ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
ПРИНЯТО
|
УТВЕРЖДЕНО приказом от _______№ _________
|
Рабочая программа
Индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Составитель:
Учитель-логопед
Шмыгарева Е.Н.
Тамбов
2022 г.
Пояснительная записка
1. Актуальность и перспективность программы:
Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка - дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).
2. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы:
Нормативно
– правовые основания:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи" (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина)
5. Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (авт. Н.В. Нищева)
6. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. (Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной)
7.
Коррекционно – развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей
с нарушением интеллекта. (Е.А. Екжановой, Е.А Стребелевой)
Теоретической основой Программы стали:
• концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);
• учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
• концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
• концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев);
• концепция о соотношении элементарных и высших психическихфункций в процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
3. Практическая направленность программы:
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
4. Цель программы:
Главной целью данной программы является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
5. Задачи программы:
· Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
· Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
· Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;
· Стимулировать звуковую и речевую активность;
· Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
6. Адресат
Реализация данной программы предназначена для детей с РАС и другими нарушениями коммуникативной функции речи с 4 до 7 лет.
7. Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 36 учебных часов. Продолжительность одного занятия до 30-40 мин. Режим занятий: 1 раза в неделю.
8. Требования к результату усвоения программы.
- Развивать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- Способствовать проявлению речевой активности, взаимодействию с окружающими, желанию общаться с помощью слова;
- Научить понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
- Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- Научить различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
-
Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные
персонажами сказок или другими объектами;
- Научить использовать для передачи сообщения слова, простые предложения,
состоящие из двух – трех слов, которые могут добавляться жестами;
- Научить произносить простые по артикуляции звуки.
9. Система оценки достижения планируемых результатов.
Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие диагностические методики:
1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской (2004)
2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 164 с.+ Прил.(268 с.: ил.)
3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». СПб, «Детство-Пресс», 2014 г.
10. Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации
Программа апробируется специалистами ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» впервые с 2022г с детьми дошкольного возраста 4 - 7 лет имеющими РАС.
Учебный план программы
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Теоретических |
Практических |
||||
1 |
Диагностика. |
1 |
0,25 |
0,75 |
Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2.
Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома
«Наглядный материал для обследования детей» |
2 |
Навыки учебного поведения. |
5 |
2 |
3 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
3 |
Развитие подражания |
4 |
1,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
4 |
Выполнение инструкций |
5 |
2,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
5 |
Диагностика |
1 |
0,25 |
0,75 |
Промежуточнаячная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». |
6 |
Импрессивная речь |
5 |
2,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
7 |
Экспрессивная речь |
5 |
2,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
8 |
Работа над дыханием |
5 |
2,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
9 |
Развитие мелкой и общей моторики |
4 |
1,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
10 |
Диагностика. |
1 |
0,25 |
0,75 |
Итоговая диагностика Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».
|
Всего |
36 |
14,25 |
21,75 |
|
Тематический план программы
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
Теоретических |
Практических |
||||
1 |
Диагностика |
1 |
0,5 |
0,5 |
Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». |
1.1 |
Первичная диагностика уровня сформированности звуков в слогах, словах, предложениях и тексте. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
2. |
Навыки учебного поведения. |
5 |
2 |
3 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
2.1 |
Установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу; |
1 |
0,25 |
0,25 |
|
2.2 |
Формирование познавательной мотивации |
2 |
1,25 |
1,25 |
|
2.3 |
Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога. |
2 |
0,25 |
1,5 |
|
3. |
Развитие подражания |
4 |
1,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
3.1 |
Имитация основных движений |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3.2 |
Имитация действия с предметами |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3.3 |
Имитация мелких и точных движений |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3.4 |
Имитация произносительных движений |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
3.5 |
Выполнение единичных команд |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Выполнение инструкций |
5 |
2,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
4.1 |
Обучение выполнения инструкции «Дай». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4.2 |
Обучение следовать инструкции «Покажи» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4.3 |
Обучение выполнению инструкций: а) на простые движения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4.4 |
Обучение выполнению инструкций: б) с предметами. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
4.5 |
Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
5. |
Диагностика |
1 |
0,25 |
0,75 |
Промежуточнаячная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». |
5.1 |
Промежуточная диагностика |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
6. |
Импрессивная речь |
5 |
2,25 |
4,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
6.1 |
понимать простые слова; |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6.2 |
откликаетс на свое имя; |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6.3 |
названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки) |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6.4 |
названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам) |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6.5 |
названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно) |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
7. |
Экспрессивная речь |
5 |
2,25 |
4,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
7.1 |
называет простые слова; |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7.2 |
называет собственное имя; |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7.3 |
называет слова обозначающие предмет; |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7.4 |
называет слова, обозначающие действия. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
7.5 |
оречевление собственных действий |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
8. |
Работа над дыханием |
5 |
2,25 |
4,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
8.1 |
Упражнения на удлинение выдоха.
