|
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (коррекционно-развивающего направления) педагога-психолога МБОУ «СОШ № 39» для ребенка с РАС с ЗПР Приложение к адаптированной образовательной программе воспитанника средней группы
Срок реализации программы: 1 год.
|
2018-2019 у г
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ______________________________________3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ _______________________________6
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ _____________________________13
Литература ____________________________________________________14
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра .
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
· Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ;
· Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
· Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для воспитанников с РАС;
· Адаптированная образовательная программа для детей с РАС Устав
Программа составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии ; она строится с опорой на понимание причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, сильные стороны ребенка и компенсирует дефициты, имеющиеся в его развитии.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания ребенка среднего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра .
Основной базой рабочей программы является:
-Программа Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно –развивающее
обучение и воспитание».
- Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с РДА приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Срок реализации программы 1 год.
1.2. Актуальность программы:
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
Цель программы:
Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.
Задачи программы:
Ø Формирование эмоционального контакта в процессе эмоциональных игр, создание эмоционально положительного настроя;
Ø Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
Ø Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
Ø Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
Ø Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий педагогом;
Ø Развитие целенаправленных предметно-практических действий с предметами в процессе игры;
Ø Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)
Принципы построения программы.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Единство диагностики и коррекции.
3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
4. Комплексность методов психологического воздействия.
5. Возрастание сложности.
6. Учет объема и степени разнообразия материала.
Этапы работы по реализации Программы:
1. Организационно-методический этап.
· Включает определение индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения по рекомендации комиссии центральной психолого-медико-педагогической комиссии .
2. Диагностический этап.
· Проведение входной (в начале года) индивидуальной диагностики, сбор анамнестических данных.
3. Коррекционно–развивающий этап.
· Индивидуальные занятия.
4.Диагностический этап (промежуточный в декабре согласно ИОМ).
· Индивидуальная диагностика формирования компетенций.
5.Организационно-методический этап (корректировочный)
· Внесение изменений в вариативную часть программы.
6. Коррекционно–развивающий этап.
· Индивидуальные занятия.
7. Заключительный этап.
· Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. Диагностическое обследование ребенка.
Планируемые результаты освоения программы.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются следующие
особенности поведения:
* поведение, не приносящее вред самому себе;
* отсутствие проявлений агрессии;
* любой вид деятельности целенаправлен и выполняется до полного
завершения;
*ребенок не берет в рот несъедобные предметы;
* ребенок адекватно переносит зрительный и тактильный контакт.
В рамках выполнения задачи по коррекции эмоциональной сферы:
Ребенок в эмоциональном плане становится более спокойным.
Ребенок готовь к коммуникативному взаимодействию с педагогом.
В рамках выполнения задачи по формированию игровых действий и умений:
Игра характеризуется наличием игровых действий, умений, сюжета. Игрушки используются в соответствии с их функциональным назначением.
Ребенок умеет выполнять элементарную цепочку игровых
действий.
Стереотипные действия уменьшаются в своем количестве. Игра
становится коммуникативной. Появляются элементы сюжетной игры;
В рамках выполнения задачи развитие коммуникативных навыков:
ребенок умеет приветствовать других людей, прощаться, говорить спасибо, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых.
2. Содержательный раздел.
2.1 Психолого-педагогическое обследование детей с РАС.
Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой.
Исследование поведения основывается на наблюдении за действиями ребенка.
Одними из признаков аутизма являются трудности в формировании
целенаправленного поведения. Поэтому при обследовании ребенка обращается внимание на возможные проявления негативизма, возбудимости,
расторможенности, отвлекаемости, несобранности, неадекватности, агрессивности.
В результате обследования детей с РДА дополнительно могут быть выявлены
следующие особенности поведения:
* поведение, приносящее вред самому себе (кусание собственных рук, удары
по голове и т. п.);
* агрессивное поведение ( нападение на других детей);
* прекращение деятельности (бросание предметов, крик, уход из-за стола);
* взятие в рот несъедобных предметов, эхолалия;
* дефицит поведения (нежелание физического контакта, неконтролируемое
поведение).
При диагностике эмоционального состояния ребенка с ранним детским аутизмом следует обращать внимание на то, как он воспринимает окружающую действительность и как относится к различным фактам жизни, какие чувства испытывает к происходящему. Определяются преобладающие в эмоциональной сфере аутичного ребенка формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессы. При диагностировании опираются на девять основных эмоциональных состояний, имеющих положительный (интерес, радость), отрицательный (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) и нейтральный (удивление) характер.
При обследовании игровой деятельности ребенка обращается внимание на уровень его взаимодействия во время игры с другими детьми (игра одиночная, рядом, с кратковременным либо долговременным взаимодействием). Выясняется наличие игровых действий, умений, сюжета. Обращается внимание на использование игрушки в соответствии с ее функциональным назначением, использование предметов-заместителей, умение выполнять цепочку игровых действий
2.2.Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком.
