Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 5-9 классов с легкой степенью УО "Коррекция познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы"
Оценка 4.8

Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 5-9 классов с легкой степенью УО "Коррекция познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы"

Оценка 4.8
docx
01.08.2022
Рабочая программа коррекционного курса для обучающихся 5-9 классов с легкой степенью УО "Коррекция познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы"
РП_УО_5-9 кл_Коррекция позн деят-ти и эм-вол сферы.docx

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

 

Рассмотрено на педагогическом совете №

 от   .   .2022г.

Согласовано

заместитель директора

Утверждено

приказом директора школы Тесаловская М.Н. _______

№ ____ от _______2022г

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

психокоррекционного курса

«Коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы»

 адаптированной образовательной программы

 начального общего образования

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с легкой степенью умственной отсталости

5-9 классы

 

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

 

 

 

 

 

 

Составитель: Тетерина Елена Михайловна

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

п.Васильевское

2022г.

Пояснительная записка

 

Нормативные документы.

Программа имеет нормативно-правовую основу разработки индивидуальной адаптированной коррекционно-развивающей программы педагога-психолога для несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья:

-Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

-Письмо Минобразования России от 01 октября 2008 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.

-Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования";

-Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

-Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Цели, задачи программы курса

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи программы: 

-        диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); 

-        формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;

-        развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

-        реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));

-        осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Принципы коррекционной работы.

Основными принципами содержания программы являются:

-        Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призваны решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

-        Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

-        Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

-        Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-        Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

-        Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.

-        Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).

Рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная психолого - педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действия. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование мотивации к учению, способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью, навыки сотрудничества в учебной ситуации, ориентированность на достижение результата, проявление самостоятельности. В процессе реализации программы формируются базовые учебные действия (БУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Результативность реализации программы определяется успешностью обучающихся в усвоении программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом, повышение успеваемости по предметам учебного плана, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся: оказание дозированной помощи, индивидуальная психолого – педагогическая поддержка, использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка, сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций. Подбор заданий, подготавливающих к восприятию  трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания, преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр и др.

Психологические особенности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

 Для детей с легкой степенью умственной отсталости характерно:

- Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;

 - Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Дети сравнивают явления и предметы по внешним признакам;

- Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;

- Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;

- Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;

- Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;

- Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.

Формы организации психологической коррекции:

Длительность занятий 25 – 30 минут, согласно нормам СанПиН, 1 раз в неделю.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Для достижения наибольшего результата на коррекционно-психологических занятиях используются следующие методы:

- методы повышения познавательной активности (анализ, сравнения, моделирование, вопросы, повторения, решение логических задач, экспериментирование);

- методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным материалом, создание ситуации творческого поиска, развитие готовности восприятия материала);

- методы повышения эмоциональной активности (элементы новизны, драматизация, воображение ситуаций, придумывание стихотворений, загадок);

- методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм деятельности, постановка системы перспектив: ближней, средней и дальней);

- методы развития творчества, творческих качеств (мотивирование деятельности детей, проблемные задачи и ситуации, прогнозирование, предположения, догадка, творческие задания, дискуссии, создание креативного поля)

Для создания комфортного психо-эмоционального режима коррекционно-психологические занятия проводятся с использованием следующих технологий:

- Здоровьесберегающие технологии:

*сказкотерапия;

*дыхательная гимнастика;

*развитие тонкой моторики рук, общей моторики;

*самомассаж;

*кинезиологические упражнения;

*релаксация.

- Технология моделирования и проигрывания сказок.

- Информационно-коммуникативная технология.

- Арт-терапии (через стихотворения, сказки, рассказ, рисунок).

Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса.

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов с легкой степенью умственной отсталости и рекомендованной программой обучения согласно заключениям ПМПК.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и/или индивидуальной форме на базе ОО.

Курс программы рассчитан на 34 часа (в пятом классе – 28 часов), с периодичностью 1  раз в неделю.

Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК, от сложности дефекта, от его нарушений. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ОВЗ можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы. Программа варьируется в зависимости от восприятия и усвоения материала, т.е. количество часов может меняться.

2. Содержание программы.

Содержание работы условно делится на несколько этапов. Коррекционно-психологическая работа ведется в трех основных направлениях: на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Педагог-психолог вправе выбирать или менять направления коррекционного обучения, с учетом программного материала по оптимизации нервно-психического состояния и развитию когнитивной сферы. При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.

 

Этапы реализации программы.

Диагностический этап.

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования;

- проведение комплексной социально – психолого - педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся, выявление их резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной сфер и личностных особенностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации детей;

- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.

Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

 

Основной этап коррекционного обучения.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сфер;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

Главный принцип коррекционной работы – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия психолога и учащегося, для решения коррекционных и развивающих задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Важно учитывать не только то, что учащиеся знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

 

Итоговый этап (обследование).

На последнем этапе оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная диагностика.

 

Консультативная работа.

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.

 

Информационно-просветительская работа.

Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанными с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса:

- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Планируемые результаты реализации программы.

 Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер:

В системе ценностных отношений обучающегося:

       Положительное отношение к школе.

       Принятие социальной роли ученика.

       Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

       Способность к оценке своей учебной деятельности.

       Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

       Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

       Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

       Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

       Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

В познавательной сфере:

       Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

       Использовать элементы причинно-следственного анализа;

       Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

       Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

       Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

       Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

В коммуникативной сфере:

       Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

       Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

       Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

       Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

3. Организационный раздел.

Примерное тематическое планирование в 5 классе (28 часов):

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1

Диагностика на начало года

2

2

Коррекция эмоционально – волевой сферы, создание условий для формирования коммуникативной компетенции

Точки опоры и точки роста в новом учебном году.

1

 

Мои планы. Схема-визуализация планируемых достижений.

1

 

Язык жестов и движений. Пантомимика и мимика

1

 

Деловое общение. Правила делового общения.

1

 

Коммуникация. Виды общения (деловое, эмоциональное, познавательное)

1

 

Кто я? Мой автопортрет

1

 

Мое настроение

1

 

О дружбе

1

 

Конфликт. Мое поведение в трудных ситуациях

1

 

Моя семья. Взаимоотношения с родными

1

 

3

Коррекция и развитие познавательной деятельности

Развитие движений пальцев

1

 

Развитие движений кистей рук

1

 

Концентрация внимания

1

 

Переключение внимания

1

 

Распределение внимания

1

 

Объем внимания

1

 

Практическое выделение формы, величины и зрительное восприятие формы

1

 

Целое и часть

1

 

Восприятие пространственных отношений между предметами и их частями

1

 

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

 

Логическая память

1

 

Опосредованное запоминание

1

 

Развитие наглядно – образного мышления

1

 

Развитие элементов логического мышления

1

 

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез

Развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение

1

 

Решение логических задач

1

 

Установление причинно-следственных связей

1

 

Установление функциональных связей между предметами

1

 

Составление рассказа по картине

1

 

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

 

Итоговая диагностика

2

 

Всего:

34 часа

 

 

 

Примерное тематическое планирование в 6 классе (34 часа):

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1-2

Диагностика на начало года

2

 

3

У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек?

1

 

4

Развитие внутреннего плана действия

1

 

5

Как звучит агрессия? Конструктивное реагирование на агрессию.

1

 

6

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

1

 

7

Практическая работа «Управление гневом» Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми

1

 

8

Учимся договариваться Практическая работа «Договор»

1

 

9

Развитие пространственных представлений.

1

 

10

Развитие внимания и мышления

1

 

11

Зачем человеку нужна уверенность в себе.  Источники уверенности в себе

1

 

12

Развитие умения дифференцировать чувства.

1

 

13

Какого человека мы называем неуверенным в себе. Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного человека».

1

 

14

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

1

 

15

Я становлюсь увереннее. Уверенность и самоуважение

1

 

16

Существенное и несущественное.

