Рабочая программа История Ниж края 2019-20 уч. г.
Оценка 5

Рабочая программа История Ниж края 2019-20 уч. г.

Оценка 5
docx
18.04.2020
Рабочая программа История Ниж края 2019-20 уч. г.
Рабочая программа История Ниж края 2019-20 уч. г..docx

Управление образования администрации

Павловского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя школа  № 3 г. Павлово

 

 

Рассмотрена и принята на

заседании педагогического совета МБОУ СШ № 3 г. Павлово

Протокол № 1 от 30.08.19 г.

              Утверждаю

Директор МБОУ СШ № 3 Павлово

_______________И.В. Баринов

«31» августа 2019 г.

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ»

6 КЛАСС   

 

Возраст учащихся: 11-13 лет

Срок реализации – 1 год

 

 

 

 Автор - составитель: Кадыров Э.Т.

                                                                                               Учитель истории и обществоведения

 

 

г. Павлово, 2019 г.

 

Пояснительная записка

  Рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 года, на основе авторской программы курса «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» для 6 классов общеобразовательных организаций.

Цели и задачи  программы обучения

 

  Цели: формирование систематических знаний по нижегородской истории как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории. Культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности.

  Задачи:  

- раскрыть основные этапы, ведущие тенденции, ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей;

- способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности;

- показать достижения предшествующих поколений нижегородцев, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

- способствовать осмыслению роли Нижегородского края в истории России, выявлению особенных черт в развитии Нижегородчины.

 

  Актуальность программы вызвана:

 - острой необходимостью разработки новой идеологии воспитания, в которой одной из главных составляющих является гражданское и патриотическое воспитание;

- большой значимостью музеев как средства патриотического воспитания подрастающего поколения;

- важностью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций к современным условиям возрождения и создания музеев как воспитательных и образовательных центров;

- недостаточной изученностью истории края;

- современными требованиями модернизации системы образования.

Учебный курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно связывает учащихся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны.

  Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ заключаются в том, что она включает более обширный материал по изучению родного края и разнообразные формы его исследования. Учащиеся многое открывают сами, занимаясь исследовательской и проектной деятельностью. Изучая различные источники, архивные документы, а также встречаясь со старожилами нашего района, конкретизируют имеющиеся события и факты, вносят новые данные в историю своего края. Это, безусловно, в полной мере способствует патриотическому воспитанию, общему  воспитанию и образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой и исследовательской деятельности, формирует практические интеллектуальные умения у учащихся.

 

  Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 6  класса.

  Объем программы. Курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» изучается в 6 классе из расчёта 1 часа в неделю для каждой параллели в течение всего учебного года 34 часа.

  Формы занятий, используемые при обучении – это индивидуальные, групповые и т.д. Они могут предусматривать лекции, практические работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты, и другие виды учебных занятий и учебных работ.

 

  Срок освоения, режим занятий. Курс «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» изучается в 6 классе из расчёта 1 часа в неделю для каждой параллели в течение всего учебного года 34 часа. Занятия проходят по 40 минут.

  По окончании учебного года обучения учащиеся должны усвоить все темы и приобрести следующие знания и навыки:

Ученик должен знать:

- основные периоды нижегородской истории;

- ключевые социально-экономические процессы в истории Нижегородского края;

- даты важнейших событий нижегородской истории;

- последовательность и длительность исторических событий в истории Нижегородского края.

- результаты важнейших исторических событий в нижегородской истории;

- исторические события, факты, явления нижегородской истории, основные этапы истории родного края с древности до современности.

 

      Ученик должен уметь:

- читать историческую карту, уметь находить на ней местоположение и границы Нижегородского края в разные исторические эпохи;

- группировать (классифицировать) факты родной истории по различным признакам;

- различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты, общие явления, традиции и тенденции нижегородской истории;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений из истории Нижегородского края;

- раскрывать смысл и значение важнейших терминов и понятий, связанных с нижегородской историей, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах, следствиях и значении исторических событий Нижегородского края.

  Планируемые результаты. Результатом изучения учебного курса «История Нижегородского края» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической. Объектами изучения курса «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» являются природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. История Нижегородского края включает историю Павловской земли и родного города. Это способствует более углубленному изучению родного края и позволяет отразить своеобразие местной истории на фоне отечественной. Учащиеся учатся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания. Это формирует чувство гордости за дела и подвиги своих земляков-нижегородцев, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущая аттестация - это оценка усвоения содержания компонентов какой-либо темы в процессе её изучения обучающимися по результатам проверки.

Текущая аттестация включает в себя и тематический контроль знаний учащихся. Тематический контроль - это оценка усвоения обучающимися содержания какой-либо темы по окончанию их изучения по результатам проверки.

