Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено |
|
Согласовано |
|
Утверждаю |
|||||
на заседании МО учителей |
|
зам. директора по УВР |
|
директор МБОУ «ООШ № 8» |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
Рук. МО |
|
|
|
/Е.Г.Егорова/ |
|
|
/И.В.Малышева/ |
||
Протокол № |
|
от |
|
|
|
|
|||
«_____»_______20__ г. |
|
«_____»_________20__ г. |
|
«_____»________20__ г. |
|||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
4 «Б» класс
на 2018 - 2019 учебный год
количество часов - 34
Составитель: Вертяева Инна Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Советск
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерных рабочих программ по изобразительному искусству для предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского (Москва «Просвещение» 2011 г.); учебника по ИЗО (Москва «Просвещение» 2017г.);
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 26.01.2017 г. № 15 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная программа по Изобразительному искусству
Примерная программа по предмету Место и количество часов в учебном плане
|
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне. Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения ИЗО в 4 классе из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим реализуется программа по ИЗО в объеме 34 часа
|
УМК |
Программа обеспечивается УМК «Школа России» |
Цели программы
|
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность». Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа. Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
|
Задачи
программы
|
· формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; · формирование художественно- творческой активности учащихся; · овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний; |
Общая характеристика учебного предмета
|
Основные содержательные линии «Изобразительного искусства» определены общей темой «Каждый народ - художник» и представлены 4 разделами: «Истоки родного искусства» «Древние города нашей земли» «Каждый народ - художник » «Искусство объединяет народы» Истоки родного искусства – 8 час. Пейзаж родной земли Деревня – деревянный мир Красота человека Народные праздники (обобщение темы) Древние города нашей земли – 7 час. Родной угол Древние соборы Города Русской земли Древнерусские воины-защитники Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва Узорочье теремов Пир в теремных палатах (обобщение темы) Каждый народ - художник - 11 час. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии Народы гор и степей Города в пустыне Древняя Эллада Мифологические представления Древней Греции Европейские города Средневековья Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Искусство объединяет народы - 8 час. Материнство Мудрость старости Сопереживание Герои-защитники Юность и надежды Искусства народов мира (обобщение темы) |
Описание места учебного предмета в учебном плане
|
На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 34 ч. в неделю, из них на изучение модуля «Искусство вокруг нас» отводится 6,1 часа в неделю в течении всего учебного года в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, путем вкрапления в предмет. Количество часов в I четверти – 8ч. Количество часов во II четверти – 7ч. Количество часов в III четверти – 10ч. Количество часов в IV четверти – 9ч. |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
|
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
|
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»: · чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; · уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; · понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; · сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; · сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; · умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; · умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; · формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; · овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; · использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; · умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; · умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; · осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: · сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; · сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; · овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; · овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); · знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); · знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; · понимание образной природы искусства; · эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира · применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; · способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; · умение обсуждать и анализировать произведения искусства, · выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; · усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; · умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: · способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; · способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; · умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; · освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; · овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; · умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; · умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; · изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; · способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; · умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
|
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Количество часов |
Содержание |
1. |
Истоки родного искусства |
8 |
Пейзаж родной земли Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа. Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти). Деревня — деревянный мир Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. Образ красоты человека У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. |
2. |
Древние города нашей земли
|
7 |
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город-крепость Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Древние соборы Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Древний город и его жители Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. Древнерусские воины-защитники Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Древние города Русской земли Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. |
3. |
Каждый народ - художник
|
11 |
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад -мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.). Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Образ художественной культуры Древней Греции Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры Образ художественной культуры Японии Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные. |
4. |
Искусство объединяет народы
|
9 |
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу. Все народы воспевают мудрость старости Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. Сопереживание — великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Юность и надежды Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Обсуждение работ. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела/темы |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности
|
1 |
Истоки родного искусства
|
8 |
Изображение характерных особенностей пейзажа родной природы Использование выразительных средств живописи для создания образов природы Овладение живописными навыками работы гуашью Восприятие и эстетически оценивание красоты русского деревянного зодчества Объяснение особенностей русской избы и назначение ее отдельных элементов Изображение графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни Овладение навыками конструирования – конструировать макет избы Создание коллективного панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений Овладение навыками коллективной деятельности в команде одноклассников под руководством учителя Приобретение представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников Овладение навыками изображения фигуры человека Эстетическое оценивание красоты и значение народных праздников Создание индивидуальных композиционных работ и коллективного панно на тему народного праздника
|
2 |
Древние города нашей земли
|
7 |
Объяснение роли и значения древнерусской архитектуры Анализ роли пропорций в архитектуре в организации городского пространства Создание макета древнерусского города Эстетическое оценивание красоты древнерусской храмовой архитектуры Роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов Моделирование и изображение древнерусского храма Знание основных структурных частей города, их функции и назначение Интересоваться историей своей страны, воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик Выражение отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов Создание образа древнерусского города Представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров Различение деятельности каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат Создание многофигурных композиций в коллективных панно Сотрудничество в процессе создания общей композиции |
3 |
Каждый народ - художник
|
11 |
Представление о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур Восприятие эстетического характера традиционного для Японии понимания красоты природы Сопоставление традиционных представлений о красоте русской и японской женщин Создание образа праздника в Японии в коллективных панно Приобретение новых навыков в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки Изображение сцены жизни в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа Овладение живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы Характеристика особенности культуры Средней Азии Создание образа древнего среднеазиатского города Овладение навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним Различение древнегреческих скульптурных и архитектурных произведений Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов Изображение олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия Создание коллективных панно на тему древнегреческих праздников Видение единства форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях Использование выразительных возможностей пропорций в практической творческой работе Создание коллективных панно Осознание цельности каждой культуры, ее взаимосвязи и проявлений
|
4 |
Искусство объединяет народы
|
9 |
Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства Развитие навыков композиционных изображений Наблюдение проявления духовного мира в лицах близких людей Выражение художественными средствами своего отношения при изображении печального события Изображение в самостоятельной творческой работе драматического сюжета Приобретение творческого композиционного опыта в создании героического сюжета Приведение примеров памятников героям Отечества Выражение художественными средствами радости при изображении темы детства, юности, светлой мечты Объяснение и оценивание своих впечатлений от произведений искусства разных народов Рассказ об особенностях культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты Объяснение, почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира Обсуждение и анализ своей работы и работы одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе Обсуждение выставки |
Календарно-тематическое планирование
Тема: «Каждый народ - художник»
№ п/п |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата план
|
Дата факт |
ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА - 8 ч.
