Рабочая программа к элективному курсу по технологии "Я - исследователь"
Оценка 4.7

Рабочая программа к элективному курсу по технологии "Я - исследователь"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
технология
8 кл—9 кл
04.03.2020
Рабочая программа к элективному курсу по технологии "Я - исследователь"
программа я-исследователь 9 класс.docx

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»   9 КЛАСС

1. Пояснительная записка

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране,

так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие нестандартным типом мышления (проектным и исследовательским). Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного и исследовательского мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектно-исследовательской деятельности.

Цели программы: формирование образовательной среды для развития

познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, через включение в образовательный процесс учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи программы:

Организационно-методические:

·        разработать систему проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства основного общего образования (этапы введения учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду);

·        обеспечить системно деятельностный подход к организации учебно-

исследовательской и проектной деятельности во внеурочное время;

·        формировать у учащихся основы культуры проектной и исследовательской деятельности, навыки презентации результатов образовательной и социально-значимой деятельности.

Образовательные:

·        осуществить обучение основам проектной и исследовательской деятельности, формирование системы специальных знаний и умений обучающихся для выполнения учебных и социально значимых задач;

·        формировать у учащихся умение учиться через проектную и исследовательскую деятельность;

·        развивать самостоятельность в планировании и осуществлении учебной (проектной, исследовательской) деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, сверстниками и др.;

·        способствовать общекультурному и личностному развитию на основе

формирования универсальных учебных действий через проектную и

исследовательскую деятельность, обеспечивающих формирование картины мира, компетентностей в предметной области познания.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа составлена с учетом требований федерального государственного

стандарта и соответствует возрастным особенностям учащихся.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений,

творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, позволяет проявить себя, преодолеть коммуникативный барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа проектно-исследовательской деятельности направлена на:

·        овладение учащимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий в процессе работы над проектами и исследованиями;

·        создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.

Программа проектно-исследовательской деятельности призвана обеспечить:

·        последовательное достижение планируемых результатов проектно-

исследовательской деятельности учащимися 9 классов

·        выявление и развитие способностей учащихся.

В основу данной программы положены принцип ценностной ориентации, принцип сознательности и активности, принцип сотрудничества и сотворчества.

2.1. Формы проведения занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая, проектная и

исследовательская работа. Формы обучениия: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает

либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

2.2 Основные методы обучения.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

2.3. Место проведения занятий.

Занятия могут проводиться в предметных кабинетах, библиотеке, площадке

наблюдения.

3.Описание места программы в плане внеурочной деятельности.

Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» предназначена для работы с учащимися 9 классов. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа). Программа «Я - исследователь» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность.

4.Требования к результатам освоения программы

Личностные:

·        видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;

·        осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Познавательные:

·        распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

·        использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

·        использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории.

Регулятивные:

·        самостоятельно или с помощью педагогического работника задумывать, планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

·        использовать оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой проблеме;

·        самостоятельно или с помощью педагогического работника выбирать и

использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме.

Коммуникативные:

·        ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

·        отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

·        целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

 

 

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

ученика

 

1

Виды

исследовательских

работ

 

2

Основные понятия необходимые для

исследовательской работы, алгоритм выполнения

2

Методология

научного

творчества

 

 

 

 

 

6

Использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как наблюдение, постановка

проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование

математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ

применимости модели/теории. Знать основные понятия научно-исследовательской работы,

структуру и общую схему научно-

исследовательской работы. Уметь

обосновывать актуальность выбранной темы, постановки цели и конкретных задач исследования. Определять объект и предмет

исследования, выбор методов и методики проведения исследования. Описывать процесс исследования. Обсуждать результаты исследования, формулировать выводы и полученные результаты. Знать методы научного познания: наблюдение, сравнение,

измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод

восхождения от абстрактного к конкретному.

Применять закон тождества, закон

противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

Использовать различные методы поиска информации.

 

3

Этапы работы в

рамках научного

исследования

 

 

 

 

20

Самостоятельно или с помощью педагога выбирать тему. Составление плана научно-

исследовательской работы. Умение работать с научной литературой и понятийным аппаратом. Писать исследовательскую работу

на выбранную тему. Осуществлять опытно-экспериментальную работу. Планировать распределение деятельности между членами

группы и ставить задачу каждому из них по получению определѐнных результатов. Выполнять графическое представление этого

планирования. Выбирать и использовать проектные методы, релевантные рассматриваемой проблеме. Использовать

языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме. Обосновывать выбор, объяснять

использование новой технологии изготовления исследовательского продукта. Видеть и комментировать связь научного знания и

ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

4

Оформление

исследовательской

работы

 

 

 

 

4

Знать структуру содержания

исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть,

заключение (выводы), список литературы и других источников. Знать общие правила

оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал,

поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Описывать опыт практического применения знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях.

Конкретизировать и обобщать имеющиеся знания.

