Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»
Тарского муниципального района Омской области
«РАССМОТРЕНО» Методическим советом Протокол №__ от __________________ |
«СОГЛАСОВАНО» __________________ зам.дир. по ВР Тупикина С.Р. «__» _______ 20__ г. |
«ПРИНЯТО» на Педагогическом Совете Протокол № __ от _______
|
«УТВЕРЖДАЮ» директор БОУ «Тарская СОШ № 5» _____________Е.Н. Баканова приказ № __ от ________________ |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КЛУБА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
срок реализации 1 год
Автор – составитель:
Кривоногова Людмила Николаевна руководитель внеурочной деятельности
2019 – 2020 учебный год
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
Метапредметные результаты
Предметные результаты
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности.
№ раздела |
Название раздела |
Содержание курса |
Формы организации внеурочной деятельности
|
Виды организации внеурочной деятельности |
1. |
Числа. Арифмети-ческие действия. Величины. |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
|
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование
|
Игровая Познавательная
|
2. |
Мир заниматель-ных задач. |
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. . |
Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
|
Познательная , игровая Проблемно-ценностное общение
|
3. |
Геометричес-кая мозаика. |
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
|
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; —танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; —конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; —конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
|
Познавательная Трудовая, худ. творчество
|
III. Тематическое планирование.
№ занятия |
Тема занятия |
|
||||||||||
1. |
Математика - царица наук. |
|
||||||||||
2. |
Интеллектуальная разминка |
|
||||||||||
3. |
«Числовой» конструктор |
|
||||||||||
4. |
Геометрия вокруг нас |
|
||||||||||
5. |
Танграм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграма. |
|
||||||||||
6. |
Волшебные переливания |
|
||||||||||
7. |
В царстве смекалки |
|
||||||||||
8. |
«Шаг в будущее» |
|
||||||||||
9. |
«Спичечный» конструктор |
|
||||||||||
10. |
Числовые головоломки |
|
||||||||||
11. |
Интеллектуальная разминка |
|
||||||||||
12. |
Математические фокусы |
|
||||||||||
13. |
Математические игры |
|
||||||||||
14. |
Секреты чисел |
|
||||||||||
15. |
Математическая копилка |
|
||||||||||
16. |
Математическое путешествие |
|
||||||||||
17. |
Выбери маршрут |
|
||||||||||
18. |
Числовые головоломки, ребусы. |
|
||||||||||
19. |
В царстве смекалки |
|
||||||||||
20. |
Мир занимательных задач |
|
||||||||||
21. |
Геометрический калейдоскоп |
|
||||||||||
22. |
Интеллектуальная разминка |
|
||||||||||
23. |
Разверни листок |
|
||||||||||
24. |
От секунды до столетия |
|
||||||||||
25. |
Проект «Календари и их виды». |
|
||||||||||
26. |
Числовые головоломки, загадки. |
|
||||||||||
27. |
Конкурс смекалки |
|
||||||||||
28. |
Это было в старину |
|
||||||||||
29. |
Старинные русские меры длины. |
|
||||||||||
30. |
Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений |
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
31. |
Решаем задачи на клетчатой бумаге. |
|
||||||||||
32. |
Проект «Любимый город в задачах». |
|
||||||||||
33. |
Математический лабиринт |
|
||||||||||
34. |
Математическая карусель. |
|
||||||||||
35. |
Путешествие точки. |
|
|
|
||||||||
36. |
Задачи с многовариантными решениями. Решение ребусов и логических задач. |
|
||||||||||
2 |
|
|
||||||||||
37. |
КВН по математике. |
3 |
|
|
||||||||
38. |
Занимательная геометрия. |
4 |
|
|
||||||||
39. |
Олимпиадные задания по математике. |
|
4 |
|
|
|||||||
40. |
Занимательные задачи. |
|
|
|
||||||||
41. |
Логические задачи для юных математиков. |
|
||||||||||
42. |
Задачи повышенной трудности. |
|
||||||||||
43. |
Решение нестандартных задач. |
|
||||||||||
44. |
Математические тренажёры. |
|
||||||||||
45. |
Очень важную науку постигаем мы без скуки. |
|
||||||||||
46. |
Задачи в стихах. |
|
||||||||||
47. |
Экспромт - задачки и математические головоломки. |
|
||||||||||
48. |
Логические математические задачки-шутки. |
|
||||||||||
49. |
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» |
|
||||||||||
50. |
Интеллектуальная разминка |
|
||||||||||
51. |
Числа-великаны |
|
||||||||||
52. |
Схемы, уравнения |
|
||||||||||
53. |
Графическое моделирование |
|
||||||||||
54. |
Составление дерева возможностей |
|
||||||||||
55. |
Решение старинных задач |
|
||||||||||
56.. |
Задачи повышенной трудности |
|
||||||||||
57. |
Задачи в стихах |
|
||||||||||
58. |
Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами |
|
||||||||||
59. |
Дерево возможностей. |
|
||||||||||
60. |
Дерево возможностей. Блиц-турнир |
|
||||||||||
61. |
Математические игры, лабиринты, кроссворды. |
|
||||||||||
62. |
Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. |
|
||||||||||
63. |
Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). |
|
||||||||||
64. |
Прятки с фигурами |
|
||||||||||
|
65. |
Симметрия. Симметричные фигуры. |
|
|||||||||
|
66. |
Логическая операция «и». |
|
|||||||||
|
67. |
Координатная сетка. |
|
|||||||||
|
|
Решение логических задач и задач-шуток. |
|
|||||||||
|
68. |
Результат действия предметов. |
|
|||||||||
|
69. |
Обратные действия. |
|
|||||||||
|
70. |
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
|
|||||||||
|
71. |
Тест «Отношения». |
|
|||||||||
|
72 |
Порядок действий, последовательность событий. |
|
|||||||||
|
73. |
Комбинаторика. Размещение, сочетание. |
|
|||||||||
|
74. |
Составление загадок, чайнвордов. |
|
|||||||||
|
75. |
Множество. Элементы множества. |
|
|||||||||
|
76. |
Способы задания множества. |
|
|||||||||
|
77. |
Сравнение множеств. |
|
|||||||||
|
78. |
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
|
|||||||||
|
79. |
Решение задач с использованием понятий о множествах. |
|
|||||||||
|
80. |
Выражения и высказывания. |
|
|||||||||
|
81. |
Высказывания со связками «и», «или». |
|
|||||||||
|
82. |
Отрицание. |
|
|||||||||
|
83. |
Выражения и высказывания |
|
|||||||||
|
84. |
Промежуточная аттестация. Итоговый тест. |
|
|||||||||
|
85. |
. Работа над ошибками. Итоговое занятие |
|
|||||||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.