Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________________________
«___» _____________ 2019 г.
Рабочая программа
краткосрочного курса
«Смысловое чтение: интерпретация текста»
6 класс (8 часов)
Учитель биологии Печкина О.Р.
г. Лысьва, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа краткосрочного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» для учащихся шестых классов (8 часов) разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. №19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №7».
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цель программы:
Формирование у учащихся навыка ориентирования в содержании текста и понимания его целостного смысла, находить контекстную информацию, интерпретировать ее.
Задачи программы:
1. Научить определять главную тему, общую цель или назначение текста;
2. Научить выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
3. Отработать навык формулирования тезиса, выражающего общий смысл текста;
4. Отработать навык объяснять порядок частей /инструкций, содержащихся в тексте;
5. Научить находить в тексте требуемую информацию
6. Научить структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
7. Научить использовать в тексте таблицы, изображения;
8. Научить преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У учащихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации.
Система оценки достижения планируемых результатов
Из требований к метапредметным результатам:
· демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных видов;
· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
· составлять тексты в устной и письменной формах, в частности – графическая форма приема и передачи информации
Список литературы
1. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательноо учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
4. Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
5. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. : Баласс, 2011.
Календарно-тематическое планирование краткосрочного курса
«Смысловое чтение: интерпретация текста»
6 класс 2019-2020 учебный год
Тема |
Часы |
Содержание |
Деятельность учащихся на уроке |
Виды форм деятельности |
Форма контроля |
Введение в курс «Смысловое чтение: интерпретация текста». |
1 |
Текст. Виды текста. Понятие интерпретация |
Чтение текстов различных предметных направлений (литература, история, география, биология) |
Знакомство с курсом «Основы смыслового чтения» |
Ориентирование в содержании текста и понимание его целостного смысла |
Контекстная информация |
2 |
Умение видеть несколько разноаспектных контекстов |
Работа с текстом (рассказы 55 слов, короткие истории с моралью) |
Групповая работа (сообщение по прочитанному с изложением нескольких контекстов) |
Заполнение оценочной таблицы по критериям |
Составление вопросов по тексту |
2 |
Работа с исследовательскими вопросами к видеотексту, сплошному тексту |
Работа с видеофрагментом («Легкая жизнь») |
Индивидуальная работа по составлению вопросов, групповая оценка вопросов |
Находить в тексте информацию для составления вопросов |
Суждение |
1 |
Определение понятия суждения. Умение формулировать суждение |
Работа с демотиваторами |
Групповая работа по формулированию суждений, тезисов |
Оценка результата - обнаружение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов |
1 |
Умение формулировать несколько возможных суждений по интерпретации |
Работа с видеотекстом (видеофильм «Свинка и печеньки» |
Групповая работа по формулированию суждений, основанное на нескольких контекстах |
Заполнение оценочного листа |
|
Способы и средства передачи контекстной информации |
1 |
Умение обосновывать свое/чужое суждение текстом |
Работа с текстом (видео «Смешарики. Смысл жизни») |
Групповая оценка сформулированного обоснования |
Заполнение оценочного листа |
Обобщение информации, данной в тексте |
1 |
Умение формулировать обобщающее суждение |
Работа с текстом на понимание («Смешарики. Смысл жизни») |
Групповая оценка понимания прочитанного |
Делать обобщающий вывод о целях, средствах и результатах персонажей |
Итого |
8 |
|
|
|
|
Итоговое мероприятие |
1 |
Деловая игра «Битва интерпретаторов» |
Устное (письменное) выполнение заданий |
Оценка работ в соответствии с критериями и показателями. |
Заполнение оценочного листа. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.