РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 888415) учебного предмета «Технология» для 5 класса основного общего образования Срок реализации - бессрочно

  • Образовательные программы
  • docx
  • 21.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 888415) учебного предмета «Технология» для 5 класса основного общего образования Срок реализации - бессрочно
Иконка файла материала Технология.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Ставропольского края

Шпаковский муниципальный округ

муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

 

 

Программа рассмотрена

и одобрена на заседании  МО учителей  ШМО учителей физико-математического (математика, физика,  информатика), естественно-географического цикла (биология, география, химия), физической культуры, технологии, ОБЖ МКОУ «СОШ№6»

___________/Дальянова Т.Ф.

Протокол № _____

от «___» _________ 2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ «СОШ №6»

________  / Н.А.Довганюк

«_____»_________2022 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор   МКОУ «СОШ №6»

________  / В.И.Володин

Приказ № _________/01-04

от «_____» ____________2022г.

 

 

 

                                  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 888415)

учебного предмета

«Технология»

 

 

для 5 класса основного общего образования

Срок реализации - бессрочно

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Дальянова Татьяна Федоровна, учитель технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Пелагиада, 2022


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ

Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.

Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.

Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.

    Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах:
    процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
    открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).

    Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.

В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях:
были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества;
исследованы социальные аспекты технологии.

Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась
структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор.

Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса
информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение
информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование


 

технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

    Задачами курса технологии являются:
    овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
    овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
    формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
    формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
    развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.

Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности
достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.

    Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:
    понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;
    алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий;
    предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;
    методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.

    Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:
    технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии: уровень представления;         уровень пользователя; когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
    практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков


 

использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;
    появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий —информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.

Современный курс технологии построен по модульному принципу.

Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.

    Модуль «Производство и технология»
    В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществ​ляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по
«восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и
совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов.

Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.

    Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
    В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества.

    Модуль «Робототехника»
    В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем составляет 68ч.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.

    Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.

Раздел. Простейшие машины и механизмы.

    Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов.

    Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.

Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»Раздел. Структура технологии: от материала к изделию.

Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта.

    Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.

Раздел. Материалы и их свойства.

Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов.

Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.

Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.

Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины.

Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.

    Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока.

Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.

    Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры.

    Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода.

Раздел. Основные ручные инструменты.

    Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.

Компьютерные инструменты.

Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.

Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений.

Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.

Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.

ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

Модуль «Робототехника»
Раздел. Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители.

Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению


 

цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану. Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии.

Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя.

От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.

Система команд механического робота. Управление механическим роботом.

    Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.

Раздел. Роботы: конструирование и управление.

Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.

Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение. Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

    Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
    готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
    осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
    освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.

Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

    Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
    осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
    умение распознавать информационные угрозы и осуществ​лять защиту личности от этих угроз.

Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.

    Экологическое воспитание:
    воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
    осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Овладение универсальными познавательными действиями
    Базовые логические действия:
    выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;     устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;     выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
    выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
    самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;


 

    оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
    опытным путём изучать свойства различных материалов;
    овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными
величинами;
    строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
    уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;     прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.

Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

    Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
    Самоорганизация:
    уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    делать выбор и брать ответственность за решение.

    Самоконтроль (рефлексия):
    давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
    объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;     вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
    оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

    Принятие себя и других:
    признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

    Совместная деятельность:
    понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;     понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
    уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;


 

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

    Модуль «Производство и технология»
    характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
    характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
    выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
    характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
    уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
    научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
    организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
    соблюдать правила безопасности;
    использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль,
сельскохозяйственная продукция);
    уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
    получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;     оперировать понятием «биотехнология»;
    классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
    оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».

    Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
    характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
    соблюдать правила безопасности;
    организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
    классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое
оборудование;
    активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
    использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
    выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
    получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
    характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;     применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
    правильно хранить пищевые продукты;
    осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
    выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
    осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
    проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
    составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных


 

изделий;
    строить чертежи простых швейных изделий;
    выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
    выполнять художественное оформление швейных изделий;
    выделять свойства наноструктур;
    приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
    получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.

ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ

    Модуль «Робототехника»
    соблюдать правила безопасности;
    организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
    классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
    знать и уметь применять основные законы робототехники;
    конструировать и программировать движущиеся модели;
    получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
    владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
    владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Производство и технология

1.1.

Преобразовательная деятельность человека

10

0

4

 

характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
выделять простейшие элементы различных моделей

Устный опрос; практическая работаю

https://resh.edu.ru

1.2.

Простейшие машины и механизмы

11

0

6

 

называть основные виды механических движений;
описывать способы преобразования движения из одного вида в другой;
называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями;
изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью

Устный опрос; практическая работа

https://resh.edu.ru

Итого по модулю

21

 

 

 

 

 

 

Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов

2.1.