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8.2 |
Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8.3 |
Игровые упражнения дыхательной гимнастики. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8.4 |
Дыхательная гимнастика в стихах |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
8.5 |
Специальные дыхательные упражнения |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
9. |
Развитие мелкой и общей моторики |
4 |
1,25 |
2,75 |
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. |
9.1 |
Упражнения на повышение уровня активации |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
9.2 |
Упражнения для кистей рук |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
|
9.3 |
Упражнения для пальцев условно статические |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
9.4 |
Упражнения для пальцев динамические |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
9.5 |
Пассивная гимнастика (массаж) |
1 |
0,25 |
0,75 |
|
10. |
Диагностика |
1 |
0,25 |
0,75 |
Итоговая диагностика Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». |
10.1 |
Итоговая диагностика |
1 |
0,25 |
0,75 |
Основное содержание
программы.
Система условий реализации программы.
1. Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется по индивидуальной записи родителями ребенка на прохождение программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», согласно расписанию работы учителя – логопеда.
2. Методы, используемые при реализации программы
Форма работы:
индивидуальная.
Программа ориентирована на формирование у детей с РАС вербальных средств
общения.
Основные методы, направленные на реализацию программы:
1. Развивающие, дидактические игры;
2. Упражнения для развития моторики;
3. Наглядные методы;
4. Словесные
методы.
3. Обоснованные
критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
К участию в программе допускаются учащиеся, имеющие письменное согласие от
родителей или законных представителей ребенка на работу с учителем – логопедом.
4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:
Гарантия прав участников программы и обязанностей участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также уставом ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Соблюдение этического кодекса учителя – логопеда, закона о персональных данных, закона «Об образовании» в Российской Федерации, выработка правил группы и их соблюдение.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:
• Учитель – логопед создает условия для правильной организации образовательной деятельности.
• Учитель – логопед несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время проведения занятий, за приемы и техники, используемые на занятиях, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• Учитель – логопед имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующим целям и задачам программы.
Способы обеспечения гарантии прав участника программы:
• Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней
• Родители могут присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от специалиста.
• Учитель – логопед информирует родителей (законных представителей) о результатах реализации программы.
Учитель
– логопед должен получать информацию о выполнении его рекомендаций.
5. Требования
к условиям реализации программы.
Данную программу может реализовывать специалист, имеющий высшее
профессиональное образование в области дефектологии.
Требования к
материально-техническому оснащению
Материалы и оборудование
Кабинет для логопедической работы, стол, стулья, логопедическое зеркало, набор
логопедических зондов, методическое пособие.
6. Ожидаемый
результат реализации программы
При условии успешной реализации данной программы будут:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
7. Система
оценки достижений планируемых результатов.
Для определения положительной динамики речевого развития проводиться
диагностика в начале года, середине и в конце года.
Данный диагностический комплекс проводится в начале, середине и по завершению программы.
8. Критерии оценки
достижения планируемых результатов.
Для
определения динамики проводиться исследование в начале, в середине и по
завершению программы по следующим критериям:
1. способность зрительного контакта во время общения;
2. понимание речи
- понимание конкретных слов и обиходных выражений
-понимание однословного предложения;
- понимание вопросов;
- понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;
- понимание двухсловного предложения.
3. звуковая и речевая активность
- Способность к подражанию движений и звуков;
- Способность к разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого;
- Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр;
- Понимание речевых инструкций (заданий, требований) и их выполнение.
- Понимает ли свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя;
- Выражает ли свои действия и желания одним словом или соответствующим жестом;
- Соотнесение предметов с их изображением на картинках;
- Ответы на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом Да/Нет
4. восприятие (зрительное, слуховое);
Оценка достижений ребенка происходит на основе наблюдений учителя - логопеда.
Балльная оценка критериев
1 балл – показатели критерия присутствуют, но носят кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер
2 балла – показатели критерия присутствуют, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и учителя-логопеда.
3 балла – показатели критерия формируются, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности.
4 балла – критерий достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения.
По критериям подсчитываем максимальное, суммарное количество баллов
Уровень освоения программы
от 20 до 32 баллов – положительная динамика (достаточный уровень)
от 11 до 19 баллов – незначительная динамика (средний уровень)
от 0 до 10 баллов – низкий уровень
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баенская Е.Р. Аутичyый ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007.
2. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993.
3. Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание / Стребелева Е.А. - М.: Просвещение, 2010.
4. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями
психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г.
5. Кудрявцева И.И. Конспекты занятий логопеда с детьми раннего возраста. - М.: Москва, 1971.
6. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом //
Дефектология, 2003 - №2.
7. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /
Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с.
8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.
9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
10. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006.
11. Садовникова Л.Г. «Ваш ребенок начинает говорить». – СПб., 1996.
12. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2001 г.
13. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» - 3-е изд., доп. и
испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013.56 с.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.