Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования, учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»,с учетом авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение». Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций/ Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого, 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2019. – 103 с.
Учебный предмет «Литературное чтение» включен в образовательную область «Русский язык и литературное чтение» учебного плана МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». На изучение учебного предмета во 2 классе отводится 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели). Из них контрольных работ – 4, самостоятельное чтение – 9, проверочных работ – 11, проекты - 2.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкая В.Г. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А Виноградская – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
2. Коти Т.Ю. Творческая тетрадь /10-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Цели:
· развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя;
· приобретение умения работать с разными видами информации;
· приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
· обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
· введение учащихся в мир детской литературы;
· формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
· овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Основные задачи:
· развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
· развивать поэтический слух;
· формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
· обогащать чувственный опыт ребёнка;
· формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
· обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Промежуточная аттестация проводится в форме проверки понимания прочитанного текста.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
· учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к оценке своей учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Учащийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
· устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
· положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
· компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
· морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
· установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащийся получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
· осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийсянаучится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
· осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
· устанавливать аналогии;
· владеть рядом общих приемов решения задач.
Учащийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнера;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
· с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
· осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
· прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
· читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
· различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
· читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
· использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
· ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
· для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
· для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
· использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
· для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
· для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
· использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
· для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
· для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
· различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
· передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
· участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Учащийся получит возможность научиться:
· осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
· осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
· высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
· устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
· составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Учащийся научится:
· осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
· вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
· составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Учащийся получит возможность научиться:
· работать с тематическим каталогом;
· работать с детской периодикой;
· самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Учащийсянаучится:
· распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
·
отличать на практическом уровне прозаический текст
от
стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
· различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
· находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Учащийся получит возможность научиться:
· воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
· определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Учащийся научится:
· создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
· восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
· составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
· составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Учащийся получит возможность научиться:
· вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
· писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
· создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
· создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
· работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание учебного предмета
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Круг детского чтения. Тематика».
2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Круг детского чтения. Тематика:
1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных
стран).
3Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.
4. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
· Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
· Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
· Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.
· Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
· Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
· Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
· Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
· Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
· Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
· Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
· Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
· Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
· Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
· Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
· Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
· Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
· Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
· Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.
· Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.
· Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.
· Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
2. Слушание художественных произведений
· Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
· Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
· Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
· Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
· Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
· Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
· Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
· Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
· Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
· Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
· Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
· Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.
· Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.
· Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.
· Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).
· Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)
· Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
В том числе |
|
|
|
к\р |
практ |
самост. чтение |
проект |
|||
1 |
Любите книгу |
9ч |
|
1 |
1 |
|
2 |
Краски осени |
13ч |
|
1 |
1 |
|
3 |
Мир народной сказки |
17ч |
1 |
1 |
|
|
4 |
Веселый хоровод |
10ч |
|
1 |
1 |
1 |
5 |
Мы - друзья |
38ч |
|
1 |
1 |
|
6 |
Здравствуй, матушка-зима! |
11ч |
|
1 |
|
|
7 |
Чудеса случаются |
16ч |
|
1 |
1 |
|
8 |
Весна, весна! И всё ей радо! |
10ч |
|
1 |
1 |
|
9 |
Мои самые близкие и дорогие |
8ч |
|
1 |
1 |
|
10 |
Люблю всё живое |
16ч |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Жизнь дана на добрые дела |
15ч |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
136 |
4 |
11 |
9 |
2 |
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение 2 класс
№ п\п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Любите книгу (9 часов) |
|||
1 |
|
|
Чтение – лучшее учение. В. Боков «Книга — учитель...», Н. Найденов. «Мой друг», Ю. Энтин «Слово про слово» |
2 |
|
|
Г Ладонщиков «Лучший друг» (отрывок). Пословицы о книге. |
3 |
|
|
Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. |
4 |
|
|
Н. Кончаловская «В монастырской келье...» |
5 |
|
|
Мои любимые художники-иллюстраторы: Владимир Лебедев, Алексей Пахомов, Евгений Чарушин. |
6 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. |
7 |
|
|
Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая Старушка» |
8 |
|
|
Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Будь человеком С. Михалков |
9 |
|
|
Секреты страны Литературия. Проверь себя. |
Краски осени (13 ч) |
|||
10 |
|
|
Картины осени. А. Пушкин «Осень» (отрывок), |
11 |
|
|
С. Аксаков «Осень» (в сокращении) |
12 |
|
|
Осенняя зарисовка М. Пришвина |
13 |
|
|
А. Твардовский «Меж редеющих верхушек…», Н. Сладков «Сентябрь» |
14 |
|
|
А. Майков «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая...» |
15 |
|
|
Осеннее настроение. А. Плещеев «Осень наступтла…», И Токмакова «Опустел скворечник...» |
16 |
|
|
Народные пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки. |
17 |
|
|
А. Алексин «Первый день» |
18 |
|
|
Самостоятельное чтение. С. Маршак «Сентябрь», Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков «Октябрь» |
19 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. |
20 |
|
|
Семейное чтение. С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии. |
21 |
|
|
Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень» |
22 |
|
|
Секреты страны Литературия. Проверь себя. |
Мир народной сказки (16 ч) |
|||
23 |
|
|
Мои любимые сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. |
24 |
|
|
Русская народная сказка. Заячья избушка. Рассказывание сказки по серии иллюстраций |
25 |
|
|
Проверка техники чтения. Понимание прочитанного текста. |
26 |
|
|
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Составление плана пересказа в картинках. |
27 |
|
|
Чукотская сказка «Хвост» |
28 |
|
|
Русская народная сказка «Зимовье зверей». |
29 |
|
|
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Чтение сказки по ролям. |
30 |
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
31 |
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки |
32 |
|
|
Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок, |
33 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки. |
34 |
|
|
Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. |
35 |
|
|
Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога. |
36 |
|
|
Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки. |
37 |
|
|
Наш театр. Инсценирование русской народной сказки «Лиса и журавль» |
38 |
|
|
Секреты страны Литературия. Проверь себя. |
Весёлый хоровод (10ч) |
|||
39 |
|
|
Истоки культуры. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. |
40 |
|
|
Мы идём в музей народного творчества. Подготовка к экскурсии. |
41 |
|
|
Народные заклички, приговорки, потешки |
42 |
|
|
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. |
43 |
|
|
Э. Успенский «Память», Ю. Мориц «Хохотальная путаница» |
44 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. |
45 |
|
|
Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», К. Чукотский «Небывальщина» |
46 |
|
|
Семейное чтение. К. Чуковский «Путаница» (небылица) |
47 |
|
|
Секреты страны Литературии. Проверь себя. |
48 |
|
|
Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод» |
Мы — друзья (10 ч) |
|||
49 |
|
|
Я и мы. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. |
50 |
|
|
М. Пляцковский «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы» |
51 |
|
|
Дорожи дружбой. В. Осеева «До первого дождя» |
52 |
|
|
Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя. |
53 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. |
