РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия.»
2 - 4 классы
срок реализации - 3 года
составитель программы:
Сеткина Г.В.,
учитель-логопед I квалификационной категории
Цели и задачи программы
Цель:
Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках логопункта МБОУ СОШ №16.
Задачи:
- формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);
- совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;
- развитие навыков связного высказывания;
- развитие и совершенствование мелкой моторики рук;
- развитие зрительного восприятия;
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование коммуникативных навыков.
I. Планируемые предметные и личностные результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия»
В результате прохождения коррекционного курса «Логопедические занятия», планируется, что учащийся достигнет следующих результатов:
Личностные результаты.
На основе предлагаемых заданий, учащийся учится следующим умениям и качествам:
- осознавать и анализировать своё эмоциональное состояние;
- определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им;
- выражать свои эмоции;
- проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными усилиями и старанием;
- находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
- с желанием и интересом выполнять учебные задания;
- иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты.
На основе предлагаемых заданий, учащийся научится:
- осознавать границы собственных знаний и умений;
- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- составлять план решения учебной задачи;
- работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом; - корректировать свою деятельность;
- осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы; - оценивать правильность выполнения действий другого; - проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; - управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели; -определять основное и второстепенное для выполнения заданий;- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;- слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;- планировать учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками;- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;- договариваться с одноклассниками совместно с учителем-логопедом о правилах поведения и общения и следовать им.
Предметные результаты.
В результате коррекционно-развивающей работы, учащийся должен знать и уметь:
- отличать текст от набора предложений, написанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; - составлять устный рассказ по картинке, серии картин, заданным словам;
- не смешивать понятия «звук» и «буква»; - делить слово на слоги для переноса; - ставить ударение;
- уметь называть и подбирать антонимы и синонимы;
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;
- различать звуки:
- гласные (ударные - безударные);
- согласные по основным группам: свистящие, шипящие, сонорные согласные;
- по звонкости-глухости;
- по твёрдости–мягкости;
- различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
- определять количество, последовательность звуков и место звуков в слове;
- понимать значение слов-антонимов, слов-синонимов, омонимов, метафорический смысл пословиц и поговорок.
- согласовывать слова в словосочетании и предложении.
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи.
- различать предлоги и приставки.
- связно и последовательно излагать свои мысли.
- применять изученные правила правописания.
II. Содержаниекоррекционного курса«Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия»
Данная программа предназначена для групповой логопедической работы с учащимися2 – 4 классов, имеющими нарушения письменной речи.
Логопедическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года, не менее двух недель каждая. В неё включено: изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии;обследование импрессивной, экспрессивной и связной речи;обследование речи на уровне понимания слов и предложений;выявление наличия нарушений звукопроизношения;обследование слоговой структуры слов и словарного запаса;выявление динамики развития.
Учебные занятия проводятся группами, с 15 сентября до 15 мая.
Курс программы рассчитан на 60 часов, занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительность занятия - 40 минут.
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия», 2 класс
Контрольное списывание. Диктант. (1 ч.)Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение.
Речевые и неречевые звуки. (1 ч.)Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления.
Гласные и согласные звуки. (2 ч.) Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.
Дифференциация гласных: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. (10 ч.)Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения твердости или мягкости согласных на письме.
Мягкий знак. (4 ч.) Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.
