РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальное обучение
коррекционный курс «Логопедические занятия»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
начальное общее, 2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 68 часов
Учитель: Коровина Татьяна Леонидовна
Программа разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) 2015;
2019 -2020 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нарушения речи у детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. У учащегося речь представлена произношений отдельных звуков, звукокомплексв. Восприятие обращенной к ним речи ограниченное и имеет ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к нему речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Он воспринимает речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимает и не реагирует адекватно. Он быстро устаёт и отвлекается.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающегося коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у него интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих обучающемуся проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
o формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;
o формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
o активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
o развитие ручной и мелкой моторики;
o развивать артикуляционную моторику (статическую, динамическую организацию движений, переключаемость движений, объѐм, темп, точность, координацию);
o формировать и развивать слуховое восприятие и внимание;
o развивать правильное речевое дыхание;
o учить пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жесты, взгляды, голосовые реакций для выражения индивидуальных потребностей;
o учить правильно произносить звуки родного языка;
o развивать импрессивную речь (формировать умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний);
o развивать экспрессивную речь (учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных слов; уточнять и обогащать словарный запас, при работе с лексическими темами (узнавание и называние конкретных предметов);
o учить узнавать (различать) образы графем (букв); выполнять графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов);
o формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекционного курса «Логопедические занятия»
2 класс 2 вариант 2019-2020уч.год
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся логопедической программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных и предметных результатов.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия» во 2 классе.
Личностные результаты:
o Принимает статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
o Заинтересован посещением школы.
o Адекватно соблюдает и выполняет ритуалы школьного поведения.
o Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.
o Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
o Положительно относится к коррекционным занятиям.
o Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий.
o Заинтересован коррекционными занятиями.
o Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
o Доброжелательно относится к окружающим людям.
o Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.
o Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
o Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
o Осознает себя как члена семьи, одноклассника.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
o Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов и коротких фраз.
o Различать и узнавать речевые и неречевые звуки.
o Воспроизводить и различать звукоподражания.
o Соотносить предметы с их словесным обозначением.
o Выполнять одно- двухступенчатые инструкции.
o Понимать вопросы: кто это? Что это? У кого? Где это?
o Дифференцировать существительные и глаголы.
o Вслушивается в речь взрослого.
o Обобщать слова по основным лексическим темам.
o Выражать свои желания с помощью просьб обращений.
o Способен выделять определенные звуки из слов, называть, слышать в слове.
o Умеет удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной гимнастики.
o Воспринимать и может воспроизводить ритм простых усвоенных слов.
o Слушать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
o Различать гласные и согласные звуки.
o Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
o Может согласовывать свои действия с действиями учителя.
o Соотносить образ буквы с ее звучанием.
Достаточный уровень
o Дифференцировать формы существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода.
o Классифицировать предметы по темам.
o Способен выделять определенные звуки из слов, называть, слышать в слове.
o Называть слова с заданным звуком.
o Называть существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
o Удерживать заданную позу в процессе упражнений артикуляционной гимнастики.
o Воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного.
o Воспринимать воспроизводить ритм простых усвоенных слов.
o Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
o Различать гласные и согласные звуки.
o Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельные слоги, слова, предложения.
o Согласовывать свои действия с действиями учителя.
o Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
o Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
o Может назвать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
o Усвоены первоначальные навыки письма.
Место коррекционного курса «Логопедические занятия»
в учебном плане
На изучение предмета во 2 классе отводится по 2 часа в неделю. По плану - 68 часов в год (34 рабочих недель), фактически, согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СОШ № 2 на 2019- 2020 учебный год будет проведено 68 часов.
III. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Логопедические занятия»
68 часов
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Развитие мелкой моторики рук, артикуляционной кинестезии, тактильной памяти; развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями; обучение восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Расширение рамок коммуникации с окружающими; развитие невербальных компонентов коммуникации с использованием мимики, жеста; преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Развитие психологической базы речи.
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия,
внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, двух-трех предметных картинок).
Развитие общих речевых навыков.
Увеличение объема дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции, высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация целенаправленного ротового выдоха; ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.
Развитие импрессивной речи.
Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием. Уточнение понимания названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, школьных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания. Уточнение понимания названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть. Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? Соотнесение слов один — много с соответствующим количеством предметов и слов большой — маленький с величиной предметов. Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда. Обучение пониманию как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов.
