№ урока |
Тема урока. Основное содержание. Разделы программы «Здоровье» |
Кол-во часов |
Формы и виды контроля
|
Дата |
Примечание |
||
I четверть (25 часов) |
|||||||
Введение (1 час) |
|||||||
Древнерусская литература (7 часов) |
|||||||
1 |
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. |
1 |
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
02.09 |
ИКТ |
||
2 |
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы |
1 |
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия. |
04.09 |
ИКТ иллюстрации |
||
3 |
Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения |
1 |
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. |
04.09 |
ИКТ иллюстрации |
||
4 |
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
|
1 |
Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
|
07.09 |
ИКТ иллюстрации |
||
5 |
Практикум. Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…» |
1 |
Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. |
09.09 |
ИКТ иллюстрации |
||
6 |
Практикум. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
|
1 |
Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины. |
11.09 |
ИКТ иллюстрации |
||
7 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»
|
1 |
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Домашнее сочинение. |
14.09 |
ИКТ иллюстрации |
||
Литература XVIII века (11 часов) |
|||||||
9 |
Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма.
|
1 |
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. |
16.09 |
Печатные пособия (демонстрационные таблицы) |
||
10 |
Практикум. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. |
1 |
Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения. Выразительное чтение и анализ стихотворения. |
18.09 |
Отрывок наизусть |
||
11 |
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. |
1 |
Ода как жанр лирической поэзии. Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания. |
21.09 |
Выраз. чтение отрывков из оды. иллюстрации |
||
12 |
Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
|
1 |
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении. Ораторские интонации в стихотворении. |
23.09 |
ИКТ Выраз. чтение. иллюстрации |
||
13 |
Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
|
1 |
Выразительное чтение стихотворения «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. |
25.09 |
ИКТ Иллюстрации Наизусть |
||
14 |
А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Жанр путешествия.
|
1 |
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
28.09 |
Пересказ глав ИКТ Иллюстрации |
||
15 |
Практикум. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения
|
1 |
Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. Анализ прочитанной главы.
|
30.09 |
Пересказ главы; ИКТ Иллюстрации |
||
16 |
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
|
1
|
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм; Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение |
23.09 |
Пересказ ИКТ Иллюстрации Печатные пособия (демонстрационные таблицы) |
||
17 |
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. (Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей. |
1
|
Анализ стихотворения «Осень». Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы. |
25.09 |
Пересказ ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение |
||
18 |
Практикум. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. |
1 |
Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. |
28.09 |
ИКТ Иллюстрации |
||
19
|
Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя. |
1 |
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем. |
30.09 |
|
||
Литература XIX века (46 часов) |
|||||||
20 |
Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Романтизм, реализм. |
1 |
Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками. Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. |
02.10 |
Печатные пособия (демонстрационные таблицы) |
||
21 |
Практикум. Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.
|
1
|
Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое». Романтический образ моря. Границы выразимого. Отношение романтика к слову. |
05.10 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
22 |
Практикум. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. |
1 |
Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. |
07.10 |
ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение, цитирование
|
||
23 |
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
1 |
Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». |
09.10 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
24 |
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения. Действие I комедии. |
1 |
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Утро в доме Фамусова. |
12.10 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
25-26 |
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии
|
2 |
Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения. Фамусов-Чацкий-Софья. |
14-16.10 |
ИКТ Иллюстрации Инсценирование |
||
II четверть (24 часа) |
|||||||
27-28 |
Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!» Анализ III действия.
|
2 |
Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение. Софья-Чацкий-Молчалин. |
19.10-21.10 |
ИКТ Иллюстрации Инсценирование |
||
29 |
Р.р. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода. Анализ IV действия. |
1 |
« Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Комментированное чтение. |
23.10 |
ИКТ Иллюстрации Инсценирование |
||
30 |
Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
|
1 |
Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект). Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». |
26.10 |
Конспектирование статьи |
||
31 |
Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». |
1 |
Сочинение
|
28.10 |
ИКТ
|
||
32 |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин |
1 |
Сжатый пересказ статьи учебника; просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
|
09.11 |
ИКТ Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений. |
||
30 |
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».
|
1 |
Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. |
11.11 |
ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений. Чтение наизусть. |
||
33 |
Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.