54 |
|
|
Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль рассказа. |
55 |
|
|
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей». |
56 |
|
|
Семейное чтение. А. Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение содержания рассказа. |
57 |
|
|
Наш театр. И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование. |
58 |
|
|
Секреты страны Литературии. Проверь себя. |
Здравствуй, матушка-зима! (11 ч) |
|||
59 |
|
|
Зимняя сказка. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» |
60 |
|
|
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимой...» |
61 |
|
|
С. Есенин. Берёза. Поёт зима, аукает... Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. |
62 |
|
|
А. Барто «Дело было в январе…» |
63 |
|
|
С. Есенин «Поет зима – аукает…» |
64 |
|
|
Как читать выразительно? С. Маршак «Декабрь» |
65 |
|
|
К. Бальмонт «К зиме» |
66 |
|
|
С. Есенин «Береза» |
67 |
|
|
Готовимся к празднику. Чук и Гек (отрывок). |
68 |
|
|
Расскажи словечко. Веселые вопросы. Кто скажет быстрее без ошибок. Загадки зимы. |
69 |
|
|
Секреты страны Литературии. Проверь себя. |
Чудеса случаются (16 ч) |
|||
70 |
|
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки, |
71 |
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
72 |
|
|
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
73 |
|
|
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) |
74 |
|
|
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки. |
75 |
|
|
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка? |
76 |
|
|
Сказки зарубежных писателей. Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки. |
77 |
|
|
Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. |
78 |
|
|
Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». |
79 |
|
|
Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». |
80 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. |
81 |
|
|
Мои любимые писатели. К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона» |
82. |
|
|
Самостоятельное чтение. К Чуковский «Бибигон и пчела». |
83 |
|
|
Семейное чтение. М. Горький «Воробьишко» |
84 |
|
|
Наш театр. К Чуковский. Краденое солнце. |
85 |
|
|
Секреты страны Литературии. Проверь себя. |
Весна, весна! И все ей радо! (10 часов) |
|||
86 |
|
|
Когда природа оживает. Ф. Тютчев «Ласточка примчалась…», К. Паустовский «Весна» (в сокращении), |
87 |
|
|
Ф. Тютчев «Зима недаром злится...» |
88 |
|
|
Весна у каждого своя И. Никитина «Весна», А. Плещеев «Весна», И. Шмелёв «Ах, весна!», Т. Белозёров «»Подснежники» |
89 |
|
|
А. Чехов «Весною», А, Фет «Уж верба вся пушистая…», А. Барто «Апрель». Составление вопросов на основе прочитанных произведений. |
90 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне. |
91 |
|
|
Самостоятельное чтение. С. Маршак «Май», С. Черный «Зеленые стихи». |
92 |
|
|
Устное сочинение по картине И. Левитана Ранняя весна. |
93 |
|
|
Семейное чтение. И. Томакова «Весна», И. Соколов-Микитов «Весна» (в сокращении) |
94 |
|
|
Наш театр. С. Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование, |
95 |
|
|
Секреты страны Литературии. Обобщение по разделу, |
Мои самые близкие и дорогие (8 часов) |
|||
96 |
|
|
О маме. Р. Рождественский «На земле хороших людей немало…», Ю. Энтин «Песня о маме», Ю. Яковлев «Мама» (в сокращении) |
97 |
|
|
Р. Сеф «Если ты…», А. Барто «Перед сном» |
98 |
|
|
Наша дружная семья. Дж. Родари «Кто командует?», Б. Заходер «С папой мы давно решили…», Л. Толстой «Отец и сыновья», Е. Агранович «Нет в России семьи такой…» |
99 |
|
|
Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. |
100 |
|
|
Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Никто», Э. Успенский «Разгром». |
101 |
|
|
Семейное чтение. Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже» |
102 |
|
|
Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование. |
103 |
|
|
Секреты страны Литературин. Проверь себя. |
Люблю все живое (16 часов) |
|||
104 |
|
|
В мире животных. И. Токмакова «Радость», С. Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому. |
105 |
|
|
С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста. |
106 |
|
|
Г. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев. |
107 |
|
|
М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана. |
108 |
|
|
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов. |
109 |
|
|
Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. |
110 |
|
|
Н. Рубцов «Про зайца», «Заяц» (из энцяклопедии). |
111 |
|
|
Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом». А. Барто «Думают ли звери?» |
112 |
|
|
Мы идём и библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. Мои любимые писатели. |
113 |
|
|
В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов. |
114 |
|
|
Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. |
115 |
|
|
Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», |
116 |
|
|
Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?» Постановка вопросов к тексту. |
117 |
|
|
Наш театр. В. Бианки «Лесной колобок — колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза. |
118 |
|
|
Секреты страны Литературии. Проверь себя. |
119 |
|
|
Мониторинг (ХТ) |
Жизнь дана на добрые дела (15 часов) |
|||
120 |
|
|
Что такое хорошо? В Осеева «Три товарища»С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». |
121 |
|
|
Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». |
122 |
|
|
В. Осеева. «Просто старушка» (смысл заголовка). И. Пивоварова «Сочинения». |
123 |
|
|
Поступай по совести. Э. Шим «Не смей!» |
124 |
|
|
А. Гайдар «Совесть», Е. Григорьева «Во мне сидит два голоса...» Соотнесение содержание рассказа, стихотворения с пословицей. |
125 |
|
|
В. Осеева. Три товарища. Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». |
126 |
|
|
Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». |
127 |
|
|
Мониторинг (НПТ) |
128 |
|
|
Мои любимые писатели. Н.Н. Носов. Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова. |
129 |
|
|
Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка. |
130 |
|
|
Промежуточная аттестация. |
131 |
|
|
Н. Носов «Фантазёры». Составление плана. |
132 |
|
|
Н. Носов «Фантазёры». Чтение по ролям. |
133 |
|
|
Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь. Щука и Рак». Смысл басни. |
134 |
|
|
Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». |
135 |
|
|
Секреты страны Литературии. Проверь себя. |
136 |
|
|
Подведение итогов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.