Развитие экспрессивной речи.
Формирование умения общаться, с помощью альтернативных средств; формирование речи как средства общения; воспитание потребности в речевом общении. Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В], [Й] звуками. Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря). Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]). Воспроизведение ритмического рисунка в двухсложных словах. Формирование умения заканчивать, начатое педагогом предложение с опорой на картинку.
Чтение и письмо.
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционного курса «Логопедические занятия»
68 часов
Название направления |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики |
Повторение за педагогом движений рук, артикуляционных поз, укладов звуков, мимических упражнения. |
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации |
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей (рукопожатие и прощание, умение использовать указательный жест, жест требования, отказ, просьба о помощи). |
Развитие психологической базы речи.
|
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Различение предметов по цвету, величине, геометрической форме. Классификация предметов и их объединению во множество по одному-двум признакам. Определение пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Узнавание предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову) - подбирает предметы по форме, цвету, величине, соотносит их друг с другом. Запоминание и воспроизведение (с использованием предметов, двух-трех предметных картинок, геометрических фигур). |
Развитие общих речевых навыков |
Вырабатывание правильного физиологического дыхания и речевого диафрагмального дыхания без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], слогов с этими согласными. Проговаривание звуков, слогов тихо — громко, высоко— низко. Восприятие эмоционального чтения стихов, простых по содержанию коротких текстов. Интонационное подражание голосам животных и птиц. |
Развитие импрессивной речи |
Вслушивание в речь, «настраивается» на восприятие речи и дает ответные двигательные и звуковые реакции. Понимание названия предметов туалета, домашнего обихода, окружающего мира, игрушек, школьных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания. Уточнение понимания названия действий, которые ребенок сам совершает, которые совершают его близкие или которые он может видеть. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием. Соотношение (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением. («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» — «Принеси куклу»). Понимание грамматических форм речи: - выяснение местонахождения предметов: Где? Куда? Откуда? На чём? (Покажи, где лежат книги?) - понимание вопроса Кому? (Покажи, кому девочка даёт морковку?) - понимание вопросов: Что? Кого? У кого? – для выявления объекта действия. (Покажи, что рисует девочка?) - понимание вопроса Чем? (Покажи, чем мама режет хлеб?) Понимание предикативного словаря: - понимание смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия (Покажи, где мальчик бежит, а собака сидит) - понимание действий, совершаемых одним и тем же лицом (Собака спит, лежит, сидит) - ориентировка в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий (Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит) - переключение с одного действия на другое по словесной инструкции (Шагай – стой), различение утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не (Прыгай – не прыгай) - выполнение одно- и двухступенчатых конструкций. Понимание предложных конструкций (предлоги В, НА, ПОД) и вопросов косвенных падежей. Дифференциация предлогов. Понимание простых типов предложений: С+П (субъект + предикат), С+П+О (объект прямого действия) Понимание категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов. Соотнесение слов один – мало – много – ни одного с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой, маленький, средний с размером предлагаемых предметов. Различает вкус (сладкий, солёный, кислый) Различение пространственного расположения предметов при условии, что предметы находятся в привычных для ребёнка местах. Различение слов-действий; слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель» и др. |
Развитие экспрессивной речи |
Проявление потребности подражать слову взрослого. Проговаривание гласных [А], [У], [И], [О], [Э] и согласных раннего онтогенеза [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В], [Й] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие) с опорой на специальные символы звуков. Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря). Узнавание и воспроизводение гласных на основе восприятия их беззвучной артикуляции. Различение гласных ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах ( [М — Б], [Н — Д]; [П — Т], [Т — К], [М — Н]). Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двухсложных словах со слоговой структурой типа: а) СГ + СГ (на, да, мама, папа, Катя, мух, киса) б) ГСГ (иди, усы). Договаривание фраз, начатых логопедом (по зрительной опоре). |
Чтение и письмо
|
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. |
V. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционного курса «Логопедические занятия»
Дата |
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 четверть -18 часов |
|||
05.09.2019 05.09.2019 12.09.2019 12.09.2019 |
1. 2. 3. 4. |
Обследование речи.