Второй этап – усиление психологической активности детей.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка.
2.3.Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент- настроить ребенка на совместную работу, установить контакт с ним.
Основные процедуры работы:
• Приветствие
• Игры на развитие навыков общения.
2 часть. Основная.
В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование поведения, эмоциональному воспитанию , а также формирование игровой деятельности
Основные процедуры:
• Игры
• Задания
• Упражнения
• Совместная деятельность.
3 часть. Заключительная. Ритуал прощания.
Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченность ребенка и взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.
Методические требования к занятиям:
— любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;
— объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;
— речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;
— не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. В процессе общения с ребенком целесообразно переходить на шепотную речь;
— после выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует обязательного поощрения.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
2.4.Календарно- тематическое планирование
№ |
Тема |
Игры и упражнения |
Дата по плану |
Дата фактическая |
1-2
|
Создание эмоционально положительного настроя. Формирование эмоционального контакта. Формирование способности к подражанию. Развитие осознания себя, слухового внимания, формирование схемы тела. Учить устанавливать сходство предметов путем зрительного анализа. Развивать мелкую моторику. |
Приветствие «Солнышко» «Ручки» «Мой кубик, твой кубик» (97 И) Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование Дьенеш. Игра с пальчиками « Про кулачок с ладошкой» (117 И) Сенсорная игра- матрешка. Вкладыши. Игра на ксилофоне (по очереди с педагогом «Твоя очередь», игра по цвет полосочкам). Прощание. |
2 неделя сентября |
|
3-6
|
Приветствие «Солнышко». Игра «Закружились, завертелись» (99 И). Игра «Кто спрятался?» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Игра «Ласковый ребенок» Конструирование «Дорожка» Игра с пальчиками « Куколка» (126 И). Соотнесение картинки и предмета, лото Конструирование Дьенеш. Сортировка по цвету. Сенсорная игра «Матрешка» Игра с бубном (по очереди с педагогом «Твоя очередь»). Прощание.
|
3-4 неделя сентября |
|
|
7-14
|
Приветствие «Солнышко». Игра «Прячем ручки»(фасоль) Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Игра «Кто это?» Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Конструктор «Притворщик»(веселый, грустный) Строим гараж из конструктора Сортировка по форме. Конструирование Дьенеш. Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..) Чудесный мешочек (найди такой же) Игра с пальчиками «Ладошка» (117 И) Ритмическая музыка - танцы Прощание. |
1- 4 неделя октября |
|
|
15-24
|
Приветствие «Солнышко». Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр живот). Конструирование «Стол и стул для матрешки» Ритмическая игра «Черепаха» Игра на подражание «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты». Конструктор «Притворщик»(веселый, грустный, злой) Соотнесение картинки и предмета, лото Стержни собери по цвету, форме Речедвигательная игра «Зайка серенький сидит» заяц рукавичка Световой стол – зайка. Сортировка по теме... Игра с пальчиками «Человечек» (117 И) Игра с маракасами (по очереди с педагогом «Твоя очередь»). Прощание.
|
1-5 неделя ноября |
|
|
25 -32 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Та-та-та два кота» Мемо «Эмоции» Конструирование «Гараж» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр жив). Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..) Игра «Кого не стало?» Конструирование Дьенеш. Речедвигательная игра «Мишка косолапый по лесу идет» + мишка рукавичка Чудесный мешочек (найди шишку среди мячей) Сортировка по теме... Световой стол - мишка Песенка про зиму. Прощание. |
1-4 неделя декабря |
|
|
33-37 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Та-та-та два кота» Магнитная рыбалка «Эмоции» Конструктор «Притворщик»( веселый грустный, злой) Конструирование «На улице дома» (водим машину). Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование Дьенеш. Соотнесение картинки и предмета, лото Сенсорные игры. Геометрический паровозик Игра с пальчиками «Рыбки» (118 И) Песенка про зиму.
