Приложение № 4
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ гимназии № 8
_________________ Ф.Н.Цай
«__»_________2014
Рабочая программа
спецкурса «Хочу всё знать!»
1 класс, 2014-2015 уч.год
Педагог реализующий программу
Аникина Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 8
Хабаровск 2014
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
· способствовать расширению кругозора
· развивать мотивацию к познанию и творчеству
· формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
· обучать младших школьников работе с различными источниками информации
· развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 1 классов
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся
1 раз в неделю.
Основные виды деятельности :
· решение логических задач по разным отраслям знаний
· работа с различными источниками информации
· составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
· повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
· формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
· развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий :
· выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
· подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
· участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы : открытый интеллектуальный марафон
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Календарно – тематическое планирование занятий кружка « Хочу всё знать».
1 класс
План |
Факт |
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
09.09 16.09 |
|
1-2 |
Множества предметов и их свойства |
Знакомство с классификацией множеств по признакам: размер, цвет, форма |
23.09 30.09 |
|
3-4 |
Волшебная цепочка |
Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова |
07.10 14.10 |
|
5-6 |
Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) |
Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей, талантов. |
21.10 28.10 |
|
7-8 |
Арифметические действия. Игра «Найди свой знак» |
Обучение умению составить верное выражение, закрепление арифметических знаков |
11.10 18.10 |
|
9-10 |
Составь слово. Игра «Слоговое лото» |
Обучение составлению новых слов с изученными буквами |
26.10 03.12 |
|
11-12 |
Предметы и их признаки |
Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор |
10.12 17.12 |
|
13-14 |
Карусель загадок. Задачки в стихах. |
Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
24.12 13.01 |
|
15-16 |
Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» |
Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности. |
20.01 27.01 |
|
17-18 |
Ты и твоя семья. |
Знакомство с нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями. |
03.02 17.02 |
|
19-20 |
Думай, смекай, отгадывай |
Развитие пространственного мышления. Закрепить понятия «больше-меньше», «раньше-позже», «»быстрее-медленнее» |
24.02 03.03 |
|
21-22 |
Секреты слова. Игра «Кто больше?», «Слоговой аукцион» |
Знакомство с «ситуацией затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать творческое мышление |
10.03 17.03 |
|
23-24 |
История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков |
Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. |
07.04 14.04 |
|
25-26 |
Математические ребусы, шарады. |
Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление |
21.04 28.04 |
|
27-28 |
Скороговорки, поговорки, чистоговорки. |
Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки. |
05.05 12.05 |
|
29-30 |
Наши питомцы |
Взаимоотношениях между человеком и братьями нашими меньшими. |
19.05 |
|
31-32 |
Магия чисел |
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
23.05 |
|
33 |
Праздник Почемучки |
Итоговое занятие. |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы, игры-путешествия, игры- читателей, почемучкины игры.
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.