РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 3 класса
Пояснительная записка
Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели изучения курса:
Ø овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
Ø развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
Ø обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Ø Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Задачи:
- знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
- курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Планируемые результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Ø Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Ø Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ø Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Учебно-тематический план.
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1 |
Самое великое чудо на свете |
5 |
2 |
Устное народное творчество |
14 |
3 |
Поэтическая тетрадь |
11 |
4 |
Великие русские писатели |
24 |
5 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
6 |
Литературные сказки |
8 |
7 |
Были-небылицы |
10 |
8 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
9 |
Люби живое |
16 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
8 |
11 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
12 |
12 |
По страницам детских журналов |
8 |
13 |
Зарубежная литература |
8 |
Содержание учебного предмета:
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Требования к результатам освоения программы обучающимися 3 класса.
К концу 3 класса обучающийся научится:
Ø свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, бы стро находить нужную словарную статью;
Ø свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
Ø быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
Ø работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
Ø работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Ø освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
Ø работать с соседом по парте, в малой группе, в большой груп пе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
Ø понимать основание разницы между двумя заявленными точ ками зрения, двумя позициями и мотивированно присоеди няться к одной из них или пробовать высказывать собствен ную точку зрения;
Ø находить в тексте подтверждение высказанным героями точ кам зрения.
Ø осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Информационные источники
Материально-техническое обеспечение предмета
Учебные пособия
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 446 с.
2. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение // Сб. рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011. С. 283–328.
3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 3 класс. Москва. «Просвещение», 2012.
4. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебному комплекту Л.Ф. Климановой и др.: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.
5. Литературное чтение. 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2012.
Информационно – техническое обеспечение
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru |
Детские электронные книги и презентации
|
http://school-collection.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://edu.rin.ru |
Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
http://www.prazdnik.by |
Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ |
Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru |
Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru |
Все для детей. Детский портал, детские сайты.
|
|
|
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
по учебнику Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» Москва «Просвещение».
№ |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
|
|
|
День знаний |
|
|
Самое великое чудо на свете |
||||
1. |
|
Введение. Знакомство с учебником. |
|
|
2. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
3. |
|
Рукописные книги Древней Руси. |
|
|
4. |
|
Первопечатник Иван Фёдоров. |
|
|
5. |
|
Урок-путешествие в прошлое. |
|
|
Устное народное творчество |
||||
6. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
7. |
|
Русские народные песни. |
|
|
8. |
|
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
|
|
9. |
|
Произведения прикладного искусства. |
|
|
10. |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
11. |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
|
12. |
|
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
|
13. |
|
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
|
14. |
|
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». |
|
|
15. |
|
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
|
|
16. |
|
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
|
|
17. |
|
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. |
|
|
18. |
|
Обобщающий урок по разделу. |
|
|
19. |
|
Проект «Сочиняем волшебную сказку». |
|
|
Поэтическая тетрадь |
||||
20. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
21. |
|
Проект «Как научиться читать стихи». |
|
|
22. |
|
Ф. Тютчев «Весенняя гроза». |
|
|
23. |
|
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра. |
|
|
24. |
|
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над Нивой». |
|
|
25. |
|
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно». |
|
|
26. |
|
И. Никитин «Встреча зимы». |
|
|
27. |
|
И. Суриков «Детство». |
|
|
28. |
|
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. |
|
|
29. |
|
Путешествия в Литературную страну. Обобщающий урок. |
|
|
30. |
|
Оценка достижений. |
|
|
Великие русские писатели |
||||
31. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
32. |
|