|
2-3 неделя января |
|
|
38-43 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Покажи нос» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься) Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Конструирование «Ворота» Соотнесение картинки и предмета, лото Рисование и стирание пальчиком на доске. Игра с прищепками. Чудесный мешочек «Найди такой же». Игра с пальчиками «Коза» (118 И ) Игра «Принеси такую же» Ритмическая музыка. |
1-4 неделя февраля |
|
|
44-51 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Покажи нос» Игра «Кто спрятался?» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). Конструирование «Мебель» Рисование и стирание пальчиком на доске. Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься) Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Игра с крупой «Найди игрушку» Речедвигательная игра «Ручки в стороны в кулачок» (100 И) Сортировка овощей. Игра на ксилофоне (по очереди с педагогом «Твоя очередь», игра по цвет полосочкам). Прощание. |
1-4 неделя марта |
|
|
52-59 |
Приветствие «Солнышко». Ритмическая игра «Покажи нос» Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я»). «Притворщик»( веселый грустный, злой) Нарисуй лицо. Соотнесение картинки и предмета, лото. Игра с прищепками. Сортировка овощей. Речедвигательная игра «Мальчики и девочки» (102 И) Прощание. |
1- 4 неделя апреля |
|
|
60-67 |
Приветствие «Солнышко». Имитация (повторение движений за взрослым «Делай, как я» изобр живот). Конструирование «Улица» Ритмическая игра «Черепаха» Пантомима (покажи как плачешь, как злишься, смеешься) Игра «Угадай, что я делаю?» (сплю, плачу, пью, расчесываюсь, ам-ам) Игра «Принеси такую же» Игра «Кто спрятался?» Игра «Я ходила в зоопарк (магазин) и увидела..» (теперь у меня есть слон и черепаха, теперь ты..) Игра «Кого не стало?» Игра «Деревянные ключики» Речедвигательная игра «Ванька-встанька» (101 И) Тактильный мешочек. Ритмическая музыка. Прощание. |
1-4 неделя мая |
|
|
68-71 |
|
Игры с песком и водой. |
1-2 неделя июня |
|
|
|
Итого |
71 |
|
3. Организационный раздел
Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по май и включает индивидуальные (комплексные) занятия с ребёнком. Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью не более 20 мин.
Материально-техническое оснащение:
№ п/п |
Наименование |
Назначение |
Особенности |
Дополнение педагогами |
МЕБЕЛЬ |
||||
1. |
Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные). |
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. |
Крышка столов – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). |
Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения вида деятельности. |
2 |
Стулья на регулируемых ножках |
Проведение фронтальных и подгрупповых занятий. |
Сиденья и спинки стульев – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). |
Маркировка по росту детей. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
||||
1. |
Наличие мультимедийного оборудования |
Компьютер |
|
Пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
||||
1. |
Доска с покрытием для рисования и письма мелом. |
Рисование и запись знаков, букв, цифр и др. |
Расположение на уровне глаз детей. |
- |
2. |
Принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, цветная бумага;
|
Закрепление и анализ занятия. |
- |
- |
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Ручки».
Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
ИГРА «КТО СПРЯТАЛСЯ?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры:
Педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом педагог находится рядом или за спиной у ребенка . Игру можно повторить несколько раз.
ИГРА «ЛАСКОВЫЙ РЕБЕНОК»
Цель: учить ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с взрослым.
Оборудование: Кукла
Ход игры:
Ребенок сидит на стуле перед педагогом. Педагог берет в руки куклу и показывает, как можно ее обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какая хорошая куколка. Я ее обниму, вот так. Посмотрю ей в глазки, улыбнусь вот так. Посмотри Анечка, как я ее обнимаю, вот так. Я смотрю ей в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Далее педагог вызывает к себе ребенка. «Ах, какая хорошая Анечка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Взрослый предлагает ребенку повторить все свои действия только с куклой, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания педагог подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Анечка обняла куклу, посмотрела ей в глазки, улыбнулась. Вот какая Анечка ласковая девочка!».
«Покажи нос»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Содержание:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку.
Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела.
Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать
другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
ИГРА «КТО ЭТО?»
Цель: формирование умения узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры:
Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (педагог с помощью жеста показывает на себя). Затем просит ребенка показать жестом на себя (и на педагога). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то педагог берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
Раз-два-три, посмотри
Раз-два-три, посмотри,
Это – я, это – ты.
Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других.
Рыбка плавала в пруду
Ритмическая игра.
Рыбка плавала в пруду.
Папа выловил одну.
Мама жарила полдня.
Ну а съел, конечно, я!
Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами.
Игры с крупами
Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.
Прячем ручки
Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”
Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.
Игра «Покормим птичек».
Цель: развитие активности
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
«Рисование: горизонтальные линии»
Цель: улучшать контроль рук и развивать навык рисования. Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш, маркер.
Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек.
Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз.
Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа.
Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми
Игры с песком
Развивающие игры с песком: 8 направлений 1. Развитие мелкой моторики Песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук. 2. Сенсорное восприятие. Песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. 3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей. 4. Развитие творческого мышления. Песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс. 5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Ролевые игры с песком Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог. 6. Развитие речи Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт. 7. Тренировка внимания Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! 8. Спокойствие и расслабление
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.
В играх с ритмами используйте следующие приемы:
– хлопки в ладоши;
– топанье ножками;
– прыжки в определенном ритме;
– танцы;
– проговаривание текстов стихотворений;
– пение детских песенок.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.
Тук-тук- стучим кулачками
Да-да- бьём в ладоши
Можно к вам- кулачки
Рад всегда- ладоши
Игра «Погладь зайку».
Психолог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.