Пояснительная записка
Настоящее Положение разработано в соответствии с
· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.12. (с изменениями и дополнениями);
· Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598)
· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи СП 2.4.3648-20 Постановление № 28 от 28.09.2020 г.;
· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.2. Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП.
1.3.Время, отведённое на внеурочную деятельность обучающихся, составляет 10 часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной аудиторной нагрузки обучающихся. Количество часов зависит от образовательных потребностей участников образовательных отношений в ходе достижения планируемых результатов освоения АООП и возможностями ОУ по удовлетворению данных потребностей в текущем учебном году.
1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности обучающихся формируется с учётом психофизических особенностей обучающихся, требований ФГОС и пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путём анкетирования обучающихся или родителей (законных представителей).
1.5. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением (далее ОУ) могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
Изучение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Программа «Компьютерная азбука» построена для обучающихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне.
подготовка учащихся к использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности.
Основные задачи общего учебного процесса программы «Компьютерная азбука»:
Ø формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
Ø формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
Ø формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
Ø формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "не", "найдется", "для всех";
Ø привитие необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
· системность;
· гуманизация;
· междисциплинарная интеграция;
· дифференциация;
· дополнительная мотивация через игру;
Примерная структура занятия:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (8—10 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Работа за компьютером (10-15 мин).
6. Релаксация (1 мин)
7. Подведение итогов (2 мин.).
Форма обучения – очная.
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:
Ø роль информации в деятельности человека;
Ø источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
Ø виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
Ø овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации, вывод информации на печать);
Ø понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
Ø познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
Ø познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
Ø научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
Ø узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
Ø узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
Ø типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
Ø способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
Ø назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
Ø этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
Ø ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
Ø выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
Ø выявлять
причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;
Ø решать логические задачи;
Ø решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
Ø организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
Ø вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
Ø работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
Ø вводить текст с помощью клавиатуры;
Ø производить поиск по заданному условию.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания
и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
Ø применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
Ø придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
· внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
· принятие образа «хорошего ученика»;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Компьютерная азбука»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Познавательные
· начало формирования навыка поиска необходимой; сбор информации;
· обработка информации (с помощью ИКТ);
· анализ информации;
· передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
· использовать общие приёмы решения задач;
· контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
· моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
· синтез;
· сравнение;
· классификация по заданным критериям;
· установление аналогий;
· построение рассуждения.
Регулятивные
· начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· умение выполнять учебные действия в устной форме;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
· адекватно воспринимать предложения педагога по исправлению допущенных ошибок;
· выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения.
Коммуникативные
· работать в группе;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации программы «Компьютерная азбука» – игры, соревнования, конкурсы.
Учебно - тематический план
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
По плану |
По факту |
Компьютерная поддержка |
1 |
Введение в предмет. Правила техники безопасности, правила поведения в компьютерном классе. |
1 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Правила поведения в компьютерном классе» |
2 |
Возможности персонального компьютера. |
2 |
|
|
Презентация «Мой друг – компьютер» |
3 |
Компьютер и его основные устройства. |
2 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Компьютер и его основные устройства» |
4 |
Компьютер и его основные устройства. |
2 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Основные части компьютера» |
5 |
Применение персонального компьютера. |
2 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Применение персонального компьютера» |
6 |
Указатели и курсоры |
2 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Указатели и курсоры» |
7 |
Курсоры мыши |
2 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Курсоры мыши» |
8 |
Текстовый курсор |
2 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Текстовый курсор» |
9 |
Курсор. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. |
2 |
|
|
Программа «Страна «Фантазия» - «Собери картинку» |
10 |
Что такое пиктограмма |
1 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Что такое пиктограммы» |
11 |
Разнообразие пиктограмм |
1 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Разнообразие пиктограмм» |
12 |
Пиктограммы на экране компьютера |
1 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Пиктограммы на экране компьютера» |
13 |
Мышь. Пиктограммы |
1 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Мышь. Пиктограммы» |
14 |
Предмет и его свойства. |
1 |
|
|
Программа «Страна «Фантазия» - программа «Укажи лишнего» |
15 |
Состав предметов. Выявление существенного признака предметов.
|
2 |
|
|
Программа «Страна «Фантазия» - программа «Третий-лишний»» |
16 |
Порядок действий. Последовательность событий. Возрастание, убывание. |
3 |
|
|
Программа «Страна «Фантазия» - программа «Последовательности» |
17 |
Множества и его элементы. |
1 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества» |
18 |
Способы задания множеств. |
1 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества» |
19 |
Сравнение множеств. |
1 |
|
|
Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия – 1 год обучения – «Множества» |
20 |
Знакомство с текстовым редактором Word. |
2 |
|
|
Текстовый редактор Word. |
21 |
Набор текста |
4 |
|
|
«Азбука Роботландии» «Набор текста» |
22 |
Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац. Перемещение по тексту. |
8 |
|
|
Текстовый редактор Word. |
23 |
Создание и сохранение текстового документа. |
2 |
|
|
Текстовый редактор Word. |
24 |
Игровые задания на внимание, мышление, головоломки, познавательные, математические игры. |
12 |
|
|
Сайт Malysh.club |
25 |
Зеркальное отражение. |
4 |
|
|
Программа «Страна «Фантазия» - «Орнамент» Презентация «Зеркальное отражение или путешествие в Зазеркалье» |
26 |
Симметрия. |
4 |
|
|
Программа «Страна «Фантазия» - «Зазеркалье» Презентация «Симметрия или путешествие по Зазеркалью» |
27 |
Повторение изученного |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО |
68 |
|
|
|
Содержание программы:
Вводное (1 часа)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Компьютер и его основные устройства.
Компьютерная грамотность (20 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.
Устройства ввода и вывода. Клавиатура. Работа на клавиатуре.
Окно. Заголовок окна. Меню и панели
Отличительные признаки и составные части предметов (10 часов)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение множеств. Способы задания множеств.
Текстовый редактор Word (16 часов)
Окно. Заголовок окна. Меню и панели
Знакомство с текстовым редактором Word. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.
Введение в логику (20 часов)
Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Зеркальное отражение. Симметрия.
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные применения компьютеров;
- знать основные устройства компьютеров;
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из её частей;
- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint, текстовом редактор Word.
Методические материалы
Оснащение образовательного процесса:
Пакет компьютерных педагогических программных средств «Страна Фантазия», 1 класс, авторы Тур С.Н., Бокучава Т.П.
Пакет «Роботландия»
CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
CD: «Азбука Роботландии» «Компьютер», учебник.
CD: «Азбука Роботландии» «Компьютер», методичка
Сайт: Malysh.club
Список литературы
1. Агафонова И. Н. Учимся думать. Сб. занимательных задач, тестов и упражнений. СПб.:М и М — Экспресс, 1996.
2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3
3. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей-СПб.,1996;
4. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3
5. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2
6. Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
7. Горячев А. В., Волкова Т. О., Горина К. И., Лобаче-ва Л. Л., Спиридонова Т. Ю., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах / Под ред. А. В. Горячева. М.: Экспресс, 1996.
8. Зарецкий Д. В. и др. Информационная культура. Модуль «Класс 1»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
9. Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1991.
10. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2
11. Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы). СПб.: Лань, МИК, 1996.
12. Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей). М.: Эйдос, 1995.
13. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
14. Первин Ю. А., Дуванов А. А., Зайдельман Я. Н., Голь-цман М. А. Роботландия. Книга для школьника. М., 1991.
15. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3
16. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
17. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
18. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.