Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Право (практикум)» разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями).
Программа курса по выбору «Право (практикум)» разработана на основе примерной программы СОО по праву с учётом авторской программы Е.К.Калуцкой «Право. Рабочая программа. 10-11 классы», М.:Дрофа, 2017 г., разработанной к учебнику А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Право. Базовый и углублённый уровни. 10-11 классы», М.:Дрофа, 2017 г., О.В.Кишенкова «Обществознание. Практикум. 10, 11 классы», М.:Дрофа, 2015 г.
Необходимость разработки данного курса обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов права.
Программа курса по выбору «Право (практикум)» рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы - 68 часов). В 10 классе предусмотрено 34 часа из расчёта 1 час в неделю. В 11 классе – 34 часа (из расчёта 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (10-11 кл.) освоение курса по выбору «Право (практикум)» предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного курса включают в себя:
- готовность и способность к познавательной деятельности в соответствующей юридической сфере, включая умение оценивать характерную для данной сферы правовую информацию;
- способность к использованию приобретенных знаний и умений для оценки происходящих в частноправовой сфере событий и поведения людей с юридической точки зрения;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, связанных с повседневными жизненными ситуациями, применению различных методов познания;
- умение логически мыслить, ясно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной речи;
- использование приобретенных знаний для осуществления возможности осознанного выбора будущей юридической специализации.
Предметные результаты освоения учебного курса включают в себя:
- базовые навыки составления основных правовых документов;
- умение вести анализировать предлагаемые ситуации на предмет юридически значимых фактов;
- овладение юридической терминологией; навыками анализа предписаний правовых актов, зачастую выраженных очень кратко, но имеющих сложное содержание, которое постоянно обогащается и оспаривается как в правоприменительной практике, так и в литературе, установления оснований возникновения и содержания правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- знание методических приемов выработки и доказательной аргументации собственной позиции, принятия и обоснования решений правовых задач, состоящих в применении права для определения особенностей конкретных правовых ситуаций.
Метапредметные результаты освоения учебного курса включают в себя:
- совершенствование собственной познавательной деятельности, овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, новых познавательных задач и средств их достижения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, использовать ее для решения практических и аналитических задач;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; контролировать и корректировать деятельность;
- использовать возможные ресурсы и методы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований норм информационной безопасности.
Содержание учебного предмета (курса)
10 класс
1. Введение (1 час)
2. Из истории государства и права (4 часа)
Происхождение государства и права. Право Древнего мира, право Европы в Средние века и Новое время. Выдающиеся мыслители и правоведы Нового времени. Развитие права в России.
3. Право в системе социальных норм (7 часов)
Право в системе социальных норм. Структура правовой нормы. Источники права. Функции права. Система Российского права. Законотворческий процесс.
4. Понятие и виды юридической ответственности (11 часов)
Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Федеративный принцип государственного устройства. Президент Российской Федерации. Классификация функций и предметов ведения Совета Федерации и Государственной думы РФ. Области деятельности Правительства РФ. (Исследование статей Конституции РФ). Судебная власть. Прокуратура.
5. Международное право (8 часов)
Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Права ребёнка. Нарушение прав человека. Международная защита прав человека.
6. Законодательство о выборах (3 часа)
Принципы избирательного права. Избирательные системы и избирательный процесс.
11 класс
1. Введение (1 час)
2. Гражданское право (6 часов)
Субъекты гражданского права. Гражданский Кодекс РФ. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Обязательственное право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты (Статья 42 Конституции РФ).
3. Налоговое право (4 часа)
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит (Налоговый кодекс РФ). Виды налогов. Права и обязанности налогоплательщика.
4. Семейное право (5 часов)
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Личные права и обязанности супругов (Глава 6 Семейного Кодекса РФ). Имущественные права и обязанности супругов. Расторжение брака.
5. Трудовое право (6 часов)
Понятие и источники трудового права (Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы). Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения
трудового договора. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
6. Административное право (4 часа)
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения (Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, таможенный Кодекс РФ, федеральные законы, з0аконы субъектов РФ, указы Президента РФ, и пр.). Особенности административной юрисдикции. Особенности административной юрисдикции.