Структура технологии: от материала к изделию

7

0

2

 

называть основные элементы технологической цепочки; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии;
объяснять назначение технологии;
читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки

Устный опрос; практическая работа

https://resh.edu.ru

2.2.

Материалы и изделия

8

0

2

 

называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов;
сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла;
предлагать возможные способы использования древесных отходов

Устный опрос; практическая работа

https://resh.edu.ru

2.3.

Трудовые действия как основные слагаемые технологии

7

0

1

 

имерение и счёт как универсальные трудовые действия.

Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой.

Действия при работе с тканью. Действия при работе
с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.

Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами

Практическая работа;
устный опрос

https://resh.edu.ru

2.4.

Основные ручные инструменты

8

0

3

 

называть назначение инструментов для работы с данным
материалом;
оценивать эффективность использования данного инструмента; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия;
создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа

Устный опрос; практическая работа

https://resh.edu.ru

Итого по модулю

30

 

 

 

 

 

 

Модуль 3. Робототехника

3.1.

Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители

7

0

2

 

Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем:
непосредственное или согласно плану.

Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии.

Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя. От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.

Система команд механического робота. Управление механическим роботом.

Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического
конструктора

Практическая работа;
устный опрос

https://resh.edu.ru

3.2.

Роботы: конструирование и управление

10

1

04

 

Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления.

Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение.

Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языка программирования,
основные инструменты и команды программирования роботов

Устный опрос; Практическая работа

https://resh.edu.ru

Итого по модулю

17

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

68

1

24

 

 

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Вводное занятие. Меры безопасности в быту

1

0

0

02.09.2022

Устный
опрос;
презентация

2.

Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой
деятельности

1

0

0

03.09.2022

Устный
опрос;
презентация

3.

Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой
деятельности.

1

0

0

09.09.2022

Устный
опрос;
презентация

4.

Как человек познает и преобразует мир.

1

0

0

10.09.2022

Практическая работа;
презентация

5.

Как человек познает и преобразует мир.

1

0

1

16.09.2022

Практическая работа;
презентация

6.

 Алгоритмы и
первоначальные
представления о технологии

1

0

0

17.09.2022

Устный
опрос;
презентация

7.

 Алгоритмы и
первоначальные
представления о технологии

1

0

1

23.09.2022

Устный
опрос;
презентация

8.

Свойства алгоритмов, основное свойство
алгоритма, исполнители алгоритмов (человек,
робот).

1

0

1

24.09.2022

Практическая работа;
презентация

9.

Свойства алгоритмов, основное свойство
алгоритма, исполнители алгоритмов (человек,
робот).

1

0

0

30.09.2022

 Устный
опрос;
презентация

 


 

10.

Свойства алгоритмов, основное свойство
алгоритма, исполнители алгоритмов (человек,
робот).

1

0

1

01.10.2022

Практическая работа

11.

Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и
механизмами

1

0

1

07.10.2022

Устный
опрос

12.

Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и
механизмами

1

0

1

08.10.2022

Письменный контроль

13.

Понятие обратной связи, ее механическая реализация

1

0

1

14.10.2022

Практическая работа

14.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме и их
модификация

1

0

1

15.10.2022

Практическая работа

15.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

0

21.10.2022

Письменный контроль

16.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

1

22.10.2022

Практическая работа

17.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

1

28.10.2022

Письменный контроль

18.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

1

29.10.2022

Письменный контроль

19.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

1

11.11.2022

Практическая работа

 


 

20.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

1

12.11.2022

Практическая работа

21.

Сборка простых
механических конструкций по готовой схеме с
элементами управления.

1

0

1

18.11.2022

Практическая работа

22.

Составляющие технологии: этапы, операции действия.

1

0

1

19.11.2022

Письменный контроль

23.

Составляющие технологии: этапы, операции действия.

1

0

1

25.11.2022

Устный
опрос

24.

 Понятие о технологической документации.

1

0

1

26.11.2022

Письменный контроль

25.

Понятие о технологической документации.

1

0

0

02.12.2022

Практическая работа

26.

 Основные виды
деятельности по созданию технологии:
проектирование,
моделирование,
конструирование.

1

0

1

03.12.2022

Практическая работа

27.

Сырьё и материалы как основы производства.

1

0

1

09.12.2022

Устный
опрос

28.

 Натуральное,
искусственное,
синтетическое сырьё и материалы

1

0

1

10.12.2022

Устный
опрос

29.

Свойства бумаги, ткани

1

0

1

16.12.2022

Устный
опрос

30.

 Древесина и её свойства. Лиственные и хвойные породы древесины

1

0

1

17.12.2022

Устный
опрос

31.

Свойства бумаги, ткани.

1

0

1

23.12.2022

Устный
опрос

32.

 Древесина и её свойства. Лиственные и хвойные породы древесины.

