по ТБ. |
22.12 |
|
Тема 3. Неметаллы (23 часа) |
|||
30. |
Общая характеристика неметаллов. |
28.12 |
|
31. |
Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения |
29.12 |
|
32. |
Водород. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. |
11.01 |
|
33. |
Вода. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе. |
12.01 |
|
34. |
Галогены. Общая характеристика галогенов. |
18.01 |
|
35. |
Основные соединения галогенов и их свойства. |
19.01 |
|
36. |
Кислород. Физические и химические свойства кислорода, его получение и применение. |
25.01 |
|
37. |
Сера, её физические и химические свойства. |
26.01 |
|
38. |
Оксиды серы(IV)и (VI), их получение, свойства и применение. |
1.02 |
|
39. |
Серная кислота и её соли, применение в народном хозяйстве. |
2.02 |
|
40. |
Азот и его свойства. |
8.02 |
|
41. |
Аммиак и его свойства. Соли аммония. |
9.02 |
|
42. |
Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, её применение. |
15.02 |
|
43. |
Азотная кислота как окислитель, её получение. |
16.02 |
|
44. |
Фосфор. Соединения фосфора. Фосфорные удобрения. |
19.02 |
|
45. |
Углерод. Аллотропия. Свойства модификаций. |
1.03 |
|
46. |
Оксиды углерода (II) и (IV), их получение, свойства и применение. |
2.03 |
|
47. |
Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения. |
5.03 |
|
48. |
Кремний. Соединения кремния. |
9.03 |
|
49. |
Силикатная промышленность. |
15.03 |
|
50. |
Обобщение и систематизация по теме: «Неметаллы» |
16.03 |
|
51. |
Контрольный тест № 3 по теме: «Неметаллы» |
22.03 |
|
52. |
Коррекция знаний по теме: «Неметаллы» |
23.03 |
|
Тема 4. Практикум 2. «Свойства соединений неметаллов» (3 часа) |
|||
53. |
Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа галогенов». Инструктаж по ТБ. |
29.03 |
|
54. |
Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». Инструктаж по ТБ |
30.03 |
|
55. |
Практическая работа 5 «Получение, собирание и распознавание газов». Инструктаж по ТБ. |
5.04 |
|
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (13часов) |
|||
56. |
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете строения атома. |
6.04 |
|
57. |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлении о строении атомов химических элементов. |
19.04 |
|
58. |
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. |
20.04 |
|
59. |
Классификация химических реакций по различным признакам. |
26.04 |
|
60. |
Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакций. |
27.04 |
|
61. |
Окислительно - восстановительные реакции. |
4.05 |
|
62. |
Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. |
11.05 |
|
63. |
Состав, классификация и общие химические свойства кислот и оснований в свете теории электролитической диссоциации. |
17.05 |
|
64. |
Итоговая контрольная работа. |
18.05 |
|
65. |
Состав, классификация и общие химические свойства оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации. |
24.05 |
|
66. |
Решение задач по уравнениям химических реакций. |
25.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.