Звонкие и глухие согласные. (1 ч.) Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: Б — Б ', П — П '. (4 ч.) Звуки Б — Б', П — П'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: В — В ', Ф — Ф '. (4 ч.) Звуки: В — В', Ф — Ф'. Дифференциация звуков: В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: Г — Г ', К — К ', X — X '. (5 ч.) Звуки Г — Г', К — К', X — X'.Дифференциация звуков Г — Г', К — К', X — X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: Д — Д ', Т — Т '. (4 ч.) Звуки Д — Д ', Т — Т '. Дифференциация звуков Д — Д ', Т—Т ' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: 3 — 3 ', С — С '.(5 ч.) Звуки 3 — 3 ', С — С '. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: Ж — Ш.(4 ч.) Звуки Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Гласные. Звуки: О — У. (2 ч.) Закрепление знаний о гласных звуках: О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Гласные. Звуки: Ё — Ю. (2 ч.) Буквы Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация соноров. Звуки: Р — Р ', Л — Л '. (3 ч.) Звуки Р — Р ', Л — Л '. Дифференциация звуков Р — Р ', Л — Л ' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Дифференциация звуков: С — Ш.(2 ч.) Звуки С — С ', Ш. Дифференциация звуков С — С ', С — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Дифференциация звуков: 3 — Ж. (1 ч.) Звуки 3 – 3 ', 3 — Ж. Дифференциация звуков 3 — 3 ', 3 — Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Дифференциация звуков: С — Ц. (1 ч.) Звуки С — С ', Ц. Дифференциация звуков С — С, С — Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: Ч '— Щ '. (1 ч.) Звуки Ч '— Щ '. Дифференциация звуков Ч ' — Щ ' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Звуки: Ч ' — Т '.(1 ч.) Звуки Ч ' — Т '. Дифференциация звуков Ч ' — Т ' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Звуки: Ч ' — Ш. (1 ч.) Звуки Ч ' — Ш. Дифференциация звуков Ч ' — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.
Контрольное списывание. Диктант. (1 ч.)Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение.
Содержание коррекционного курса«Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия», 3 класс
Контрольное списывание. Диктант. (1 ч.)Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение.
Слог. Слоговой анализ слов. (5 ч.)Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. Анализ прямого слога. Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления.
Ударение. (3 ч.)Знакомство с понятиями: ударение, ударный слог, ударная гласная, безударный слог, безударные гласные.Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания.
Родственные слова. (1 ч.)Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию.
Корень слова. (2 ч.)Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов.
Образование слов при помощи приставок.(2 ч.)Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Образование слов при помощи суффиксов. (2 ч.) Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Морфологический состав слова. (2 ч.) Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов.
Предлоги. (9 ч.) Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.(1 ч.) Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).
Дифференциация существительных разного рода. (1 ч.) Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Развитие логического мышления.
Практическое употребление существительных в косвенных падежах. (8 ч.) Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Слова-признаки. (1 ч.) Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. (2 ч.) Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами.
Согласование прилагательных с существительными в падеже. (2 ч.) Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи.
Слова-действия. (5 ч.) Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.
Согласование глаголов с существительными в числе. (1 ч.) Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устногоаграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия.
Согласование глаголов с существительными в роде. (1 ч.) Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, внимания.
Согласование глаголов с существительными во времени. (1 ч.) Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий.
Имя числительное. (2 ч.) Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Согласование количественных числительных с существительными. Согласование порядковых числительных с существительными. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.
Предложение. Виды предложений. (3 ч.) Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Развитие слуховых дифференцировок.
Состав предложения. (4 ч.) Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устногоаграмматизма. Работа с деформированными предложениями. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст.
Контрольное списывание. Диктант. (1 ч.)Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение.
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия», 4 класс
Контрольное списывание. Диктант. (1 ч.)Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение.
Слог. Слоговой анализ слов. (5 ч.)Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. Анализ прямого слога. Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления.
Ударение. (3 ч.) Знакомство с понятиями: ударение, ударный слог, ударная гласная, безударный слог, безударные гласные.Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания.
Родственные слова. (1 ч.)Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию.
Корень слова. (2 ч.) Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов.
Образование слов при помощи приставок. (2 ч.) Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Образование слов при помощи суффиксов. (2 ч.) Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Морфологический состав слова. (2 ч.) Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов.
Предлоги. (9 ч.) Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. (1 ч.) Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного).
Дифференциация существительных разного рода. (1 ч.) Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Развитие логического мышления.
Практическое употребление существительных в косвенных падежах. (8 ч.) Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.
Слова-признаки. (1 ч.) Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. (2 ч.) Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами.
Согласование прилагательных с существительными в падеже. (2 ч.) Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи.
Слова-действия. (5 ч.) Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой.
Согласование глаголов с существительными в числе. (1 ч.) Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устногоаграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия.
Согласование глаголов с существительными в роде. (1 ч.) Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, внимания.
Согласование глаголов с существительными во времени. (1 ч.) Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий.
Имя числительное. (2 ч.) Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Согласование количественных числительных с существительными. Согласование порядковых числительных с существительными. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи.