|
4 |
19.09.2019 19.09.2019 |
5. 6. |
Учебные принадлежности. Артикуляция [А]. |
2 |
26.09.2019 26.09.2019 |
7. 8. |
Игрушки. Артикуляция [У]. |
2 |
03.10.2019 03.10.2019 |
9. 10. |
Игрушки и учебные принадлежности. Артикуляция: АУ |
2 |
10.10.2019 10.10.2019 |
11. 12. |
Осень. Артикуляция: УА |
2 |
17.10.2019 17.10.2019 |
13. 14. |
Овощи. Артикуляция [И]. |
2 |
24.10.2019 24.10.2019 |
15. 16. |
Фрукты. Артикуляция [О] |
2 |
31.10.2019 31.10.2019 |
17. 18. |
Овощи и фрукты. Артикуляция: ИО |
2 |
2 четверть -14 часов |
|||
14.11.2019 14.11.2019 |
19. 20. |
Домашние животные. Артикуляция [Э] |
2 |
21.11.2019 21.11.2019 |
21. 22. |
Дикие животные. Артикуляция [П], ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПА-ПА |
2 |
28.11.2019 28.11.2019 |
23. 24. |
Домашние и дикие животные. Артикуляция [Б], БА, БО, БУ, БИ, БА-БА, БИ-БИ. |
2 |
05.12.2019 05.12.2019 |
25. 26. |
Зима. Артикуляция [М], МА, МО, МУ, МИ, МА-МА, МУ-МУ. |
2 |
12.12.2019 12.12.2019 |
27. 28. |
Зима. Артикуляция [Т], ТА, ТО, ТУ, ТУ-ТУ. |
2 |
19.12.2019 19.12.2019 |
29. 30. |
Части суток. Артикуляция [Д], ДА, ДО, ДУ, ДУ-ДУ. |
2 |
26.12.2019 26.12.2019 |
31. 32. |
Новогодний праздник. Артикуляция [Н], НА, НО, НУ, НУ-НУ. |
2 |
3 четверть – 18часов |
|||
16.01.2020 16.01.2020 |
33. 34. |
Семья. Артикуляция [К], КА, КО, КУ, КИ, КО-КО. |
2 |
23.01.2020 23.01.2020 |
35. 36. |
Человек. Артикуляция [Г], ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГА-ГА. |
2 |
30.01.2020 30.01.2020 |
37. 38. |
Одежда. Артикуляция [Х], ХА, ХО ХУ, ХИ, ХА-ХА. |
2 |
06.02.2020 06.02.2020 |
39. 40. |
Обувь. Артикуляция [Ф], ФА, ФО, ФУ, ФИ, ФФ-ФА. |
2 |
13.02.2020 13.02.2020 |
41. 42. |
Одежда и обувь. Артикуляция [В], ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВА-ВА. |
2 |
20.02.2020 20.02.2020 |
43. 44. |
День защитника отечества. Дифференциация [И — У] |
2 |
27.02.2020 27.02.2020 |
45. 46. |
Посуда. Дифференциация [И — О] |
2 |
05.03.2020 05.03.2020 |
47. 48. |
Мама, мамин праздник. Дифференциация [А — У]
|
2 |
12.03.2020 12.03.2020 |
49. 50. |
Мебель. Дифференциация [Э — У] |
2 |
4 четверть -18 часов |
|||
26.03.2020 26.03.2020 |
51. 52. |
Профессии. Дифференциация [М — Б]
|
2 |
02.04.2020 02.04.2020 |
53. 54. |
Профессии. Дифференциация [Н — Д]
|
2 |
09.04.2020 09.04.2020 |
55. 56. |
Транспорт. Дифференциация [П — Т] |
2 |
16.04.2020 16.04.2020 |
57. 58. |
Транспорт. Дифференциация [Т — К] |
2 |
23.04.2020 23.04.2020 |
59. 60. |
Весна. Дифференциация [М — Н] |
2 |
30.04.2020 30.04.2020 |
61. 62. |
Птицы. Артикуляция: «Й», «ЙА», |
2 |
07.05.2020 07.05.2020 |
63. 64. |
Деревья. Артикуляция: «Й», «ЙУ», |
2 |
14.05.2020 14.05.2020 |
65. 66. |
Цветы. Артикуляция: «Й», «ЙЭ», |
2 |
21.05.2020 21.05.2020 |
67. 68. |
Обследование речи. |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.