5

Представление

результатов

научно-

исследовательской

работы

 

 

 

2

Психологический аспект готовности к выступлению. Соблюдать требования к докладу. Владеть культурой выступления и

ведения дискуссии. Соблюдать правила этикета, обращения к оппонентам, отвечать на

вопросы, заключительное слово. Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут

быть получены путѐм научного исследования.

Реконструировать основания суждений, мнений, оценок. Видеть и комментировать связь научного знания и ценностных

установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Осознавать свою ответственность за достоверность полученных

знаний, за качество выполненного проекта. Отличать факты от суждений, мнений и

оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.

 

Планируемые результаты

·        распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования;

·        реконструировать основания суждений, мнений, оценок;

·        делать сужение и расширение цели;

·        планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определѐнных результатов. Выполнять графическое представление этого планирования;

·        выбирать и использовать проектные методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

·        использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, контрпример;

·        использовать такие естественнонаучные методы и приѐмы, как установление границ применимости модели/теории;

·        использовать такой метод получения знаний, характерный для социальных и исторических наук как интерпретация фактов;

·        видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;

·        писать исследовательскую работу на выбранную тему;

·        анализировать результат по оптимальности затрат;

·        использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

·        обосновывать выбор, объяснять использование новой технологии изготовления исследовательского продукта;

·        описывать опыт практического применения знаний в различных, в том числе нетиповых, ситуациях;

·        конкретизировать и обобщать имеющиеся знания.

Учащийся получит возможность научиться:

·        использовать догадку, озарение, интуицию;

·        самостоятельно задумывать учебное исследование, учебный и социальный проект;

·        самостоятельно планировать учебное исследование, учебный и социальный проект;

·        самостоятельно выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

·        использовать такие математические методы и приѐмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

·        использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

·        использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

·        использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

·        осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;

·        целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Литература для учителя

 

1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. –Издательский дом «Фѐдоров». Издательство «Учебная

литература», 2006.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7

класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

4. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск

З // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е.Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»., 2003.

5. Масленникова АВ. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-

исследовательской деятельности учащихся» .//Практика

административной работы в школе. — 2002,№1.

6. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти»,

2006.

7. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных

работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. /

Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.—.М.: Центр«Школьная книга», 2002.

8. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности

учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет«Первое сентября», 2009.

9. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010

12. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

В методических

пособиях описана

технология

обучения

проектной и

исследовательской

деятельности.

Пособия включают

примерное

тематическое

планирование,

виды проектов и

исследований,

этапы работы и

особенности

каждого вида.

 


 

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я –

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я –

Образовательные: · осуществить обучение основам проектной и исследовательской деятельности, формирование системы специальных знаний и умений обучающихся для выполнения учебных и социально значимых задач; · формировать…

Образовательные: · осуществить обучение основам проектной и исследовательской деятельности, формирование системы специальных знаний и умений обучающихся для выполнения учебных и социально значимых задач; · формировать…

Программа проектно-исследовательской деятельности призвана обеспечить: · последовательное достижение планируемых результатов проектно- исследовательской деятельности учащимися 9 классов · выявление и развитие способностей учащихся

Программа проектно-исследовательской деятельности призвана обеспечить: · последовательное достижение планируемых результатов проектно- исследовательской деятельности учащимися 9 классов · выявление и развитие способностей учащихся

Место проведения занятий. Занятия могут проводиться в предметных кабинетах, библиотеке, площадке наблюдения

Место проведения занятий. Занятия могут проводиться в предметных кабинетах, библиотеке, площадке наблюдения

Коммуникативные: · ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; · отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически…

Коммуникативные: · ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; · отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически…

Знать основные понятия научно-исследовательской работы, структуру и общую схему научно- исследовательской работы

Знать основные понятия научно-исследовательской работы, структуру и общую схему научно- исследовательской работы

Этапы работы в рамках научного исследования 20Самостоятельно или с помощью педагога выбирать тему

Этапы работы в рамках научного исследования 20Самостоятельно или с помощью педагога выбирать тему

Оформление исследовательской работы 4Знать структуру содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников

Оформление исследовательской работы 4Знать структуру содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников

Представление результатов научно- исследовательской работы 2

Представление результатов научно- исследовательской работы 2

Учащийся получит возможность научиться: · использовать догадку, озарение, интуицию; · самостоятельно задумывать учебное исследование, учебный и социальный проект; · самостоятельно планировать учебное исследование, учебный и…

Учащийся получит возможность научиться: · использовать догадку, озарение, интуицию; · самостоятельно задумывать учебное исследование, учебный и социальный проект; · самостоятельно планировать учебное исследование, учебный и…

Литература для учителя 1

Литература для учителя 1

Зеленоградского учебного округа г

Зеленоградского учебного округа г

Первое сентября», 2009. 9

Первое сентября», 2009. 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020