Предложение. Виды предложений. (3 ч.) Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Развитие слуховых дифференцировок.
Состав предложения. (4 ч.) Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устногоаграмматизма. Работа с деформированными предложениями. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст.
Контрольное списывание. Диктант. (1 ч.)Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение.
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия», 2 класс
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество занятий |
1. |
Контрольное списывание. Диктант. |
1 |
2. |
Речевые и неречевые звуки. |
1 |
3. |
Гласные и согласные звуки. |
2 |
4. |
Дифференциация гласных: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. |
10 |
5. |
Мягкий знак. |
4 |
6. |
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
7. |
Звуки: Б — Б ', П — П '. |
4 |
8. |
Звуки: В — В ', Ф — Ф '. |
4 |
9. |
Звуки: Г — Г ', К — К ', X — X '. |
5 |
10. |
Звуки: Д — Д ', Т — Т '. |
4 |
11. |
Звуки: 3 — 3 ', С — С '. |
5 |
12. |
Звуки: Ж — Ш. |
4 |
13. |
Гласные. Звуки: О — У. |
2 |
14. |
Гласные. Звуки: Ё — Ю. |
2 |
15. |
Дифференциация соноров. Звуки: Р — Р ', Л — Л '. |
3 |
16. |
Дифференциация звуков: С — Ш. |
2 |
17. |
Дифференциация звуков: 3 — Ж. |
1 |
18. |
Дифференциация звуков: С — Ц. |
1 |
19. |
Звуки: Ч '— Щ '. |
1 |
20. |
Звуки: Ч ' — Т '. |
1 |
21. |
Звуки: Ч ' — Ш. |
1 |
22. |
Контрольное списывание. Диктант. |
1 |
Итого: |
60 |
№ п/п |
Разделы и темы |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во занятий |
1. Подготовительный этап работы |
|||
1 |
Контрольное списывание. Диктант. |
Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. |
1 |
2 |
Речевые и неречевые звуки |
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления. |
1 |
3 |
Гласные и согласные звуки |
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. |
2 |
2. Основной этап работы |
|||
4 |
Дифференциация гласных: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. |
Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения твердости или мягкости согласных на письме. |
10 |
5 |
Мягкий знак |
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. |
4 |
6 |
Звонкие и глухие согласные |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие внимания. |
1 |
7 |
Звуки: Б — Б', П — П' |
Звуки Б — Б', П — П'. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
4 |
8 |
Звуки: В — В ', Ф — Ф ' |
Звуки: В — В', Ф — Ф'. Дифференциация звуков: В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
4 |
9 |
Звуки: Г — Г ', К — К ', X — X ' |
Звуки: Г — Г ', К — К ', X — X '. Дифференциация звуков Г — Г ', К — К ', X — X ' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
5 |
10 |
Звуки: Д — Д ', Т — Т '
|
Звуки: Д — Д ', Т — Т '. Дифференциация звуков: Д — Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
4 |
11 |
Звуки: 3 — 3 ' С — С ' |
Звуки: 3 — 3 ', С — С '. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
5 |
12 |
Звуки Ж — Ш |
Звуки: Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие внимания, анализа и синтеза. |
4
|
13 |
Гласные. Звуки: О — У |
Закрепление знаний о гласных звуках: О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. |
2 |
14 |
Гласные. Звуки: Ё — Ю |
Буквы: Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. |
2 |
15 |
Дифференциация соноров. Звуки: Р — Р ', Л — Л ' |
Звуки: Р — Р', Л — Л'. Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л ' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
3 |
16 |
Дифференциация звуков: С — Ш |
Звуки: С — С ', Ш. Дифференциация звуков С — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
2 |
17 |
Дифференциация звуков: 3 — Ж |
Звуки: 3 – 3 ', 3 — Ж. Дифференциация звуков 3 — Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
1 |
18 |
Дифференциация звуков: С — Ц |
Звуки: С — С ', Ц. Дифференциация звуков С — Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
1 |
19 |
Звуки: Ч '- Щ ' |
Звуки: Ч '— Щ '. Дифференциация звуков Ч ' — Щ ' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. |
1 |
20 |
Звуки: Ч ' — Т ' |
Звуки: Ч ' — Т '. Дифференциация звуков Ч ' — Т ' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. |
1 |
21 |
Звуки: Ч ' - Ш |
Звуки: Ч ' — Ш. Дифференциация звуков Ч ' — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. |
1 |
3. Заключительный этап |
|||
22 |
Контрольное списывание. Диктант. |
Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. |
1 |
Итого: |
60 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия», 3 класс
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество занятий |
1. |
Контрольное списывание. Диктант. |
1 |
2. |
Слог. Слоговой анализ слов. |
5 |
3. |
Ударение. |
3 |
4. |
Родственные слова. |
1 |
5. |
Корень слова. |
2 |
6. |
Образование слов при помощи приставок. |
2 |
7. |
Образование слов при помощи суффиксов. |
2 |
8. |
Морфологический состав слова. |
2 |
9. |
Предлоги. |
9 |
10. |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
1 |
11. |
Дифференциация существительных разного рода. |
1 |
12. |
Практическое употребление существительных в косвенных падежах. |
