ПРИНЯТО:
На совете педагогов МДОАУ «Детский сад № 29 «Березка» г.Новотроицка
Протокол №_________
от «______»__________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КЛУБА «СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ»
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Разработала: Плотникова Людмила Валерьевна старший воспитатель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
Истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации жизни семьи, личной и общественной жизни родителей и ребёнка.
Макаренко
Проблемы семейного воспитания стали особенно актуальны в последние годы.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей. Взаимоотношения в семье играют важную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние: растет число неполных семей; увеличивается численность криминальных семей, где родители уклоняются от исполнения родительских обязанностей; возрастает количество семей психологически неустойчивых, где отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми, нет доброжелательного внимания и контроля.
Сегодня, как никогда прежде, родители все чаще обращаются за помощью к психологам по вопросам воспитания своих детей, хотят знать, каким образом можно повысить самооценку ребенка, как научиться чувствовать и понимать его, открыто и честно строить детско-родительские отношения.
Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях детско-родительского клуба, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь.
Программа актуальна и востребована обществом в настоящее время. Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и детского сада при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения.
Направленность рабочей программы «Счастливый малыш» - социально-педагогическая.
Новизна программы заключается в ее ориентированности не только на воспитанников, но и на всё их семейное окружение (родителей, других членов семьи, проживающих с ребенком)
Цель программы: Создание благоприятного эмоционального климата в семье и детском саду.
Задачи:
1. Оптимизация и гармонизация детско –родительских взаимоотношений через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей.
2. Ознакомление родителей с особенностями психологического и физического развития детей раннего возраста.
3. Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.
4. Оказание помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Условия проведения:
Встречи клуба могут проводиться в группе, музыкальном зале. Желательно на каждой встрече родители были с бейджами - карточками, на которых пишут своё имя так, как им удобно, чтобы к ним обращались.
При поступлении в клуб родители заполняют анкету для поступающих в клуб (Приложение №1) и анкету «Вы и ваш ребёнок перед поступлением в детский сад» (Приложение №2).
Время проведения:
Периодичность встреч 2 раза в месяц. За год проходит до 16 встреч. Каждая встреча посвящена определённой теме.
Оборудование:
Ø Мольберт, стулья, ковры;
Ø Бумага, карандаши, фломастеры, краски, и другие изоматериалы;
Ø Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.)
Общая структура встреч:
1. Приветствие. Воспитатель здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи, стараясь заинтересовать родителей.
2. Мини-лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит основную часть материала, раскрываемую воспитателем в процессе работы клуба.
3. Практические упражнения, приёмы, тесты, методики. Включают индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое обсуждение.
4. Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание встречи, обсудить волнующие моменты, поделиться своими впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.
5. Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые воспитатель даёт ответ.
6. Обратная связь. Родители говорят о своих чувствах, переживаниях, о том опыте, который они получили. Делятся своими впечатлениями. Заполняют анкету – опросник по завершению занятий (Приложение №3).
7. Домашнее задание. Педагог даёт задание и называет тему следующей встречи. Затем прощается с наилучшими пожеланиями и приглашает родителей на следующее заседание клуба.
Предлагаю Перспективный план работы родительского клуба «Счастливый малыш» ( Приложение №4)
Использованная литература:
1.Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?».- М. - АСТ: Апрель, 2007г.
2. Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия». Волгоград: Учитель, 2009г.
3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
4. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград: Учитель, 2011г.
5. Ларечина Е.В. Развивающая работа для родителей и детей. Психолого – педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года). СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.
6.Москалюк О.К., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями».Волгоград: Учитель,2010г.
7. Яничева Т.Г. и др. «Полезная книга для хороших родителей: Ответы на вопросы родителей». – СПб.: Издательство «Речь», 2007г.
Приложение №1.
Анкета для родителей поступающий в клуб:
Фамилия, Имя ребёнка |
Возраст ребёнка |
Ф.И.О. матери |
Ф.И.О. отца |
Контактные телефоны |
Цель посещения клуба |
Дата заполнения |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2.