1

 

17

Уверенность и уважение к другим.  Уверенность в себе и милосердие. Уверенность в себе и непокорность.

1

 

18

Развитие логического мышления.

1

 

19

Практическая работа «Умение сказать «нет»

1

 

20

Развитие внимания

1

 

21

Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте.

1

 

22

Учимся сравнивать.

1

 

23

Тест «Стиль поведения в конфликте» Конструктивное разрешение конфликтов

1

 

24

Развитие воображения.

1

 

25

Практическая работа «Стили поведения в конфликтах». Конфликт как возможность развития

1

 

26

Развитие пространственных представлений.

1

 

27

Готовность к разрешению конфликта. Практическая работа «Деловая игра «Конфликт»

1

 

28

Развитие логических форм вербального мышления.

1

 

29

Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека.

1

 

30

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

1

 

31

Тест «Ценностные ориентации» Ценности подростков

1

 

32

Развитие пространственных представлений.

1

 

33-34

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года.

2

 

 

Всего:

34

 

 

Примерное тематическое планирование в 7 классе:

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1-2

Диагностика на начало года

2

 

3

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

1

 

4

Развитие внутреннего плана действия.

1

 

5

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности.

1

 

6

Мои эмоции.

1

 

7

Развитие внимания.

1

 

8

Чувства «полезные» и «вредные».

1

 

9

Развитие памяти.

1

 

10

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

 

11

Развитие логического мышления

1

 

12

Что такое страх?

1

 

13

Установление закономерностей.

1

 

14

«Я — образ».

1

 

15

Развитие словесно-логического мышления.

1

 

16

Труд в жизни человека и общества.

1

 

17

Установление закономерностей.

1

 

18

Мои эмоции. Оценка собственных реакций и действий.

1

 

19

Развитие внутреннего плана действия.

1

 

20

Развитие внимания.

1

 

21

Чувства «полезные» и «вредные».

1

 

22

Развитие памяти.

1

 

23

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

 

24

Развитие логического мышления

1

 

25

Установление закономерностей.

1

 

26

«Я — образ».

1

 

27

Развитие словесно-логического мышления.

1

 

28

Труд в жизни человека и общества. Профессии.

1

 

29

Мои эмоции. Индивидуальные и общественные ценности

1

 

30

Развитие внимания.

1

 

31

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

 

32

Развитие логического мышления

1

 

33-34

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года.

2

 

 

Всего:

34

 

 

 

Примерное тематическое планирование в 8 классе:

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года (1 час)

1

 

2

Вводное занятие.

1

 

3

Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие тревожности.

1

 

4

Развитие чувства ответственности за принятое решение.

1

 

5

Развитие произвольного внимания.

1

 

6

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

1

 

7

Развитие устойчивости и концентрации внимания.

1

 

8

Развитие рефлексивной деятельности.

1

 

9

Развитие слуховой, зрительной памяти.

1

 

10

Формирование адекватной самооценки.

1

 

11

Развитие вербальной памяти.

1

 

12

Развитие социального интеллекта.

1

 

13

Индивидуальность и неповторимость личности.

1

 

14

Развитие словесно-логического мышления.

1

 

15

Индивидуальность и неповторимость личности.

1

 

16

Установление закономерностей.

1

 

17

Формирование адекватной самооценки.

1

 

18

Развитие произвольного внимания. Работа со схемами и таблицами.

1

 

19

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

1

 

20

Развитие логического мышления.

1

 

21

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

1

 

22

Развитие логического мышления. Решение аналитических задач.

1

 

23

Развитие чувства ответственности за принятое решение.

1

 

24

Развитие логического мышления. Что нам говорят схемы.

1

 

25

Установление закономерностей.

1

 

26

Индивидуальность и неповторимость личности.

1

 

27

Установление закономерностей. Известное и неизвестное.

1

 

28

Индивидуальность и неповторимость личности. Оценка.

1

 

29

Развитие словесно-логического мышления. Цепочка рассуждений

 

1

 

30

Индивидуальность и неповторимость личности. Осознание.