8 |
13. |
Слова-признаки. |
1 |
14. |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
2 |
15. |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
2 |
16. |
Слова-действия. |
5 |
17. |
Согласование глаголов с существительными в числе. |
1 |
18. |
Согласование глаголов с существительными в роде. |
1 |
19. |
Согласование глаголов с существительными во времени. |
1 |
20. |
Имя числительное. |
2 |
21. |
Предложение. Виды предложений. |
3 |
22. |
Состав предложения. |
4 |
23. |
Контрольное списывание. Диктант. |
1 |
Итого: |
60 |
№ п/п |
Разделы и темы |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во занятий |
1. |
Контрольное списывание. Диктант. |
Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. |
1 |
I. Слово. |
|
||
А) Развитие навыков словообразования |
26 |
||
2 |
Слог. Слоговой анализ слов.
|
Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. Анализ прямого слога. Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов. |
5 |
3 |
Ударение.
|
Знакомство с понятиями: ударение, ударный слог, ударная гласная, безударный слог, безударные гласные. Развитие зрительного и слухового внимания. |
3 |
4 |
Родственные слова. |
Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию. |
1 |
5 |
Корень слова. |
Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов. |
2 |
6 |
Образование слов при помощи приставок.
|
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. |
2 |
7 |
Образование слов при помощи суффиксов. |
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. |
2 |
8 |
Морфологический состав слова. |
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. |
2 |
9 |
Предлоги. |
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. |
9 |
Б) Развитие навыков словоизменения |
10 |
||
10 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного). |
1 |
11 |
Дифференциация существительных разного рода. |
Знакомство с понятием рода.Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. |
1 |
12 |
Практическое употребление существительных в косвенных падежах. |
Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи. |
8 |
В) Развитие навыков согласования |
15 |
||
13 |
Слова-признаки. |
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. |
1 |
14 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами. |
2 |
15 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи. |
2 |
16 |
Слова-действия. |
Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. |
5 |
17 |
Согласование глаголов с существительными в числе. |
Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устногоаграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия. |
1 |
18 |
Согласование глаголов с существительными в роде. |
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. |
1 |
19 |
Согласование глаголов с существительными во времени. |
Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий. |
1 |
20 |
Имя числительное. |
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Согласование количественных числительных с существительными. Согласование порядковых числительных с существительными. Правописание числительных. Работа по словоизменению. |
2 |
II. Предложение |
7 |
||
21 |
Предложение. Виды предложений. |
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
3 |
22 |
Состав предложения. |
Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Работа с деформированными предложениями. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст. |
4 |
23 |
Контрольное списывание. Диктант. |
Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. |
1 |
Итого: |
60 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности коррекционного курса «Логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Дисграфия», 4 класс
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество занятий |
1. |
Контрольное списывание. Диктант. |
1 |
2. |
Слог. Слоговой анализ слов. |
5 |
3. |
Ударение. |
3 |
4. |
Родственные слова. |
1 |
5. |
Корень слова. |
2 |
6. |
Образование слов при помощи приставок. |
2 |
7. |
Образование слов при помощи суффиксов. |
2 |
8. |
Морфологический состав слова. |
2 |
9. |
Предлоги. |
9 |
10. |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
1 |
11. |
Дифференциация существительных разного рода. |
1 |
12. |
Практическое употребление существительных в косвенных падежах. |
8 |
13. |
Слова-признаки. |
1 |
14. |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
2 |
15. |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
2 |
16. |
Слова-действия. |
5 |
17. |
Согласование глаголов с существительными в числе. |
1 |
18. |
Согласование глаголов с существительными в роде. |
1 |
19. |
Согласование глаголов с существительными во времени. |
1 |
20. |
Имя числительное. |
2 |
21. |
Предложение. Виды предложений. |
3 |
22. |
Состав предложения. |
4 |
23. |
Контрольное списывание. Диктант. |
1 |
Итого: |
60 |
№ п/п |
Разделы и темы |
Основные виды учебной деятельности |
Кол-во занятий |
1. |
Контрольное списывание. Диктант. |
Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. |
1 |
I. Слово. |
|
||
А) Развитие навыков словообразования |
26 |
||
2 |
Слог. Слоговой анализ слов.