Анкета для родителей «Вы и Ваш ребёнок перед поступлением в детский сад» (нужное подчеркнуть)
1.Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период? (Да, нет )
2. Знаете ли Вы, каков уровень адаптированности Вашего ребёнка к детскому саду? ( Да, нет)
3. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребёнком в период адаптации? (Да, нет)
4. Какое настроение преобладает у ребёнка в последнее время в домашней обстановке?____________________________________________________
5. Легко ли ваш ребёнок просыпается утром? ( Да, нет)
6. Соблюдается ли режим дня детей младшего возраста в домашних условиях? (Да, нет)
7. Есть ли у Вашего ребёнка отрицательные привычки? ( перечислить) __________________________________________________________________
8. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что? __________________________________________________________________
9. Чем Вы руководствуетесь при покупке детской игрушки? __________________________________________________________________
10. Умеет ли Ваш ребёнок играть с игрушками самостоятельно ? Как долго?_____________________________________________________________
11. Сам ли убирает ребёнок игрушки после игры? __________________________________________________________________
12. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности во взаимоотношениях с детьми? __________________________________________________________________
13. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении с незнакомыми взрослыми?________________________________________________________
14. Есть ли у ребёнка опыт разлуки с близкими? __________________________________________________________________
15. Есть ли у ребёнка привязанность к кому – либо из взрослых? __________________________________________________________________
Приложение №3
Анкета – опросник для родителей по завершении занятий:
Возраст ребёнка |
Пол ребёнка |
как долго ребёнок посещает группу: |
Изменились ли ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребёнка за время посещения Вами клуба, опишите как: |
Изменились ли Ваши отношения с ребёнком, если да, то как: |
Какие фрагменты занятия Вам кажутся наиболее значимыми: |
Какие изменения произошли в развитии Вашего ребёнка: |
Что для вас в работе клуба было наиболее ценным и интересным: |
Ваши пожелания педагогу по работе клуба: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 4
Перспективный план работы родительского клуба «Счастливый малыш»
Срок |
С кем проводится |
Форма, содержание работы |
август |
родители |
1. Анкетирование родителей «Вы и ваш ребёнок перед поступлением в детский сад» Цель: показать родителям возможные направления адаптации. Консультация «Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду?» Цель: познакомить с родителями с процессом адаптации детей в детском саду. 2. « Психологические и физические особенности детей раннего возраста» Цель: познакомить родителей с психологическими и физическими особенностями ребёнка раннего возраста |
сентябрь |
родители |
1. Беседа : «Родитель – это звучит гордо!» 2. Консультация «Адаптируемся вместе» 3. Тренинг «Давайте познакомимся» Цель:
|
октябрь |
родители |
1. Консультации «Эмоциональная жизнь ребёнка в раннем возрасте», « Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка» 2. Тренинг для родителей. Цель: показ родителям особенностей эмоционально – волевой сферы развития ребёнка данного возраста.
|
ноябрь |
родители |
1. Семинар – практикум «Игровая деятельность детей раннего возраста» Цель: создать тёплую атмосферу, показать родителям некоторые игровые приём работы с детьми; повышение компетентности родителей в вопросах развития игры дошкольника; выявление и коррекция неверных представлений о природе, задачах и основных формах организации детской игры. 2. Презентация « Играем вместе» 3. Беседа: «Как общаться с ребёнком?» Цель: ознакомление родителей с правилами общения с детьми раннего возраста. |
декабрь |
Родители
Дети
|
1. Тематический тренинг «Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка» Цель: расширение педагогической компетентности родителей в области влияния родительских установок на формирование личности ребёнка. 2. Наблюдение за детьми. Цель: определение нервно- психического развития детей раннего возраста. |
январь |
родители |
1. Консультация «Кризис трёх лет. Как быть?» Цель: знакомство родителей с особенностями проявления кризиса , обсуждение возможных путёй выхода из трудных ситуаций, показ родителям пути эффективного и неэффективного взаимодействия с ребёнком. 2. Беседа « Трёхлетний ребёнок – личность?» Цель: выяснение, как родители представляют себе родителям навыки и умения детей раннего возраста, помощь родителям в процессе обсуждения выявить наиболее значимые для них стороны развития детей их личности черт. ( Опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги, В.В.Столина) |
февраль |
родители |
1.Практическое занятие «Познай себя» Цель: создать у родителей позитивный настрой, чувство внутренней поддержки себя и окружающих, дать участникам возможность расслабиться. 2.Тренинг «Типы современной семьи, стили воспитания ребёнка». Цель: создать у родителей позитивный настрой, чувство внутренней поддержки себя и окружающих, дать участникам возможность расслабиться. 3. Практическое занятие «Все мы родом из детства…» Цель: проживание негативных чувств по отношению к своим родителям, осознание жизненного сценария, формирование чувства принятия и доверия в группе, закрепление мотивации на личностные изменения. |
март |
родители |
1. Консультация «Мой ребёнок. Какой он?» Цель: показать родителям, что для ребёнка важно не то, каким они его хотят «сделать» а то, насколько они его любят и понимают. 2. Практическое задание « Факторы, влияющие на развитие ребёнка» Цель: выяснить мнение родителей по данному вопросу, обсудить наиболее значимые для них факторы. |
апрель |
родители |
1. Консультация «Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных) Цель: познакомить с понятием агрессивности, ее видами и проявлениями, показать основные направления и способы с агрессивными детьми, показать приемлемые способы выплёскивания гнева, снять мышечное напряжение. 2. «.Любить ребёнка . Как?» Тест « На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?» Цель: выявить отношение родителей к ребёнку, помочь родителям лучше узнать своего ребёнка, актуализировать мнение родителей по данному вопросу, обсудить возможные проявления любви, научить детей и взрослых контролировать свои действия. |
май |
родители |
1. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду?» Цель: показать родителям возможные направления адаптации. 2. Упражнение «Родительское сочинение» Цель: выявить и показать родителям приоритетные стороны их взаимодействия с ребёнком Опрос « Ваши пожелания и ожидания» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.