Тематический контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование пятибалльной или зачетной систем оценивания.

Текущая аттестация проводится на основании тематической аттестации путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения изучаемого материала.

Промежуточная аттестация проводится для обучающихся после освоения учебных программ.

Формами промежуточной аттестации являются исследовательский проект, зачет, открытое занятие, собеседование, практическая деятельность.

Критерии оценки результатов освоения программы «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

 

 

Задания для проведения промежуточной аттестации параметров развития детей социально-педагогической направленности

Учащиеся должны объяснить:

Высокий уровень – учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий.

Средний уровень - учащийся полно излает материал, дает правильное определение основных понятий, но допускает 1-2 ошибки, которые сам, же исправляет.

Базовый уровень учащийся излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировках.

Оценочный лист

№пп

ФИО

Результаты по уровням

Выполнение заданий по разделам

Владение предметными знаниями

Умение работать с источниками информации (практическая деятельность)

Выявление причинно-следственных связей

1

 

Высокий

Средний

Базовый

 

Оценочный лист проекта

 

(название проекта)

Исполнитель:_______________________________________________________________________

Ученик (ученица)  ____ класса МБОУ СШ № 3 г. Павлово

№ пп

Критерии

Результаты по уровням

 

 

Высокий

Средний

Базовый

1

Оценка содержательности и актуальности проекта

 

 

 

2

Оценка публичного выступления

 

 

 

3

Оценка мультимедийной презентации

 

 

 

4

Оценка буклета

 

 

 

5

Оценка продукта деятельности

 

 

 

6

Оценка проектной папки

 

 

 

7

Оценка личностных проявлений докладчика

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

 

Раздел

Часы

1

Введение

2

2

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края 

7

3

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века

3

4

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия

4

5

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века

10

6

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIIIXV веках

5

7

Раздел 6. Малая родина в XIIIXV веках

3

Всего: 34 часа


                                                      Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 классе                                                                                                                            

История Нижегородского края (34 ч.)

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Формы

аттестации

(контроля)

организации занятий

Введение (2 ч.)

1

Школьное краеведение, его основные предметные области

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

2

Легенды родного края как исторический источник

1

 

 

Раздел 1. Древние жители Нижегородского края  (7 ч.)

3

Нижегородская земля в первобытную эпоху

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

4

Исследование древней истории малой родины местными краеведами

1

 

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная                

5

Предки финно-угорских народов на Нижегородской земле

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

6

Волжская Булгария и древняя история Нижегородского края

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

7

Восточные славяне в древней истории Нижегородской земли

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

8,9

Обобщение по разделу 1

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

Раздел 2. Нижегородские земли в середине XII – начале XIII века (3 ч.)

10

Городец на Волге при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

11

Городец на Волге в конце XII–начале XIII века

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная              

12

Основатель Нижнего Новгорода – князь Юрий Всеволодович

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

Раздел 3. Нижегородские земли в эпоху монгольского нашествия (4 ч.)

13

Юрий Всеволодович и монгольское нашествие

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

14

Александр Невский в истории Нижегородского края

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

15,16

Обобщение по разделам 2,3

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

Раздел 4. Нижегородские земли в середине XIII – начале XV века (10 ч.)

17,18

Нижегородские земли во второй половине XIII – первой половине XIVвека

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

19,20

Нижегородско-Суздальское княжество и его место в истории русских земель (1341-1392 гг.)

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

21,22

Нижегородские земли в составе Московского княжества (конец XIV–первая половина XV века)

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

23,24

Нижегородский край в составе единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI)

2

 

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

25,26

Уроки обобщения по разделу 4

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

Раздел 5. Развитие культуры Нижегородской земли в XIIIXV веках (5 ч.)

27,28

Духовная культура Нижегородского Поволжья

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

29,30

Материальная культура Нижегородской земли

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

31

Урок обобщения по разделу 5

1

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

Раздел 6. Малая родина в XIIIXV веках (3 ч.)

32,33

Уроки по локальной истории

2

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

34

Урок обобщения курса 6 класса

1

 

Ответы на уроках

Групповая, индивидуальная

Всего: 34 часа


 

 

 

Календарный учебный график

рабочей программы «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»  

на 2019-2020 учебный год

Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели. Учебные занятия в МБОУ СШ № 3 г. Павлово начинаются с 2 сентября 2019 г. и заканчиваются 27 мая 2020 г.

В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях направленные на применение полученных знаний: экскурсии, флэшмобы, круглые столы, игры и т.п.

Учебные занятия проводятся в 1 смену. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (академический час) в МБОУ СШ № 3 г. Павлово – 40 минут.

