Ростовская область Верхнедонской район хутор Мещеряковский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Мещеряковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом приказом от 31.08.2019г. № ____
протокол от 31.08.2019г. № ____ Директор школы:
_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ(5 КЛАСС)
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Рыльщикова Жанна Дмитриевна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2015.Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
ü понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
ü осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
ü выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;
Метапредметные:
ü приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
ü научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
ü смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Личностные:
ü уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
ü социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
ü активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
ü осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;
III Содержание учебного предмета
Раздел 1 : ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Раздел 2 :СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Раздел 3. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (8ч)
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
Раздел 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9 ч)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.
Тема. Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.
Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Создание декоративной работы в материале( творческий проект)
В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».
• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;
• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;
• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);
• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.
Тематическое планирование
Раздел программы |
Темы, входящие в данный раздел |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
|
Древние корни народного искусства (9 часов)
|
Древние образы в народном искусстве |
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер |
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. |
|
Убранство русской избы |
Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира трёхчастной структуре и образном строе избы |
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
|
|
Внутренний мир русской избы |
Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища |
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. |
|
|
Конструкция и декор предметов народного быта |
Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов |
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
|
|
Русская народная вышивка |
Крестьянская вышивка – сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение |
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
|
|
Народный праздничный костюм |
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме |
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. |
|
|
Народные праздничные обряды. |
Роль декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа |
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. |
|
|
Связь времен в народном искусстве (8 часов) |
Древние образы в современных народных игрушках |
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство форм и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек. |
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя |
|
Искусство Гжели |
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями». Сочетание мазка пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |
|
|
Городецкая роспись |
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. |
|
|
Хохлома |
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка» - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
|
|
Жостово. Роспись по металу |
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности в изображении цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. |
|
|
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. |
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание красно-коричневого , красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром. |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества из бересты: короба, хлебницы,туеса. |
|
|
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
Выставка работ и беседа на тему «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира». Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов поисковыми группами). |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям борисовской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России. |
|
|
Декор -человек, общество, время (8 часов) |
Зачем людям украшения |
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом., определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
|
|
Декор и положение человека в обществе |
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, хука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.) Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. |
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. |
|
|
Одежда говорит о человеке |
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное творчество Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаками. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве ХVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. |
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
|
|
|
О чем рассказывают гербы и эмблемы |
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические т негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы ч современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Саратова. |
|
|
Декоративное искусство (9 часов) |
Современное выставочное искусство |
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. |
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
|
|
Ты сам – мастер
|
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. Проверочная работа |
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простогок сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
|
|
Лоскутная аппликация, или коллаж |
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы.
|
Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». |
||
Витраж в оформлении интерьера школы |
|
|||
Нарядные декоративные вазы |
|
|||
Декоративные игрушки из мочала |
|
|||
Декоративные куклы |
|
Приложение №1 Календарно-тематическое планирование (34)
№ урока |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Тип урока |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемый результат к освоению материала |
Виды контроля |
Оборудование |
Домашнее задание |
По плану |
|||||||||
|
|||||||||
1 |
03.09 |
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. |
Обучение |
1 час |
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. |
Предметные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков предметов ДПИ. Метапредметные: аргументировать свою позицию. Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. |
Текущий фронтальный опрос и самоконтроль.
|
ИКТ презентация |
Стр 12-19 читать |
2 |
10.09 |
Убранство русской избы |
комплексный |
1 час |
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
Предметные : рассуждать о характерных признаках народного жилища. Метапредметные задавать вопросы, формулировать свои затруднения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Личностные: ценностное отношение к культуре своего края.
|
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 20-29 пересказ |
3 |
17.09 |
Внутренний мир русской избы |
комплексный |
2 часа |
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. |
Предметные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Метапредметные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Личностные: самооценка на основе критериев успешной деятельности. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр. 30-35 читать |
4 |
24.09 |
Конструкция и декор предметов народного быта. |
комплексный |
1 час |
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
Предметные: использовать общие приемы задач. Метапредметные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Личностные: ценностное отношение к природному миру.
|
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 36-43 Выписать значение символики |
5 |
01.10 |
Русская народная вышивка. |
комплексный |
1 час |
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению.
