МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»
Рассмотрено на педагогическом совете № от . .2022г. |
Согласовано заместитель директора |
Утверждено приказом директора школы Тесаловская М.Н. _______ № ____ от _______2022г
|
Рабочая программа
психокоррекционного курса
«Коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы»
адаптированной образовательной программы
начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с легкой степенью умственной отсталости
5-9 классы
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Составитель: Тетерина Елена Михайловна
Педагог-психолог
п.Васильевское
2022г.
Программа имеет нормативно-правовую основу разработки индивидуальной адаптированной коррекционно-развивающей программы педагога-психолога для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья:
-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
-Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.
-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";
-Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
-Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
- реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
- осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.
Принципы коррекционной работы.
Основными принципами содержания программы являются:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
- Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).
Рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действия. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом, повышение успеваемости по предметам учебного плана, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся: оказание дозированной помощи, индивидуальная психолого – педагогическая поддержка, использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка, сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций. Подбор заданий, подготавливающих к восприятию трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания, преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр и др.
Психологические особенности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерно:
- Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;
- Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Дети сравнивают явления и предметы по внешним признакам;
- Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;
- Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;
- Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;
- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;
- Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.
Формы организации психологической коррекции:
Длительность занятий 25 – 30 минут, согласно нормам СанПиН, 1 раз в неделю.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Для достижения наибольшего результата на коррекционно-психологических занятиях используются следующие методы:
- методы повышения познавательной активности (анализ, сравнения, моделирование, вопросы, повторения, решение логических задач, экспериментирование);
- методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала);
- методы повышения эмоциональной активности (элементы новизны, драматизация, воображение ситуаций, придумывание стихотворений, загадок);
- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм деятельности, постановка системы перспектив: ближней, средней и дальней);
- методы развития творчества, творческих качеств (мотивирование деятельности детей, проблемные задачи и ситуации, прогнозирование, предположения, догадка, творческие задания, дискуссии, создание креативного поля)
Для создания комфортного психо-эмоционального режима коррекционно-психологические занятия проводятся с использованием следующих технологий:
- Здоровьесберегающие технологии:
*сказкотерапия;
*дыхательная гимнастика;
*развитие тонкой моторики рук, общей моторики;
*самомассаж;
*кинезиологические упражнения;
*релаксация.
- Технология моделирования и проигрывания сказок.
- Информационно-коммуникативная технология.
- Арт-терапии (через стихотворения, сказки, рассказ, рисунок).
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с легкой степенью умственной отсталости и рекомендованной программой обучения согласно заключениям ПМПК.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и/или индивидуальной форме на базе ОО.
Курс программы рассчитан на 34 часа (в пятом классе – 28 часов), с периодичностью 1 раз в неделю.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК, от сложности дефекта, от его нарушений. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ОВЗ можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы. Программа варьируется в зависимости от восприятия и усвоения материала, т.е. количество часов может меняться.
2. Содержание программы.
Содержание работы условно делится на несколько этапов. Коррекционно-психологическая работа ведется в трех основных направлениях: на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Педагог-психолог вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, с учетом программного материала по оптимизации нервно-психического состояния и развитию когнитивной сферы. При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.
Этапы реализации программы.
Диагностический этап.
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- проведение комплексной социально – психолого - педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, выявление их резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей;
- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.
Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Основной этап коррекционного обучения.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сфер;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
Главный принцип коррекционной работы – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия психолога и учащегося, для решения коррекционных и развивающих задач.
Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Важно учитывать не только то, что учащиеся знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».
Итоговый этап (обследование).
На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная диагностика.
Консультативная работа.
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.
Информационно-просветительская работа.
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанными с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ.
В системе ценностных отношений обучающегося:
• Положительное отношение к школе.
• Принятие социальной роли ученика.
• Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Способность к оценке своей учебной деятельности.
• Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
• Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
• Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
• Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
В познавательной сфере:
• Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
• Использовать элементы причинно-следственного анализа;
• Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
• Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
• Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
• Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
В коммуникативной сфере:
• Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
• Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
3. Организационный раздел.