 

1

 

31

Установление закономерностей. Сравнение

 

1

 

32

Развитие социального интеллекта. Контроль своих эмоций. Применение методов саморегуляции.

1

 

33

Развитие устойчивости и концентрации внимания.

1

 

34

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года.

1

 

 

                           Всего:

34

 

 

 

Примерное тематическое планирование в 9 классе:

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1-2

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

 

2

 

3

Вводное занятие.

 

 

 

4

Подросток и его психосоциальная компетентность. Формирование навыков построения внутреннего плана действий

 

 

5

Знакомство и отработка методов тренировки внимания.

 

 

6

Подросток и его психосоциальная компетентность. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях.

 

 

 

7

Знакомство и отработка методов тренировки

эффективного запоминания.

 

 

 

 

8

Подросток и его психосоциальная компетентность. Обращение к собственному опыту

 

 

 

9

Какая бывает информация?

 

 

10

Знакомство с методами тренировки мышления.

 

 

11

Какая бывает информация? Перевод визуальной информации в вербальную и наоборот.

 

 

12

Отработка навыков тренировки сложных форм мышления.

 

 

13

Как лучше подать информацию? Аргументация.

 

 

 

14

Отработка навыков тренировки сложных форм мышления. Построение гипотез.

 

 

15

Как лучше подать информацию? Альтернативные точки зрения.

 

 

 

16

Развитие творческого мышления.

 

 

17

Как лучше подать информацию? Трансформация информации.

 

 

 

18

Развитие логического мышления.

 

 

19

Барьеры на пути информации.

 

 

 

20

Развитие логического мышления. Построение, проверка или опровержение гипотез.

 

 

21

Барьеры на пути информации. Ошибки в получаемой информации.

 

 

 

22

Установление закономерностей.

 

 

23

Барьеры на пути информации. Их преодоление

 

 

 

24

Установление закономерностей. Последовательности

 

 

25

Стили общения. Вопрос-ответ.

 

 

26

Развитие словесно-логического мышления.

 

 

27

Стили общения. «Манера общения».

 

 

28

Развитие словесно-логического мышления. Установление смысловых связей в окружающем мире.

 

 

29

Стили общения. Классификация манер общения.

 

 

30

Знакомство и отработка методов тренировки внимания на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

 

 

31

Что такое конфликт?

 

 

32

Знакомство с методами тренировки мышления. Смысловые связи в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования.

 

 

 

33-34

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

 

 

 

 

Всего:

 

34

 

 

 

Литература.

1.                  Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.

2.                  Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.

3.                  Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.

4.                  Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.

5.                  Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.

6.                  Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.

7.                  Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.

8.                  Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.

9.                  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.

10.              Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

11.              Самоукина Н.В. «Практический психолог в школе» М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

12. Надежда Слободяник г. Москва 2000 «Уроки общения для младших подростков»

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

МБОУ ВМР «Васильевская средняя школа»

Пояснительная записка Нормативные документы

Пояснительная записка Нормативные документы

Цели, задачи программы курса

Цели, задачи программы курса

ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся

ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся

БУД) : личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

БУД) : личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы

Технология моделирования и проигрывания сказок

Технология моделирования и проигрывания сказок

Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования

Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования

Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования

Результаты обследования фиксируются в протоколе обследования

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка

Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты реализации программы

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Коррекция и развитие познавательной деятельности

Коррекция и развитие познавательной деятельности

Примерное тематическое планирование в 6 классе (34 часа): № п/п

Примерное тематическое планирование в 6 классе (34 часа): № п/п

Развитие логических форм вербального мышления

Развитие логических форм вербального мышления

Чувства «полезные» и «вредные»

Чувства «полезные» и «вредные»

Развитие вербальной памяти. 1 12

Развитие вербальной памяти. 1 12

Развитие социального интеллекта

Развитие социального интеллекта

Развитие логического мышления

Развитие логического мышления

Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей

Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2022