|
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр44-49 Ответить на вопросы |
6 |
08.10 |
Народный праздничный костюм |
комплексный |
1 час |
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. |
Предметные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Метапредметные: ставить вопросы по данной проблеме. Определять последовательность действий. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
|
Текущий фронтальный опрос
|
ИКТ презентация |
Стр 50-59 Ответить на вопросы |
7-8 |
15.10-22.10 |
Праздничные народные обряды. |
Обобщающий
|
2 часа |
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. |
Предметные: формирование основ художественной культуры, как способа познания жизни Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
|
Текущий фронтальный опрос Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 60-63 Пересказ
|
Связь времен в народном искусстве (10 часов) |
|||||||||
9 |
05.11 |
Древние образы в современных народных игрушках |
комплексный |
1час |
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя |
Предметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Грамотно использовать специфические термины Метапредметные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Составлять план работы по достижению планируемого результата. Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 66-75 Выписать значения символов. Читать. |
10-11 |
12.11-19.11 |
Искусство Гжели |
комплексный |
2 часа |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Личностные: уважительное отношение к народным традициям. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 76-81 Ответить на вопросы |
12 |
26.11 |
Городецкая роспись |
комплексный |
1 час |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. |
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к народным традициям. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 82-85 Ответить на вопросы |
13 |
03.12 |
Хохлома |
Комбинированный |
1час |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. |
Предметные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Метапредметные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, применять установленные правила в решении творческой задачи. Личностные: ценностное отношение к природному миру. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 86-91 Ответить на вопросы |
14 |
10.12 |
Жостово. Роспись по металлу |
комплексный |
1час |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. |
Предметные : выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Метапредметные: формулировать вопросы по данной проблеме. определять последовательность действий. Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 92-95 Выполнить задания |
15 |
17.12 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. |
Комбинированный |
1 час |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения народного творчества из бересты: короба, хлебницы, туеса. |
Предметные: создавать композицию росписи, осваивать основные приемы росписи. Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Личностные: уважительное отношение к народным традициям. |
Текущий контроль и самоконтроль.
|
ИКТ презентация |
Стр 96-103 Выполнить задания
|
16-17 |
24.12-14.01 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
Обобщающий |
2 часа |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям борисовской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России. |
Предметные: обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края. |
Фронтальный опрос Контрольный тест по видам ДПИ |
ИКТ презентация |
Стр10 Ответить на вопросы |
Декор - человек, общество, время (8 часов) |
|||||||||
18-19 |
21.01-28.01 |
Зачем людям украшения |
Урок - беседа |
2 часа |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.
|
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 106-107 читать |
20-21 |
04.02-11.02 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. |
Комбинированный |
2 часа |
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. |
Предметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Метапредметные: формировать собственное мнение по отношению к предметам ДПИ Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.
|
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 108-117 Выполнить задания 2-3 |
22-23 |
18.02-25.02 |
Одежда говорит о человеке |
Комбинированный |
2 часа |
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
|
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Составлять план последовательности действий. Личностные: уважительное отношение к иному мнению. |
Проверка практической работы
|
ИКТ презентация |
Стр 118-123 Читать Ответить на стр 133 выполнить задания 1-3 |
24-25 |
03.03-10.03 |
О чем рассказывают нам гербы. |
Комбинированный |
2часа |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Саратова. |
Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Составлять план последовательности действий. Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
Фронтальный опрос.
|
ИКТ презентация |
134-139 Выписать значение символики Ответить на вопросы |
Декоративное искусство (9 часов) |
|||||||||
26-27 |
17.03-31.03 |
Современное выставочное искусство |
Комбинированный |
2 часа |
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. |
Предметные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Метапредметные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. :преобразовать познавательную задачу в практическую. Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. |
Фронтальный опрос.
|
ИКТ презентация |
Стр. 142-167 ЧитатьОтветить на вопросы |
28-29 |
07.04 14.04
|
Ты сам – мастер
|
Урок – творческая мастерская |
2 часа |
Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простогок сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. |
Предметные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Метапредметные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Преобразовать познавательную задачу в практическую. Личностные: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. |
Обобщающий контроль по практической деятельности
|
ИКТ презентация |
Стр. 168-173 читать |
30 |
21.04 |
Лоскутная аппликация, или коллаж |
Урок – творческая мастерская |
1 час |
Разрабатывать и создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого – к сложному». |
Предметные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Метапредметные : оказывать взаимопомощь в сотрудничестве, применять установленные правила в решении задачи. Личностные: уважительное отношение к иному мнению
|
Обобщающий контроль по практической деятельности |
ИКТ презентация |
Стр. 174 пересказать |
31 |
28.04 |
Витраж в оформлении интерьера школы |
Урок – творческая мастерская |
1 час |
Обобщающий контроль по практической деятельности |
ИКТ презентация |
Стр. 175-179 Выписать определения |
||
32 |
12.05 |
Нарядные декоративные вазы |
Урок – творческая мастерская |
1 час |
Обобщающий контроль по практической деятельности |
ИКТ презентация |
Стр. 180-181 читать |
||
33- |
19.05- |
Декоративные игрушки из мочала |
Урок – творческая мастерская |
1 час |
Обобщающий контроль по практической деятельности |
ИКТ презентация |
Стр. 182-187 Выполнить игрушку из мочала |
Приложение № 2 Нормы оценок
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
1. Активность участия.
2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
3. Самостоятельность.
4. Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность осуществляется в любом доступном материале в групповых и коллективных формах и предусматривает объединение совместных усилий учащихся и педагога. Темы проектов выбираются относительно теме года. Материал для изготовления проекта выбирается самостоятельно.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ Мещеряковской СОШ от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О.
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.