7. Уголовное право, основы судопроизводства (8 часов)
Понятие и источники уголовного права (Уголовный Кодекс РФ). Споры, порядок их рассмотрения. Составные части судебного разбирательства. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ, общие принципы российского гражданства (Конституция РФ, ФЗ от 2002 г. «О гражданстве РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ темы |
Тема |
Количество часов |
|
10 класс |
|
1 |
Введение |
1 |
2 |
Из истории государства и права |
4 |
3 |
Право в системе социальных норм |
7 |
4 |
Понятие и виды юридической ответственности |
11 |
5 |
Международное право |
8 |
6 |
Законодательство о выборах |
3 |
|
Итого: |
34 |
|
11 класс |
|
1 |
Введение |
1 |
2 |
Гражданское право |
6 |
3 |
Налоговое право |
4 |
4 |
Семейное право |
5 |
5 |
Трудовое право |
6 |
6 |
Административное право |
4 |
7 |
Уголовное право, основы судопроизводства |
8 |
|
Итого: |
34 |
Календарно- тематическое планирование по праву (практикум), 10 класс
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды/ формы контроля |
Домашнее задание |
|
по плану |
по факту |
||||||
1 |
|
|
Введение |
Вводная лекция |
|
|
Конспект |
Раздел 1. Из истории государства и права, 4 часа |
|||||||
2 |
|
|
Происхождение государства и права |
Урок- консультация |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную, работать с дополнительными источниками информации |
Создание презентации «Символы права: смысл и значение» |
Работа над презентацией |
3 |
|
|
Право Древнего мира, право Европы в Средние века и Новое время |
Урок- консультация |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы при создании мини- проекта
|
Создание мини-проекта «Значение римского права для развития европейского права» |
Работа над мини- проектом |
4 |
|
|
Выдающиеся мыслители и правоведы Нового времени |
Урок-дискуссия |
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Беседа |
Выделить достоинства и недостатки буржуазного права |
5 |
|
|
Развитие права в России |
Урок- практикум |
Умение составлять развёрнутый план изучаемого материала |
Составление плана, позволяющего раскрыть тему |
Повторение порядка составления плана |
Раздел 2. Право в системе социальных норм, 7 часов |
|||||||
6 |
|
|
Право в системе социальных норм |
Урок практического применения знаний |
Характеризовать основные структурные элементы системы права, основные методы правового регулирования. Объяснять понятия: система права, отрасль права, институт права, виды права, правовое регулирование, методы правового регулирования, система законодательства. Уметь решать практические задачи |
Решение практических задач |
Конспект |
7 |
|
|
Структура правовой нормы |
Урок- практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
8 |
|
|
Источники права |
Урок- практикум |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать формы права, делать выводы, отвечать на вопросы, решать практические задачи |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
9 |
|
|
Функции права |
Урок- практикум |
Знать функции права, уметь решать практические задачи |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
10 |
|
|
Система Российского права |
Урок- консультация |
Объяснять понятия: правотворчество, законотворчество, виды правотворчества, законодательная инициатива, реквизиты документа, парламентское слушание. Называть принципы правотворческой деятельности. Характеризовать законодательный процесс. Применять полученные знания для решения практических задач |
Составление схемы |
Конспект |
11 |
|
|
Законотворческий процесс |
Урок- практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
12 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы |
Раздел 3. Понятие и виды юридической ответственности, 11 часов |
|||||||
13 |
|
|
Понятие и виды юридической ответственности |
Урок практического применения знаний |
Знать основные положения урока, применять полученные знания |
Понятийный диктант |
Конспект |
14 |
|
|
Конституция Российской Федерации |
Урок- практикум |
Объяснять понятия: Конституция и конституционное право, федерация, республика, принцип разделения властей, социальное государство. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемые конституционным правом. Анализировать структуру Конституции |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
15 |
|
|
Структура Конституции Российской Федерации |
Урок- практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
16 |
|
|
Основы конституционного строя Российской Федерации |
Урок- практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
17 |
|
|
Гражданство в Российской Федерации |
Урок с применением компьютера
|
Объяснять понятия: гражданство, двойное гражданство, иностранцы, беженцы. Знать порядок приобретения и прекращения гражданства, называть органы, решающие вопрос о гражданстве |
Реферат «Двойное гражданство: выгоды и трудности» |
Работа над рефератом |
18 |
|
|
Федеративный принцип государственного устройства |