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
Дата |
1 |
Диагностика на начало года |
2 |
|
2 |
Коррекция эмоционально – волевой сферы, создание условий для формирования коммуникативной компетенции |
||
Точки опоры и точки роста в новом учебном году. |
1 |
|
|
Мои планы. Схема-визуализация планируемых достижений. |
1 |
|
|
Язык жестов и движений. Пантомимика и мимика |
1 |
|
|
Деловое общение. Правила делового общения. |
1 |
|
|
Коммуникация. Виды общения (деловое, эмоциональное, познавательное) |
1 |
|
|
Кто я? Мой автопортрет |
1 |
|
|
Мое настроение |
1 |
|
|
О дружбе |
1 |
|
|
Конфликт. Мое поведение в трудных ситуациях |
1 |
|
|
Моя семья. Взаимоотношения с родными |
1 |
|
|
3 |
Коррекция и развитие познавательной деятельности |
||
Развитие движений пальцев |
1 |
|
|
Развитие движений кистей рук |
1 |
|
|
Концентрация внимания |
1 |
|
|
Переключение внимания |
1 |
|
|
Распределение внимания |
1 |
|
|
Объем внимания |
1 |
|
|
Практическое выделение формы, величины и зрительное восприятие формы |
1 |
|
|
Целое и часть |
1 |
|
|
Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями |
1 |
|
|
Развитие зрительной и слуховой памяти |
1 |
|
|
Логическая память |
1 |
|
|
Опосредованное запоминание |
1 |
|
|
Развитие наглядно – образного мышления |
1 |
|
|
Развитие элементов логического мышления |
1 |
|
|
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез |
|||
Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение |
1 |
|
|
Решение логических задач |
1 |
|
|
Установление причинно-следственных связей |
1 |
|
|
Установление функциональных связей между предметами |
1 |
|
|
Составление рассказа по картине |
1 |
|
|
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
1 |
|
|
Итоговая диагностика |
2 |
|
|
Всего: |
34 часа |
|
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
Дата |
1-2 |
Диагностика на начало года |
2 |
|
3 |
У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек? |
1 |
|
4 |
Развитие внутреннего плана действия |
1 |
|
5 |
Как звучит агрессия? Конструктивное реагирование на агрессию. |
1 |
|
6 |
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. |
1 |
|
7 |
Практическая работа «Управление гневом» Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми |
1 |
|
8 |
Учимся договариваться Практическая работа «Договор» |
1 |
|
9 |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
|
10 |
Развитие внимания и мышления |
1 |
|
11 |
Зачем человеку нужна уверенность в себе. Источники уверенности в себе |
1 |
|
12 |
Развитие умения дифференцировать чувства. |
1 |
|
13 |
Какого человека мы называем неуверенным в себе. Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного человека». |
1 |
|
14 |
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. |
1 |
|
15 |
Я становлюсь увереннее. Уверенность и самоуважение |
1 |
|
16 |
Существенное и несущественное. |
1 |
|
17 |
Уверенность и уважение к другим. Уверенность в себе и милосердие. Уверенность в себе и непокорность. |
1 |
|
18 |
Развитие логического мышления. |
1 |
|
19 |
Практическая работа «Умение сказать «нет» |
1 |
|
20 |
Развитие внимания |
1 |
|
21 |
Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте. |
1 |
|
22 |
Учимся сравнивать. |
1 |
|
23 |
Тест «Стиль поведения в конфликте» Конструктивное разрешение конфликтов |
1 |
|
24 |
Развитие воображения. |
1 |
|
25 |
Практическая работа «Стили поведения в конфликтах». Конфликт как возможность развития |
1 |
|
26 |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
|
27 |
Готовность к разрешению конфликта. Практическая работа «Деловая игра «Конфликт» |
1 |
|
28 |
Развитие логических форм вербального мышления. |
1 |
|
29 |
Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека. |
1 |
|
30 |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). |
1 |
|
31 |
Тест «Ценностные ориентации» Ценности подростков |
1 |
|
32 |
Развитие пространственных представлений. |
1 |
|
33-34 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года. |
2 |
|
|
Всего: |
34 |
|
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
Дата |
1-2 |
Диагностика на начало года |
2 |
|
3 |
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез). |
1 |
|
4 |
Развитие внутреннего плана действия. |
1 |
|
5 |
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности. |
1 |
|
6 |
Мои эмоции. |
1 |
|
7 |
Развитие внимания. |
1 |
|
8 |
Чувства «полезные» и «вредные». |
1 |
|
9 |
Развитие памяти. |
1 |
|
10 |
Нужно ли управлять своими эмоциями? |
1 |
|
11 |
Развитие логического мышления |
1 |
|
12 |
Что такое страх? |
1 |
|
13 |
Установление закономерностей. |
1 |
|
14 |
«Я — образ». |
1 |
|
15 |
Развитие словесно-логического мышления. |
1 |
|
16 |
Труд в жизни человека и общества. |
1 |
|
17 |
Установление закономерностей. |
1 |
|
18 |
Мои эмоции. Оценка собственных реакций и действий. |
1 |
|
19 |
Развитие внутреннего плана действия. |
1 |
|
20 |
Развитие внимания. |
1 |
|
21 |
Чувства «полезные» и «вредные». |
1 |
|
22 |
Развитие памяти. |
1 |
|
23 |
Нужно ли управлять своими эмоциями? |
1 |
|
24 |
Развитие логического мышления |
1 |
|
25 |
Установление закономерностей. |
1 |
|
26 |
«Я — образ». |
1 |
|
27 |
Развитие словесно-логического мышления. |
