Рабочая программа ИЗО 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа ИЗО 5 класс

Оценка 5
doc
11.04.2020
Рабочая программа ИЗО 5 класс
Рабочая программа 5 класс ИЗО.doc

Ростовская область Верхнедонской район  хутор Мещеряковский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнедонского района

 Мещеряковская средняя общеобразовательная школа

 

 

Рассмотрена и рекомендована                                                                                         Утверждена

к утверждению педагогическим советом                                                 приказом от 31.08.2019г. № ____

протокол от 31.08.2019г. № ____                                                                                     Директор школы:

                                                                                                                             _________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ(5 КЛАСС)

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

Учитель: Рыльщикова Жанна Дмитриевна

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского.  5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2015.Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

 

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

                     формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

                     освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

                     формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

                     развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

                     формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

                     воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

                     развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

                     овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

                     овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

 

 

II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

 

ü  понимать место и значения современного декоратив­ного искусства в жизни человека и общества, знание разно­образных видов современного декоративного творчества, ма­териалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение обще­культурного художественно-познавательного кругозора;

ü  осознавать богатые возможности современного пласти­ческого языка, а также различий в творчестве художника, ра­ботающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искус­ства;

ü  выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искус­ства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;

 

Метапредметные:

 

ü  приобретение основы для адекватного восприятия деко­ративной формы вещи в её содержательно-смысловой напол­ненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, на­пример, «Чем значимы и интересны произведения декоратив­но-прикладного искусства других стран и эпох для современ­ного человека?» и т. д.);

ü  научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержа­тельного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического деко­ративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стили­стическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

ü  смогут организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

 

 

Личностные:

ü  уважение и интерес к художественной куль­туре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице миро­вой цивилизации;

ü  социальное видение предметного мира классического декоративно-при­кладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в кон­тексте своего времени;

ü  активное и заинтересованное отноше­ние к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятель­ности человека;

ü  осознание мира через освоение худо­жественного наследия народов мира и практическую художе­ственно-творческую деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

III Содержание учебного предмета

 

Раздел 1 : ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного кре­стьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусст­ва — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображаю­щего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,  пол — земля,  подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

 

Раздел 2 :СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крес­тьянских традиций в современной жизни, а также дать представ­ление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городец­кой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие бу­кет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

 

Раздел  3. ДЕКОР ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (8ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в от­дельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждо­го человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративно­го искусства.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. От­личие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они  и являются особым знаком — знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпо­ха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

 

Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-при­кладным искусством и создание коллективной работы в материа­ле для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или па­раллелью классов, работающих по данной теме. Учитель высту­пает здесь в роли режиссера и главного художника.

Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Создание декоративной работы в материале( творческий проект)

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искус­ству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями совре­менного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами де­коративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для укра­шения школьных интерьеров.

 

Тематическое планирование

Раздел программы

Темы, входящие в данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Древние корни народного искусства

(9 часов)

 

Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных  для человека смыслов, их условно-символический характер

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

 

Убранство русской избы

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Отражение картины мира трёхчастной структуре и образном строе избы

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

 

Внутренний мир русской избы

Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

 

Конструкция и декор предметов народного быта

Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 

Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка – сокровищница древних образов  и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 

Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

 

Народные праздничные обряды.

Роль декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

 

Связь времен в народном искусстве

(8 часов)

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

Единство форм и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.  Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя

 

Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями». Сочетание мазка пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

 

Городецкая роспись

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

 

Хохлома

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка» - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая «кудрина».

Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды  Башкирии.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

 

Жостово. Роспись по металу

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

 

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.

Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого , красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества из бересты: короба, хлебницы,туеса.

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Выставка работ и беседа на тему «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».

Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами).

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям борисовской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России.

 

Декор -человек, общество, время

(8 часов)

Зачем людям украшения

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом., определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

 

 

Декор и положение человека в обществе

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, хука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.)

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

 

Одежда говорит о человеке

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

Декоративно-прикладное творчество Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаками.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве ХVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

 

 

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические т негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы ч современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др.

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов Саратова.

 

Декоративное искусство (9 часов)

Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

 

Ты сам – мастер

 

 

 

Коллективная  реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

Проверочная работа

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

 

Лоскутная аппликация, или коллаж

Коллективная  реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Лоскутная аппликация или коллаж.