Комплексно-творческий урок |
Объяснять понятия: форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика (их виды), унитарное государство, федерация, конфедерация, демократия, демократический режим, тоталитарный режим, авторитарный режим. Уметь решать практические задачи |
Решение практических задач |
Конспект |
19 |
|
|
Президент Российской Федерации |
Урок- практикум |
Объяснять понятия: орган государственной власти, компетенция, Федеральное Собрание, правительство, полномочия Президента РФ. Характеризовать основные принципы 3 ветвей власти. Применять полученные знания для решения практических задач
|
Мини-проект «Компетенция Президента России по Конституции РФ. Группы полномочий» |
Работа над проектом |
20 |
|
|
Классификация функций и предметов ведения Совета Федерации и Государственной думы РФ |
Урок практического применения знаний |
Составление таблицы |
Работа с таблицей |
|
21 |
|
|
Области деятельности Правительства РФ. (Исследование статей Конституции РФ) |
Урок- практикум |
Беседа |
Знакомство со статьями Конституции РФ |
|
22 |
|
|
Судебная власть. Прокуратура |
Урок- практикум |
|
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
23 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Понятие и виды юридической ответственности» |
Раздел 4. Международное право, 8 часов |
|||||||
24 |
|
|
Международные договоры о правах человека |
Урок - практикум |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известную. Уметь работать с текстом учебника, Интернетом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения практических задач.
|
Мини- проект «Значение Всеобщей декларации прав человека для утверждения, признания и обеспечения прав и свобод человека во всех странах» |
Работа над проектом |
25 |
|
|
Гражданские права |
Урок - практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
26 |
|
|
Политические права |
Урок - практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
27 |
|
|
Экономические, социальные и культурные права |
Урок - практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
28 |
|
|
Права ребёнка |
Урок - практикум |
Урок - практикум |
Конспект |
|
29 |
|
|
Нарушение прав человека |
Урок - диспут |
Диспут |
Конспект |
|
30 |
|
|
Международная защита прав человека |
Урок - практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
31 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Международное право» |
Раздел 5. Законодательство о выборах, 3 часа |
|||||||
32 |
|
|
Принципы избирательного права |
Урок - практикум |
Объяснять понятия: избирательная система, активное и пассивное избирательное право, ценз, прямые выборы, тайное голосование референдум. Объяснять ответственность гражданина как избирателя. Знать общие правила проведения выборов. Иметь представление о стадиях избирательного процесса. Применять полученные знания для решения практических задач |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
33 |
|
|
Избирательные системы и избирательный процесс |
Урок - практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
34 |
|
|
Как написать эссе |
Урок- консультация |
Знать алгоритм написания эссе, фразы – клеше, выбор темы и работа над ней |
Написание эссе |
Написание эссе |
Календарно- тематическое планирование по праву (практикум), 11 класс
№ урока |
Дата проведения |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды/ формы контроля |
Домашнее задание |
|
по плану |
по факту |
||||||
1 |
|
|
Введение |
Вводная лекция |
|
|
Конспект |
Раздел 1. Гражданское право, 6 часов |
|||||||
2 |
|
|
Субъекты гражданского права. Гражданский Кодекс РФ |
Лекция с элементами беседы |
Знать основные положения урока, уметь анализировать ситуации, используя ГК РФ |
Мини-проект «Частное и публичное право |
Работа над проектом |
3 |
|
|
Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности |
Урок-практикум |
Знать организационно- правовые формы предприятий, уметь решать практические задачи |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
4 |
|
|
Имущественные и неимущественные права |
Урок-практикум |
Знать основные положения урока, уметь решать практические задачи |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
5 |
|
|
Обязательственное право |
Урок практического применения знаний |
Знать виды гражданско-правовых договоров. Уметь применять знания в практической деятельности с использованием Интернет- ресурсов. |
Создание презентации «Значение обязательственного права для развития экономики страны» |
Работа над презентацией |
6 |
|
|
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты (Статья 42 Конституции РФ) |
Урок-практикум |
Знать закреплённые Статьей 42 Конституции РФ экологические права человека. Уметь применять полученные знания для решения практических задач |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
7 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Гражданское право» |
Раздел 2. Налоговое право, 4 часа |
