Рабочая программа по русскому родному языку для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла», учебного плана МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла», примерной программы начального общего образования по окружающему миру с учетом авторской программы: Русский родной язык: 2 класс: методическое пособие / [О. М. Александрова М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др.; под ред. О. М. Александровой]. – М: Учебная литература, 2018.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета на уровне начального общего образования во 2 классе выделяется 17 часов (0,5 ч в неделю, 17 учебных недель), в том числе проектных заданий – 2, практических работ - 3. Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
1.Учебник «Русский родной язык» для 2 класса, автор О.М. Александрова, Л.А.Вербицкая. Издательство «Просвещение», 2020.
Промежуточная аттестация – учёт текущих образовательных результатов (среднее арифметическое результатов четвертных отметок).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Русский родной язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
· в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
· моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
· использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
· выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
· вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
· пользоваться словарями, справочниками;
· строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
· вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
· выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
· владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
· осознание роли речи в общении людей;
· понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
· устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
· чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
· интерес к изучению языка.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
· антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
· изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
· типы текстов: повествование, описание
уметь:
· распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
· использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
· произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
· осознавать смыслоразличительную роль ударения;
· определять прямое и переносное значение слова;
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
По одежке встречают.
Слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Слова, называющие игры, забавы,игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька)
В решете воду не удержишь.
Слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг)
Самовар кипит – уходить не велит.
Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».
Раздел 2. Язык в действии 4ч
Помогает ли ударение различать слова?
Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи работают со словарем ударений.
Для чего нужны синонимы?
Формирование понятия «синонимы». различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже.
Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи
Для чего нужны антонимы?
Формирование понятия «антонимы».
Развивать внимательное отношение к языку
Правильно расставляют ударение в словах;
Подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению; находят антонимы в пословицах.
Как появляются фразеологизмы и пословицы?
Знакомство с понятием «фразеологизмы» и «пословица», находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов;
Уместно употребляют крылатые слова в речи; объясняют и применяют пословицы в своей речи.
Как можно объяснить значение слова?
Переносное значение слова.
Продолжить работу над понятием «слово».
Сведения о прямом и переносном значении слова.
Определяют лексическое значение слова по словарю, контексту; выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное значения, определяют основу переноса значения;
Конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений.
Раздел 3. Секреты речи и текста 7ч
Типы текстов: описание, повествование.
Выбирают из текста словосочетания для описания; по вопросам составляют описание предмета, существа; составляют текст по опорным словам и по плану.
Учимся связывать предложения в тексте.
Работа над деформированным текстом. находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять рассказ; устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.
Зачем нужен план?
Продолжить работу над выработкой умения составлять план. Познакомить с разными видами плана. Делят текст на части, выделяют в каждой части самое важное; различают картинный план, цитатный план.
Участвуем в диалогах.
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища). Участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
В том числе |
|||
план |
факт |
пр\р |
Проектные задания |
|
|||
1 |
По одёжке встречают… |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Ржаной хлебушко калачу дедушка |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
В решете воду не удержишь |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Самовар кипит, уходить не велит Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». |
1 |
|
|
|
1 |
|
7 |
Помогает ли ударение различать слова? Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
Как можно объяснить значение слова? Как научиться читать стихи и сказки? |
1 |
|
|
|
|
|
11 |
Участвуем в диалогах |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Составляем развёрнутое толкование значения слова |
1 |
|
|
1 |
|
|
13 |
Учимся связывать предложения в тексте |
1 |
|
|
|
|
|
14 |
Учимся связывать предложения в тексте |
|
|
|
|
|
|
15 |
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования |
1 |
|
|
1 |
|
|
16 |
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования |
1 |
|
|
1 |
|
|
17 |
Представление результатов выполнения проектных заданий. Обобщение знаний |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
Итого: |
17 |
|
|
3 |
2 |
|
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы в 2 классе
№ |
План |
Факт |
Тема |
Элемент содержания
|
Кол-во часов |
|
|||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) |
|
|
|
|
|||||
1 |
|
|
По одёжке встречают… |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. § 1 |
1 |
|
|||
2 |
|
|
Ржаной хлебушко калачу дедушка |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину, какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой. § 2-4 |
1 |
|
|||
3 |
|
|
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину, какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой. § 2-4 |
1 |
|
|||
4 |
|
|
Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час
|
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами. § 5 Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками. § 6 |
1 |
|
|||
5 |
|
|
В решете воду не удержишь |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью. § 7 |
1 |
|
|||
6 |
|
|
Самовар кипит, уходить не велит Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. § 8 |
1 |
|
|||
Раздел 2. Язык в действии (4 часа) |
|
||||||||
7 |
|
|
Помогает ли ударение различать слова? Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
Смыслоразличительная роль ударения. § 9 |
1 |
|
|||
8 |
|
|
Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? |
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста § 10 Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. § 11 |
1 |
|
|||
9 |
|
|
Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? |
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. § 12 Разные способы толкования значения слов. § 13 |
1 |
|
|||
10 |
|
|
Как можно объяснить значение слова? Как научиться читать стихи и сказки? |
Разные способы толкования значения слов. § 13 Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений. § 14 |
1 |
|
|||
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов) |
|
||||||||
11 |
|
|
Участвуем в диалогах |
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. § 15 |
1 |
|
|||
12 |
|
|
Составляем развёрнутое толкование значения слова |
Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова. § 16 |
1 |
|
|||
13 |
|
|
Учимся связывать предложения в тексте |
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. § 17 |
1 |
|
|||
14-15 |
|
|
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования |
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. § 18 |
2 |
|
|||
16 |
|
|
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования |
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. § 18 |
1 |
|
|||
17 |
|
|
Представление результатов выполнения проектных заданий. Обобщение знаний |
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.