|
1 |
Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. «На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др. |
13.11 |
ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть. |
||
34 |
Практикум. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
|
1 |
Раздумья о смысле жизни и поэзии. «Пророк», «Памятник», «Бесы». |
16.11 |
ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений. Чтение наизусть |
||
35 |
Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) |
1 |
Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста. |
18.11 |
ИКТ
|
||
36 |
Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. |
1
|
Контрольные вопросы и задания. |
20.11 |
|
||
37 |
Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. |
1
|
Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко. |
23.11 |
|
||
38 |
«Собранье пестрых глав». Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. |
1 |
Ответы на вопросы. История создания, композиция и сюжет, авторские отступления. |
25.11 |
ИКТ
|
||
39 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути. |
1 |
Работа с текстом. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. Изображение поместного дворянства. |
27.11 |
ИКТ Иллюстрации Отрывок наизусть |
||
40 |
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина |
1 |
Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом. |
30.11 |
ИКТ Иллюстрации Отрывок наизусть |
||
41 |
Практикум. «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем. |
1 |
Ответы на вопросы. Обучение анализу. Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини. |
02.12 |
ИКТ Иллюстрации Отрывок наизусть |
||
42 |
Семинар. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». |
1 |
Лирические отступления и их роль в романе. Энциклопедия русской жизни. |
04.12 |
ИКТ
Конспектирование статьи В.Г.Белинского
|
||
43 |
Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». |
1 |
Домашнее сочинение |
07.12 |
|
||
44 |
Вн.чт. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения. Трагедия. |
1 |
Проблема «гения и творчества». Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии. |
09.12 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
45
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений. |
1 |
Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус». Работа с алгоритмом анализа. |
11.12 |
ИКТ Иллюстрации Стихотв. наизусть.
|
||
46 |
Практикум. Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова. |
1 |
Работа с алгоритмом анализа лирического текста. «Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье». |
14.12 |
ИКТ Иллюстрации Стихотв. наизусть.
|
||
47 |
Практикум. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. |
1 |
Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…». |
16.12 |
ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений. |
||
48 |
Семинар. Эпоха безвременья в лирике поэта. |
1 |
Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума», « Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. |
18.12 |
Выраз. чтение стихотворений. |
||
49 |
Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. |
1 |
Первый психологический роман в литературе. Роман о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе. |
21.12 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
III четверть (30 часов)21.12 |
|||||||
50 |
Практикум. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина. |
1 |
Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование. Главы «Бэла», «Максим Максимыч». |
23.12 |
ИКТ
|
||
51 |
Практикум. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. |
1 |
Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». |
25.12 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
52 |
Семинар. Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
|
1 |
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к контрольной работе. |
11.01 |
|
||
53 |
Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» |
1 |
Контрольная работа |
13.01 |
|
||
54
|
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». |
1 |
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души». |
15.01 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
55
|
Поэма «Мёртвые души». Практикум. Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. |
1 |
Смысл произведения, особенности жанра. Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души». |
18.01 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
56 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. |
1 |
Характеристика города и героев литературного произведения. |
20.01 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
57 |
Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. |
1 |
«Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Подготовка к сочинению. |
22.01 |
ИКТ Иллюстрации
Сочинение |
||
58 |
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. |
1 |
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ролевое чтение. |
25.01 |
ИКТ
Иллюстрации
|
||
59 |
Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. |
1 |
Рассказ о писателе, определение черт личности героя. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»),чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. |
27.01 |
Иллюстрации
Пересказ эпизодов |
||
60 |
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
|
1 |
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора. Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа. Защита мини-проектов |
29.01 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
61-62 |
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. |
2 |
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
03.02-01.02 |
Иллюстрации
|
||
63 |
Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений по выбору учащихся).
|
1 |
Сочинение |
05.02 |
|
||
64 |
Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. |
1 |
Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. |
08.02 |
ИКТ
Выраз. чтение стихотворений. |
||
Русская литература XX века (29 часов) |
|||||||
65 |
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
|
1 |
Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления..