|||||||
8 |
|
|
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит (Налоговый кодекс РФ) |
Урок- практикум |
Знать основные положения урока. Уметь на практике применять знания |
Мини- проект «Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ» |
Работа над проектом |
9 |
|
|
Виды налогов |
Урок- практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
10 |
|
|
Права и обязанности налогоплательщика |
Урок- практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
11 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Налоговое право» |
Раздел 3. Семейное право, 5 часов |
|||||||
12 |
|
|
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака |
Урок-консультация |
Знать основные источники семейного права (Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Коекс РФ, Федеральные Законы и Законы субъектов РФ. Умение решать практические задачи |
Написание реферата «Институт брака» |
Работа над рефератом |
13 |
|
|
Личные права и обязанности супругов (Глава 6 Семейного Кодекса РФ) |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
14 |
|
|
Имущественные права и обязанности супругов |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
15 |
|
|
Расторжение брака |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
16 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Семейное право» |
Раздел 4. Трудовое право, 6 часов |
|||||||
17 |
|
|
Понятие и источники трудового права (Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы) |
Комбинированный урок |
Уметь работать с первоисточниками, на практике применять знания |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
18 |
|
|
Коллективный договор. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха |
Урок-практикум |
Знать основные положения урока. Уметь на практике применять знания |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
19 |
|
|
Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора |
Урок-практикум |
Знать основные положения Трудового Кодекса РФ о трудовых взаимоотношениях работодателя и работника. Уметь применять полученные знания для решения практических задач |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
20 |
|
|
Оплата труда. Охрана труда |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
21 |
|
|
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву |
Урок практического применения знаний |
Мини-сочинение «Забастовки- «за» и «против» |
Работа над мини- сочинением |
|
22 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Трудовое право» |
Раздел 5. Административное право, 4 часа |
|||||||
23 |
|
|
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения (Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, таможенный Кодекс РФ, федеральные законы, з0аконы субъектов РФ, указы Президента РФ, и пр.) |
Урок-практикум |
Знать основные положения урока. Уметь на практике применять знания |
Решение практических задач, работа с первоисточниками |
Индивидуальные задания |
24 |
|
|
Особенности административной юрисдикции |
Урок практического применения знаний |
Знать особенности административной ответственности, признаки административного правонарушения, виды административных наказаний. Уметь применять полученные знания для решения практических задач |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
25 |
|
|
Особенности административной юрисдикции |
Урок практического применения знаний |
Знать особенности административной ответственности, признаки административного правонарушения, виды административных наказаний. Уметь применять полученные знания для решения практических задач |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
26 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Субъекты гражданского права» |
Раздел 6. Уголовное право, основы судопроизводства, 8 часов |
|||||||
27 |
|
|
Понятие и источники уголовного права (Уголовный Кодекс РФ) |
Урок-консультация |
Уметь применять на практике первоисточники, работа с источниками сети Интернет |
Сообщение «Преступность в современной России» |
Работа над сообщением |
28 |
|
|
Споры, порядок их рассмотрения. Составные части судебного разбирательства |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
29 |
|
|
Основные правила и принципы гражданского процесса |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
30 |
|
|
Особенности уголовного процесса |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
31 |
|
|
Гражданство РФ, общие принципы российского гражданства (Конституция РФ, ФЗ от 2002 г. «О гражданстве РФ |
Урок-практикум |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
32 |
|
|
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба |
Урок-консультация |
Решение практических задач |
Индивидуальные задания |
|
33 |
|
|
Контроль знаний |
Урок обобщающего контроля |
Контроль знаний |
Тест |
Повторение темы «Уголовное право, основы судопроизводства» |
34 |
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.