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о творчестве Пушкина. |
|
|
33. |
|
А. Пушкин. Лирические стихотворения. |
|
|
34. |
|
А. Пушкин «Зимнее утро». |
|
|
35. |
|
А. Пушкин «Зимний вечер». |
|
|
36. |
|
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
|
|
37. |
|
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
|
|
38. |
|
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
|
|
39. |
|
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
|
|
40. |
|
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с текстом. |
|
|
41. |
|
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове. |
|
|
42. |
|
И. Крылов «Мартышка и очки». |
|
|
43. |
|
И. Крылов «Зеркало и обезьяна». |
|
|
44. |
|
И. Крылов «Ворона и лисица». |
|
|
45. |
|
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. |
|
|
46. |
|
М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко». |
|
|
47. |
|
М. Лермонтов «Утёс», «Осень». |
|
|
48. |
|
Детство Л. Толстого. Подготовка сообщения. |
|
|
49. |
|
Л. Толстой «Акула». |
|
|
50. |
|
Л. Толстой «Прыжок». |
|
|
51. |
|
Л. Толстой «Лев и собачка». |
|
|
52. |
|
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. |
|
|
53. |
|
Оценка достижений. |
|
|
54. |
|
Литературный праздник. Обобщающий урок. |
|
|
Поэтическая тетрадь |
||||
55. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
56. |
|
Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором». |
|
|
57. |
|
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
|
|
58. |
|
К. Бальмонт «Золотое слово». |
|
|
59. |
|
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. |
|
|
60. |
|
Развивающий час. Урок-обобщение. |
|
|
Литературные сказки |
||||
61. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
62. |
|
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» - присказка. |
|
|
63. |
|
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
|
|
64. |
|
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
|
|
65. |
|
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
|
|
66. |
|
В. Одоевский «Мороз Иванович». |
|
|
67. |
|
В. Одоевский «Мороз Иванович». |
|
|
68. |
|
Оценка достижений. |
|
|
Были-небылицы |
||||
69. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
70. |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
|
|
71. |
|
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
|
|
72. |
|
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
|
|
73. |
|
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
|
|
74. |
|
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
|
|
75. |
|
А. Куприн «Слон». |
|
|
76. |
|
А. Куприн «Слон». |
|
|
77. |
|
А. Куприн «Слон». |
|
|
78. |
|
Урок-путешествие по разделу. |
|
|
Поэтическая тетрадь |
||||
79. |
|
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?». |
|
|
80. |
|
С. Чёрный «Воробей», «Слон». |
|
|
81. |
|
А. Блок «Ветхая избушка». |
|
|
82. |
|
А. Блок «Сны», «Ворона». |
|
|
83. |
|
С. Есенин «Черёмуха» |
|
|
84. |
|
Урок-викторина по разделу. |
|
|
Люби живое |
||||
85. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
86. |
|
М. Пришвин «Моя Родина». |
|
|
87. |
|
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
|
|
88. |
|
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
|
|
89. |
|
В. Белов «Малька провинилась». |
|
|
90. |
|
В. Белов «Ещё раз про Мальку». |
|
|
91. |
|
В. Бианки «Мышонок Пик». |
|
|
92. |
|
В. Бианки «Мышонок Пик». |
|
|
93. |
|
Б. Житков «Про обезьянку». |
|
|
94. |
|
Б. Житков «Про обезьянку». |
|
|
95. |
|
Б. Житков «Про обезьянку». |
|
|
96. |
|
В. Дуров «Наша Жучка». |
|
|
97. |
|
В. Астафьев «Капалуха». |
|
|
98. |
|
В. Драгунский «Он живой и светится…» |
|
|
99. |
|
«Земля – наш дом родной». |
|
|
100. |
|
Оценка достижений. |
|
|
Поэтическая тетрадь |
||||
101. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
102. |
|
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». |
|
|
103. |
|
А. Барто «Разлука». |
|
|
104. |
|
А. Барто «В театре». |
|
|
105. |
|
С. Михалков «Если», «Рисунок». |
|
|
106. |
|
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
|
|
107. |
|
Обобщающий урок по разделу. |
|
|
108. |
|
Оценка достижений.
|
|
|
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
||||
109. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
110. |
|
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
|
|
111. |
|
А. Платонов «Цветок на земле» |
|
|
112. |
|
А. Платонов «Цветок на земле» |
|
|
113. |
|
А. Платонов «Ещё мама». |
|
|
114. |
|
А. Платонов «Ещё мама». |
|
|
115. |
|
А. Платонов «Золотые слова». |
|
|
116. |
|
М. Зощенко «Великие путешественники». |
|
|
117. |
|
Н. Носов «Федина задача». |
|
|
118. |
|
Н. Носов «Телефон». |
|
|
119. |
|
В. Драгунский «Друг детства». |
|
|
120. |
|
Обобщающий урок по разделу. |
|
|
По страницам детских журналов |
||||
121. |
|
Знакомство с названием раздела. |
|
|
122. |
|
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». |
|
|
123. |
|
Ю. Ермолаев «Проговорился». |
|
|
124. |
|
Ю. Ермолаев «Воспитатели». |
|
|
125. |
|
Г. Остер «Вредные советы». |
|
|
126. |
|
Г. Остер «Как получаются легенды». |
|
|
127. |
|
Р. Сеф «Весёлые стихи». |
|
|
128. |
|
Обобщающий урок по разделу. |
|
|
Зарубежная литература |
||||
129. |
|
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. |
|
|
130. |
|
Мифы Древней Греции. |
|
|
131. |
|
Мифы Древней Греции. |
|
|
132. |
|
Г. Андерсен «Гадкий утёнок». |
|
|
133. |
|
Г. Андерсен «Гадкий утёнок». |
|
|
134. |
|
Г. Андерсен «Гадкий утёнок». |
|
|
135. |
|
Обобщающий урок по разделу. |
|
|
136. |
|
Обобщающий урок за курс 3 класса. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.