1 год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего учебных часов

02.09-07.09

09.09-14.09

16.09-21.09

23.09-28.09

30.09-05.10

07.10-12.10

14.10-19.10

21.10-26.10

28.10-04.11

5.11-09.11

 

11.11-16.11

18.11-23.11

25.11-30.11

02.12-7.12

9.12-14.12

16.12-21.12

23.12-28.12

30.12-12.01

13.01-18.01

20.01-25.01

27.01-01.02

03.02-08.02

10.02-15.02

25.02.-29.02

02.03-07.03

10.03-14.03

16.03-21.03

23.03-29.03

30.03-04.04

06.04-11.04

13.04-18.04

20.04-25.04

27.04-30.04

05.05-8.05

11.05-16.05

18.05-23.05

25.05-27.05

28.05-30.06

01.07-31.07

01.08-31.08

 

1 год обучения

1

1

1

1

1

1

1

1

К

1

1

1

1

1

1

1

1

К

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К

1

1

1

1

1

1

1

А

А

К

К

К

34

Условные обозначения: Итоговая аттестация – А, Каникулярный период – К, Ведение занятий по расписанию – 1


 

Методические материалы и условия реализации программы

Формы организации образовательного процесса:

1. Групповые занятия (урок, семинар, лекция, экскурсии, круглый стол, дискуссия);

2. Индивидуальные занятия (урок – исследование);

3. Совместная творческая деятельность (путешествие в прошлое, заочная экскурсия, юные картографы).

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.

Формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачетные занятия, творческие задания, самостоятельные проекты.

Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.

Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.

Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.

Приемы и методы организации образовательного процесса: урок, семинар, лекции, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, круглый стол, дискуссия.

Материально - техническое обеспечение занятия: кабинет, парты, стулья, доска, компьютер, сканер, принтер, проектор.

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, энциклопедии, таблицы, атласы Нижегородской области, контурные карты Нижегородской области.

Метапредметные, личностные и предметные результаты освоения курса.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность; 

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обобщать выводы и т. д.;

-  использовать современные источники информации, в том числе материалы интернет - ресурсов; 

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме;

-  готовность к сотрудничеству е соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и. др.

    Личностные результаты:

- осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;

- осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 

- освоение традиций, духовно - нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края; 

- понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира;

- уважение к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России; 

- готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию,

 

    Предметные результаты:

- овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество; 

- усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса,

- способность применять его для раскрытия сущности, и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего; 

- приобретение знаниевой иформации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, социальном, этно-национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Нижегородской земли в различные периоды ее истории; 

- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и других регионов страны.

  Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.  Программа учебного предмета «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»  поможет применять знания учебного курса для раскрытия причин и оценки сущности современных событий России и мира. А также приводить оценки исторических событий и личностей, связанных с историей Нижегородского края, отраженных в учебной литературе и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям нижегородской истории.

 

Задачи оценочной деятельности:

1. Определить результаты предметных знаниях и умениях обучающегося (как в самом задании, в любой работе - в узком смысле, так и в учебном процессе в целом - в широком смысле).

2. Ориентировать на достижение результата:

а) духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты),

б) формирование универсальных учебных действий (метапредметные

результаты),

в) освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).

3. Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных

результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

 

 

Список литературы:

1. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней. Программа учебного курса для основной школы/ авт. сост.: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин. – Н.Новгород: НИРО, 2016.

2. История Нижегородского края с древнейших времен до конца ХV века: учебное пособие для учащихся 6 классов./Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2016.

3. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы/сост.: Б.Л.Гинзбург, Э.С.Иткин, В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев.- Н.Новгород: НИРО, 2015.

4. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К.Романовского. - Н.Новгород: НИРО, 2015.

5. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно-измерительные материалы к учебному курсу для основной школы /авт. сост.: В.К.Романовский, Э.С.Иткин, Б.Л.Гинзбург;  ред. В.К.Романовского. Н.Новгород: НИРО, 2015.

 

                                       


Управление образования администрации

Управление образования администрации

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 6 класса

Адресат программы. Программа рассчитана на обучение учащихся 6 класса

Учащиеся учатся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания

Учащиеся учатся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события родного края, определять общее и особенное в историческом процессе, углублять свои исторические знания

Задания для проведения промежуточной аттестации параметров развития детей социально-педагогической направленности

Задания для проведения промежуточной аттестации параметров развития детей социально-педагогической направленности

Содержание учебного предмета №

Содержание учебного предмета №

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 6 классе

Александр Невский в истории

Александр Невский в истории

Календарный учебный график рабочей программы «История

Календарный учебный график рабочей программы «История

Методические материалы и условия реализации программы

Методические материалы и условия реализации программы

Личностные результаты: - осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности; - осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений; - способность к определению своей позиции и…

Личностные результаты: - осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности; - осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений; - способность к определению своей позиции и…

Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении…

Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных); в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020