Декоративные игрушки из мочала.

Витраж в оформлении интерьера школы.

Нарядные декоративные вазы.

Декоративные куклы.

 

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».

Витраж в оформлении интерьера школы

 

Нарядные декоративные вазы

 

Декоративные игрушки из мочала

 

Декоративные куклы

 

 

 

 

 

Приложение №1 Календарно-тематическое планирование (34)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат к освоению материала

Виды контроля

Оборудование

Домашнее задание

По плану

 

1

03.09

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Обучение

1 час

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Предметные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков предметов ДПИ.

Метапредметные: аргументировать свою позицию. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Текущий фронтальный  опрос и самоконтроль.

 

 

 

ИКТ презентация

 Стр 12-19

читать

2

10.09

Убранство русской избы

комплексный

1 час

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Предметные : рассуждать о характерных признаках народного жилища.

Метапредметные задавать вопросы, формулировать свои затруднения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: ценностное отношение к культуре своего края.

 

Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 20-29 пересказ

3

17.09

Внутренний мир русской избы

комплексный

2 часа

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

  Предметные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Метапредметные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Проверка практической работы

 

 

ИКТ презентация

Стр. 30-35 читать

4

24.09

Конструкция и декор предметов народного быта.

комплексный

1 час

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 Предметные: использовать общие приемы задач.

 Метапредметные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Личностные: ценностное отношение к природному миру.

 

 

 Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 36-43 Выписать значение символики

5

01.10

Русская народная вышивка.

комплексный

1 час

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

 

 Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр44-49 Ответить на вопросы

6

08.10

Народный праздничный костюм

комплексный

1 час

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Предметные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Метапредметные: ставить вопросы по данной проблеме. Определять последовательность действий.

Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

 

Текущий  фронтальный опрос

 

ИКТ презентация

Стр 50-59 Ответить на вопросы

7-8

15.10-22.10

Праздничные народные обряды.

Обобщающий

 

2 часа

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

 Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни

Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

Текущий  фронтальный опрос

Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 60-63 Пересказ

 

Связь времен в народном искусстве (10 часов)

9

05.11

Древние образы в современных народных игрушках

комплексный

1час

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.  Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя

Предметные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.  Грамотно  использовать  специфические термины

Метапредметные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа

 Проверка практической работы

 

 

ИКТ презентация

Стр 66-75 Выписать значения символов. Читать.

10-11

12.11-19.11

Искусство Гжели

комплексный

2 часа

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Личностные: уважительное отношение к народным традициям.

 Проверка практической работы

 

 

ИКТ презентация

Стр 76-81 Ответить на вопросы

12

26.11

Городецкая роспись

комплексный

1 час

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к народным традициям.

Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 82-85 Ответить на вопросы

13

03.12

Хохлома

Комбинированный

1час

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Предметные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

 Метапредметные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, применять установленные правила в решении творческой задачи.

Личностные: ценностное отношение к природному миру.

Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 86-91 Ответить на вопросы

14

10.12

Жостово. Роспись по металлу

комплексный

1час

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

 Предметные : выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

  Метапредметные: формулировать вопросы по данной проблеме.

  определять последовательность действий.

Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 Проверка практической работы

 

 

ИКТ презентация

Стр 92-95 Выполнить задания

15

17.12

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Комбинированный

1 час

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества из бересты: короба, хлебницы, туеса.

 Предметные: создавать композицию росписи, осваивать основные приемы росписи.

 Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные: уважительное отношение к народным традициям.

Текущий контроль и самоконтроль.

 

ИКТ презентация

Стр 96-103 Выполнить задания

 

16-17

24.12-14.01

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Обобщающий

2 часа

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям борисовской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России.

 Предметные:   обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Метапредметные задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

 Фронтальный опрос

Контрольный тест по  видам ДПИ

ИКТ презентация

Стр10 Ответить на вопросы

Декор - человек, общество, время (8 часов)

18-19

21.01-28.01

Зачем людям украшения

Урок - беседа

2 часа

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

 

 Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.  Составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

 Проверка практической работы

 

 

ИКТ презентация

Стр 106-107 читать

20-21

04.02-11.02

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Комбинированный

2 часа

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

 Предметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

 Метапредметные: формировать собственное мнение  по отношению к предметам ДПИ

 Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

 

Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 108-117 Выполнить задания 2-3

22-23

18.02-25.02

Одежда говорит о человеке

Комбинированный

2 часа

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

 

 Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

Проверка практической работы

 

ИКТ презентация

Стр 118-123 Читать Ответить на стр 133 выполнить задания 1-3

24-25

03.03-10.03

О чем рассказывают нам гербы.