|
Знакомство с открытыми и закрытыми слогами, их дифференциация Знакомство с обозначением слогов при помощи схем. Анализ прямого слога. Фонематический анализ обратного слога. |
5 |
3 |
Ударение.
|
Знакомство с понятиями: ударение, ударный слог, ударная гласная, безударный слог, безударные гласные. Развитие зрительного и слухового внимания. |
3 |
4 |
Родственные слова. |
Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря. Подготовка к словообразованию. |
1 |
5 |
Корень слова. |
Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов. |
2 |
6 |
Образование слов при помощи приставок.
|
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Словообразование при помощи приставок. Работа с антонимами. |
2 |
7 |
Образование слов при помощи суффиксов. |
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, существительные с уменьшительно-ласкательным значением и так далее. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов. |
2 |
8 |
Морфологический состав слова. |
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов. |
2 |
9 |
Предлоги. |
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. |
9 |
Б) Развитие навыков словоизменения |
10 |
||
10 |
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. |
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря. Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Тренировка в словоизменении существительных. Развитие восприятия внимания (зрительного, слухового). |
1 |
11 |
Дифференциация существительных разного рода. |
Знакомство с понятием рода. Соотнесение существительного определенного рода с реальным предметом. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в составлении схемы. Обогащение словаря. Развитие логического мышления. |
1 |
12 |
Практическое употребление существительных в косвенных падежах. |
Знакомство с падежами существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Работа по словоизменению. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной речи. |
8 |
В) Развитие навыков согласования |
15 |
||
13 |
Слова-признаки. |
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие умений постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой. |
1 |
14 |
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. |
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Соотнесение рода предмета и признака. Работа с антонимами, синонимами. |
2 |
15 |
Согласование прилагательных с существительными в падеже. |
Согласование существительных с прилагательным в роде. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи. |
2 |
16 |
Слова-действия. |
Знакомство с действиями предметов. Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой. |
5 |
17 |
Согласование глаголов с существительными в числе. |
Работа по словоизменению. Соотнесение числа существительного с числом глагола. Обогащение словаря действий. Преодоление устногоаграмматизма. Развитие внимания, мышления и восприятия. |
1 |
18 |
Согласование глаголов с существительными в роде. |
Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами. |
1 |
19 |
Согласование глаголов с существительными во времени. |
Знакомство с тремя временами глагола. Развитие умений постановки вопроса к словам, обозначающим действия предмета. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений. Дифференциация родовых и временных понятий. |
1 |
20 |
Имя числительное. |
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Согласование количественных числительных с существительными. Согласование порядковых числительных с существительными. Правописание числительных. Работа по словоизменению. |
2 |
II. Предложение |
7 |
||
21 |
Предложение. Виды предложений. |
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Объяснение связей в предложении. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
3 |
22 |
Состав предложения. |
Наблюдение связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла фразы в зависимости от перестановки слов в предложении, изменения количества слов. Преодоление устногоаграмматизма. Работа с деформированными предложениями. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение — словосочетание — текст. |
4 |
23 |
Контрольное списывание. Диктант. |
Контроль знаний. В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение. |
1 |
Итого: |
60 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.