|
||||
1-2 |
Вводное занятие Пейзаж родной земли Модуль «Правила охраны здоровья и гигиены зрения» Стихотворение М. Давыдовой «Три Брата- Мастера» |
2 |
1,2 |
|
3-4 |
Деревня – деревянный мир Модуль «Познавательная информация о постройках на Руси Тест-загадки» |
2 |
3,4 |
|
5-6 |
Красота человека Модуль «Стихотворение-загадка И. Агаповой Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз - Красный нос» |
2 |
5,6 |
|
7-8 |
Народные праздники Модуль «Познавательная информация – презентация Отрывок из пьесы С. Маршака «Умные вещи» (по ролям)» Обобщение темы I четверти |
2 |
7,8 |
|
ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ - 7 ч.
|
||||
9 |
Родной угол Модуль «Отрывок из сказки А.С. Пушкина о царе Салтане» |
1 |
9 |
|
10 |
Древние соборы Модуль «Познавательная информация» |
1 |
10 |
|
11 |
Города Русской земли Модуль «Сочинение синквейна на тему «Кремль» |
1 |
11 |
|
12 |
Древнерусские воины-защитники Модуль «Познавательная информация В.М. Васнецов «Богатыри»» |
1 |
12 |
|
13 |
Архитектура Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва Модуль «Сочинение синквейна на тему «Ансамбль»» |
1 |
13 |
|
14 |
Узорочье теремов Модуль «Сочинение синквейна на тему «Терем» |
1 |
14 |
|
15 |
Пир в теремных палатах. Модуль «Сочинение синквейна на тему «Пир» Обобщение темы II четверти |
1 |
15 |
|
КАЖДЫЙ НАРОД_ХУДОЖНИК -11 ч.
|
||||
16- 17 |
Страна восходящего солнца Модуль «Познавательная информация – презентация «Япония» Сочинение синквейна на тему «Япония»» |
2 |
16-17 |
|
18- 19 |
Народы гор и степей Модуль «Географическая карта мира Стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ»» |
2 |
18-19 |
|
20
|
Города в пустыне Модуль «Стихотворение М. Давыдовой «Купола»» |
1 |
20 |
|
21- 23 |
Древняя Эллада Модуль «Познавательная информация «Древняя Греция – Эллада» Стихотворение Г. Розенталя «Ода Греции»» |
3 |
21-23 |
|
24- 25 |
Европейские города Средневековья Модуль «Познавательная информация «Витраж» Сочинение синквейна на тему «Витраж»»
|
2 |
24-25 |
|
26 |
Многообразие художественных культур в мире Обобщение темы III четверти Модуль «Стихотворение-загадка И. Агаповой «Экскурсия в музей»»
|
1 |
26 |
|
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ - 9ч.
|
||||
27-28 |
Материнство Кино-теле урок Модуль «Стихотворение А. Ди «Есть в природе знак ...» Пословицы и поговорки о маме» |
2 |
27-28 |
|
29 |
Мудрость старости Модуль «Картины с изображением пожилых людей» |
1 |
29 |
|
30 |
Сопереживание Модуль «Сочинение синквейна на тему «Сопереживание»» |
1 |
30 |
|
31 |
Герои-защитники Модуль «Скульптор И.И. Мартос. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому» |
1 |
31 |
|
32 |
Юность и надежды Модуль «Песня «Здравствуй, детство!» композитор И. Космачев и поэт М. Яснов» |
1 |
32 |
|
33 |
Искусство объединяет народы Обобщение темы IV четверти Модуль Презентация |
1 |
33 |
|
34- |
Каждый народ – художник Обобщение темы учебного года Модуль «Игра-конкурс» |
1 |
34 |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, и методического обеспечения
|
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблица • Магнитная доска. • Персональный компьютер с принтером. Ксерокс. • CD/DVD-проигрыватели. • Телевизор • Проектор для демонстрации слайдов. • Мультимедийный проектор. • Таблицы • Схемы • Альбомы с демонстрационными материалами
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия под редакцией Б.М. Неменского, 1-4- классы, М. Просвещение, 2013 Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. Учебники • Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ-художник. 4 класс Пособие для учащихся • Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс Пособие для учителей • Б.М. Неменский. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 класс
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.