Комбинированный

2часа

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов Саратова.

Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Метапредметные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Составлять план последовательности действий.

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

 Фронтальный опрос.

 

ИКТ презентация

134-139 Выписать значение символики Ответить на вопросы

Декоративное искусство (9 часов)

26-27

17.03-31.03

Современное выставочное искусство

Комбинированный

2 часа

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Предметные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

 Метапредметные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

 :преобразовать познавательную задачу в практическую.

Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

 Фронтальный опрос.

 

ИКТ презентация

Стр. 142-167 ЧитатьОтветить на вопросы

28-29

07.04

14.04

 

 

Ты сам – мастер

 

 

 

Урок – творческая мастерская

2 часа

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Предметные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Метапредметные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Преобразовать познавательную задачу в практическую.

Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

  Обобщающий контроль по практической деятельности

 

ИКТ презентация

Стр. 168-173 читать

30

21.04

Лоскутная аппликация, или коллаж

Урок – творческая мастерская

1 час

Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать  отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному».

  Предметные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Метапредметные : оказывать взаимопомощь в сотрудничестве, применять установленные правила в решении задачи.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

 

 

Обобщающий контроль  по практической деятельности

ИКТ презентация

Стр. 174 пересказать

31

28.04

Витраж в оформлении интерьера школы

Урок – творческая мастерская

1 час

Обобщающий контроль  по практической деятельности

ИКТ презентация

Стр. 175-179 Выписать определения

32

12.05

Нарядные декоративные вазы

Урок – творческая мастерская

1 час

Обобщающий контроль  по практической деятельности

ИКТ презентация

Стр. 180-181 читать

33-

19.05-

Декоративные игрушки из мочала

Урок – творческая мастерская

1 час

Обобщающий контроль  по практической деятельности

ИКТ презентация

Стр. 182-187 Выполнить игрушку из мочала


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 Нормы оценок

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

1.      Активность участия.

2.      Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

3.      Самостоятельность.

4.      Оригинальность суждений.

Критерии  оценки творческой работы

 Общая оценка работы  обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

1.      Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.      Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.      Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.  Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

"хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Формы контроля уровня обученности

1.      Викторины

2.      Кроссворды

3.      Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

 

Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объ­единение совместных усилий учащихся и педагога. Темы проектов выбираются относительно теме года. Материал для изготовления проекта выбирается самостоятельно.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ Мещеряковской СОШ

от ___________ 20__  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УР

_______________     ______

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года

 


Ростовская область Верхнедонской район хутор

Ростовская область Верхнедонской район хутор

I . Пояснительная записка

I . Пояснительная записка

Метапредметные: ü приобретение основы для адекватного восприятия деко­ративной формы вещи в её содержательно-смысловой напол­ненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение…

Метапредметные: ü приобретение основы для адекватного восприятия деко­ративной формы вещи в её содержательно-смысловой напол­ненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение…

III Содержание учебного предмета

III Содержание учебного предмета

Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си: изящество изображения, отточенность линейного рисунка

Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си: изящество изображения, отточенность линейного рисунка

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов

Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов

Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка

Роль декоративно-прикладного искусства в

Роль декоративно-прикладного искусства в

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка

Декоративное искусство (9 часов)

Декоративное искусство (9 часов)

Приложение №1 Календарно-тематическое планирование (34) № урока

Приложение №1 Календарно-тематическое планирование (34) № урока

Находить в них черты национального своеобразия

Находить в них черты национального своеобразия

Предметные : использовать знаково-символические средства для решения задачи

Предметные : использовать знаково-символические средства для решения задачи

Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов

Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов

Комбинированный 1 час Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества из бересты: короба, хлебницы, туеса

Комбинированный 1 час Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества из бересты: короба, хлебницы, туеса

Предметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Предметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Предметные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Предметные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Декоративные игрушки из мочала

Декоративные игрушки из мочала

Приложение № 2 Нормы оценок

Приложение № 2 Нормы оценок

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла

МБОУ Мещеряковской СОШ от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя

МБОУ Мещеряковской СОШ от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020