|
10.02 |
|
||
66 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Практикум. Мастерство Бунина. Лиризм повествования. |
1 |
Анализ рассказа, монологические ответы. Защита мини-проектов. |
12.02 |
ИКТ
|
||
67-68
|
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. |
2 |
История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. |
15-17.02 |
Фрагменты худ. фильма Иллюстрации |
||
69-70 |
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра. |
2 |
Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. |
19-22.02 |
ИКТ Фрагменты худ. фильма Иллюстрации |
||
71 |
Вн. чт. М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». |
1 |
Тема Великой Отечественной войны в творчестве Шолохова. Экранизация произведений М.А.Шолохова. Герои Шолохова на экране. |
24.02 |
Фрагменты худ. фильма
|
||
72 |
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. |
1 |
Рассказ о писателе. Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи. |
26.02 |
ИКТ Иллюстрации |
||
73 |
Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. |
1 |
Картины послевоенной деревни. Тема праведничества. |
01.03 |
ИКТ Иллюстрации |
||
74 |
Р.р. Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. |
1 |
Сочинение |
03.03 |
|
||
75 |
Русская поэзия Серебряного века. |
1 |
Лекция. Урок-концерт. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. |
05.03 |
ИКТ Иллюстрации |
||
76 |
Практикум. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта. |
1 |
Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Ветер принёс издалёка…». |
10.03 |
ИКТ, видео Иллюстрации |
||
77
|
Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. |
1 |
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». |
12.03 |
ИКТ, видео Иллюстрации |
||
78 |
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина. |
1 |
«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». |
15.03 |
ИКТ, видео Иллюстрации |
||
79 |
Практикум. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. |
1 |
Народно-песенная основа лирики С.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая». |
17.03 |
ИКТ, видео Иллюстрации |
||
IV четверть (26 часов) |
|||||||
80 |
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Практикум. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. |
1 |
« Послушайте!», « А могли бы?», «Люблю» (отрывок). Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. |
19.03 |
ИКТ Иллюстрации |
||
81-82 |
М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Практикум. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. |
2 |
«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», « Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». «Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. |
22-24.03 |
ИКТ Иллюстрации |
||
83 |
Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. |
1 |
« Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст», « О красоте человеческих лиц», « Завещание». |
26.03 |
ИКТ Иллюстрации |
||
84-85 |
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Практикум. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. |
2 |
Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»; Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи». |
9-12.04 |
ИКТ Иллюстрации |
||
86 |
Практикум. Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
|
1 |
« Красавица моя, вся стать…», «Перемена», « Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»
|
14.04 |
ИКТ Иллюстрации |
||
87-88 |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Практикум. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». |
2 |
«Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки». Мечта о преображении Родины. |
16-19.04 |
|
||
89 |
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». |
1 |
Литературно-музыкальная композиция. Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом». |
21.04 |
ИКТ Иллюстрации |
||
90 |
Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем. |
23.04 |
|
||
91-93 |
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. |
3 |
А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб. А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин. |
26-30.04 |
|
||
Зарубежная литература (9 часов) |
|||||||
94 |
Вн. чт. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. |
1 |
Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».
|
03.05 |
|
||
95 |
Вн. чт. Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…». |
1 |
Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. «Я воздвиг памятник…». Традиции оды Горация в русской поэзии (Державин и Пушкин). |
05.05 |
|
||
96 |
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. |
1 |
Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
|
07.05 |
|
||
97 |
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. |
1 |
Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса века». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. |
10.05 |
ИКТ Сцены из спектакля Иллюстрации |
||
98 |
Вн. чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
1 |
Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии. |
12.05 |
Сцены из спектакля Иллюстрации Инсценирование |
||
99-100 |
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Вн. чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
2 |
Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни. |
17.05-14.05 |
ИКТ Иллюстрации
|
||
101 |
Вн. чт. Поэзия И.-В. Гёте. Характер восприятия и значение творчества Гёте в России. |
1 |
Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака. Русская критика о произведениях Гёте. |
19.05 |
Выраз. чтение |
||
102 |
Итоговый урок. Тестирование. |
1 |
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание для летнего чтения. |
22.05 |
Итоговый тест |
||
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
· прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
· определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
· определять идейную и эстетическую позицию писателя;
· анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
· оценивать проблематику современной литературы;
· анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
· различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
· осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
· сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
· находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
· выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.