1 |
|
28 |
Труд в жизни человека и общества. Профессии. |
1 |
|
29 |
Мои эмоции. Индивидуальные и общественные ценности |
1 |
|
30 |
Развитие внимания. |
1 |
|
31 |
Нужно ли управлять своими эмоциями? |
1 |
|
32 |
Развитие логического мышления |
1 |
|
33-34 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года. |
2 |
|
|
Всего: |
34 |
|
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
Дата |
1 |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года (1 час) |
1 |
|
2 |
Вводное занятие. |
1 |
|
3 |
Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности. |
1 |
|
4 |
Развитие чувства ответственности за принятое решение. |
1 |
|
5 |
Развитие произвольного внимания. |
1 |
|
6 |
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. |
1 |
|
7 |
Развитие устойчивости и концентрации внимания. |
1 |
|
8 |
Развитие рефлексивной деятельности. |
1 |
|
9 |
Развитие слуховой, зрительной памяти. |
1 |
|
10 |
Формирование адекватной самооценки. |
1 |
|
11 |
Развитие вербальной памяти. |
1 |
|
12 |
Развитие социального интеллекта. |
1 |
|
13 |
Индивидуальность и неповторимость личности. |
1 |
|
14 |
Развитие словесно-логического мышления. |
1 |
|
15 |
Индивидуальность и неповторимость личности. |
1 |
|
16 |
Установление закономерностей. |
1 |
|
17 |
Формирование адекватной самооценки. |
1 |
|
18 |
Развитие произвольного внимания. Работа со схемами и таблицами. |
1 |
|
19 |
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. |
1 |
|
20 |
Развитие логического мышления. |
1 |
|
21 |
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. |
1 |
|
22 |
Развитие логического мышления. Решение аналитических задач. |
1 |
|
23 |
Развитие чувства ответственности за принятое решение. |
1 |
|
24 |
Развитие логического мышления. Что нам говорят схемы. |
1 |
|
25 |
Установление закономерностей. |
1 |
|
26 |
Индивидуальность и неповторимость личности. |
1 |
|
27 |
Установление закономерностей. Известное и неизвестное. |
1 |
|
28 |
Индивидуальность и неповторимость личности. Оценка. |
1 |
|
29 |
Развитие словесно-логического мышления. Цепочка рассуждений
|
1 |
|
30 |
Индивидуальность и неповторимость личности. Осознание.
|
1 |
|
31 |
Установление закономерностей. Сравнение
|
1 |
|
32 |
Развитие социального интеллекта. Контроль своих эмоций. Применение методов саморегуляции. |
1 |
|
33 |
Развитие устойчивости и концентрации внимания. |
1 |
|
34 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года. |
1 |
|
|
Всего: |
34 |
|
№ п/п |
Тема |
Количество занятий |
Дата |
1-2 |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
|
2 |
|
3 |
Вводное занятие.
|
|
|
4 |
Подросток и его психосоциальная компетентность. Формирование навыков построения внутреннего плана действий |
|
|
5 |
Знакомство и отработка методов тренировки внимания. |
|
|
6 |
Подросток и его психосоциальная компетентность. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях.
|
|
|
7 |
Знакомство и отработка методов тренировки эффективного запоминания.
|
|
|
8 |
Подросток и его психосоциальная компетентность. Обращение к собственному опыту
|
|
|
9 |
Какая бывает информация? |
|
|
10 |
Знакомство с методами тренировки мышления. |
|
|
11 |
Какая бывает информация? Перевод визуальной информации в вербальную и наоборот. |
|
|
12 |
Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. |
|
|
13 |
Как лучше подать информацию? Аргументация.
|
|
|
14 |
Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. Построение гипотез. |
|
|
15 |
Как лучше подать информацию? Альтернативные точки зрения.
|
|
|
16 |
Развитие творческого мышления. |
|
|
17 |
Как лучше подать информацию? Трансформация информации.
|
|
|
18 |
Развитие логического мышления. |
|
|
19 |
Барьеры на пути информации.
|
|
|
20 |
Развитие логического мышления. Построение, проверка или опровержение гипотез. |
|
|
21 |
Барьеры на пути информации. Ошибки в получаемой информации.
|
|
|
22 |
Установление закономерностей. |
|
|
23 |
Барьеры на пути информации. Их преодоление
|
|
|
24 |
Установление закономерностей. Последовательности |
|
|
25 |
Стили общения. Вопрос-ответ. |
|
|
26 |
Развитие словесно-логического мышления. |
|
|
27 |
Стили общения. «Манера общения». |
|
|
28 |
Развитие словесно-логического мышления. Установление смысловых связей в окружающем мире. |
|
|
29 |
Стили общения. Классификация манер общения. |
|
|
30 |
Знакомство и отработка методов тренировки внимания на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
|
|
|
31 |
Что такое конфликт? |
|
|
32 |
Знакомство с методами тренировки мышления. Смысловые связи в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования.
|
|
|
33-34 |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
|
|
|
|
Всего:
|
34 |
|
Литература.
1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
3. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
6. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
8. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
11. Самоукина Н.В. «Практический психолог в школе» М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
12. Надежда Слободяник г. Москва 2000 «Уроки общения для младших подростков»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.