1

0

1

24.12.2022

Письменный контроль

33.

Основные свойства древесины.

1

0

0

29.12.2022

Практическая работа

 


 

34.

Металлы и их свойства.

Чёрные и цветные металлы

1

0

1

13.01.2023

Устный
опрос

35.

Свойства металлов.

1

0

1

14.01.2023

Практическая работа

36.

 Пластмассы и их свойства. Различные виды пластмасс. Использование пластмасс в промышленности и быту.

1

0

1

20.01.2023

Устный
опрос

37.

Измерение и счёт как
универсальные трудовые действия

1

0

0

21.01.2023

Письменный контроль

38.

 Точность и погрешность измерений.

1

0

1

27.01.2023

Устный
опрос

39.

Действия при работе с бумагой

1

0

1

28.01.2023

Устный
опрос

40.

Действия при работе с ткань

1

0

0

03.02.2023

Тестирование

41.

Действия при работе с древесиной

1

0

0

04.02.2023

Тестирование

42.

Действия при работе с
тонколистовым металлом.

1

0

0

10.02.2023

Письменный контроль

43.

Приготовление пищи.

Общность и различие
действий с различными материалами и пищевыми продуктами

1

0

0

11.02.2023

Практическая работа

44.

Инструменты работы с бумагой: ножницы, нож, клей.

1

0

0

17.02.2023

 Устный опрос

45.

Инструменты для работы с деревом. Столярный
верстак.

1

0

0

18.02.2023

Устный
опрос

46.

Инструменты для работы с металлами. Слесарный
верстак.

1

0

0

24.02.2023

 Письменный    контроль

47.

Основные ручные
инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов
простейшие изделия из
бумаги, ткани.

1

0

0

25.02.2023

Письменный контроль

 


 

48.

Основные ручные
инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов
простейшие изделия из
бумаги, ткани.

1

0

0

03.03.2023

Практическая работа

49.

Основные ручные
инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов
простейшие изделия из
бумаги, ткани.

1

0

0

04.03.2023

Практическая работа

50.

Основные ручные
инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов
простейшие изделия из
бумаги, ткани.

1

0

0

10.03.2023

Практическая работа

51.

Основные ручные
инструменты. Практическая деятельность: создавать с помощью инструментов
простейшие изделия из
бумаги, ткани.

1

0

0

11.03.2023

Устный
опрос

52.

 Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1

0

0

17.03.2023

Устный
опрос

53.

Введение в робототехнику История развития
робототехники.

1

0

0

18.03.2023

Устный
опрос

54.

От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам

1

0

0

24.03.2023

Письменный контроль

55.

Робототехнические комплексы и их
возможности

1

0

0

25.03.2023

Письменный контроль

56.

Общее устройство
роботаробототехнических устройств

1

0

1

01.04.2023

Письменный контроль

57.

Механическая часть

1

0

1

02.04.2023

 Практическая    работа

 


 

58.

Принцип программного управления

1

0

1

07.04.2023

Практическая работа

59.

Принцип программного управления

1

0

0

08.04.2023

Письменный контроль

60.

Изучение интерфейса конкретного языка
программирования

1

0

0

14.04.2023

Устный
опрос

61.

Изучение интерфейса конкретного языка
программирования

1

0

0

21.04.2023

Письменный контроль

62.

Основные инструменты и команды программирования роботов

1

0

0

05.05.2023

Письменный контроль

63.

Основные инструменты и команды программирования роботов

1

0

0

06.05.2023

Практическая работа

64.

Конструирование робототехнических устройств

1

0

1

12.05.2023

Практическая работа

65.

Конструирование робототехнических устройств

1

0

1

13.05.2023

Практическая работа

66.

Управление
робототехническими устройствами

1

0

0

20.05.2023

Практическая работа

67.

Программирование роботов

1

0

1

26.05.2023

Устный
опрос

68.

Ярмарка проектных идей

1

1

0

27.05.2023

Контрольная работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

1

24

 

 


 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Технология. 5 класс/Тищенко А.Т., Синица Н.В., Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

• Технология. 5 класс. Учебник (авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица), г.Москва. изд.«Вентана-Граф», 2020г., 240 стр.

• Технология. 5 класс. Электронная форма учебника (авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица).• Технология. 5 класс. Методическое пособие (авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица). г.Москва. изд.«Вентана-Граф», 2020 г., 136 стр.

• Технология. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет – ресурсы:
http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948 http://legomet.blogspot.com
http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#morehttp://www.school.edu.ru/int http://robosport.ru
http://myrobot.ru/stepbystep/
http://www.robotis.com/xe/bioloid_en 1
http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php
http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx
http://www.nxtprograms.com/robot_arm/steps.html
http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=472
http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/modelgallery_a.html
http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080
http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
роботы, швейные машины, АРМ учителя, доска

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

роботы, швейные машины,утюги