МБОУ города Кургана
«Лицей №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Романова Н.В.
________________
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Художественное слово»
(базовый уровень)
5 - 10 класс
Составитель рабочей программы:
учитель русского языка и литературы
Пудова Л.В.
2018 год
Целью данной программы является развитие у обучающихся ораторского искусства. В процессе обучения усваиваются важные идеи: о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни; развивается творческое представление обучающегося, его индивидуальность.
Программой предусмотрены выступления обучающихся в концертных программах в роли ведущих, дикторов, чтецов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития культуры речи;
- способствовать овладению различными техниками ораторского искусства.
Развивающие:
- развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
Воспитательные:
- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности.
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- основные термины, связанные с лексикой;
- откуда пришли к нам некоторые известные слова и выражения;
- некоторые термины и понятия;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки;
Обучающиеся должны уметь:
- правильно употреблять изученные слова в речи;
- подбирать синонимы и антонимы;
- различать слова-паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Программа
рассчитана на 1час в неделю - 34 часа в году.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
(общекультурный (базовый) уровень, 1 год обучения – 34 часа)
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
|
|
Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Вступительное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Культура речи |
4 |
2 |
2 |
3 |
Техника речи |
5 |
- |
5 |
4 |
Актерское мастерство |
5 |
- |
5 |
5 |
Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст |
5 |
- |
5 |
6 |
Культура речевого поведения |
5 |
2 |
3 |
7 |
Художественное чтение 7.1. Работа над репертуаром (на русском, украинском языках); 7.2. Работа над произведениями фольклора (русского, украинского) 7.3. Работа над басней, сказкой |
4
1 1 2 |
- - - - |
4
1 1 2 |
8 |
Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. |
4 |
- |
4 |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Всего: |
34 |
5 |
29 |
1. Вступительное занятие. (1 час)
Теоретические занятия: Цели и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения и правила техники безопасности.
2. Культура речи. (4 часа)
Теоретические занятия (2): виды общения:
- контактное и дистанционное общение, телефонный разговор, переписка;
- непосредственный обычный разговор, беседа, доклад;
- опосредованное (передача информации по радио, телевидению); - устное и письменное, диалогическое и монологическое.
Устная и письменная речь. Понятие о монологе, диалоге. Основные критерии культуры речи – грамотность, богатство, выразительность. Тембр. Мимика. Жесты. Интонация. Рифма. Опорные слова. Объяснение незнакомых слов.
Практические занятия (2): построение текста. Выбор обращения. Составление рассказа.
3. Техника речи. (5 часов) Практические занятия :
- Дыхание. Голос.
- Дикция.
- Артикуляция.
- Нормы русского литературного языка (орфоэпия). - Нормы ударения (акцентология).
4. Актерское мастерство. (5 часов) Практические занятия :
- Скороговорки на подтекст.
- Этюды на творческое представление.
- Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства.
5. Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст. (5 часов) Практические занятия: выразительное чтение.
6. Культура речевого поведения. (5 часов)
Теоретические занятия (2): употребление речевого этикета общения. Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату. Понятие «адресат» и «адресант».
Практические занятия (3): формы приветствия, пожелания, прощения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы.
7. Художественное чтение. (4 часа)
- Работа над репертуаром (на русском, украинском языках)
- Работа над фольклором (русским, украинским)
- Работа над басней, сказкой
8. Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. (4 часа).
Практические занятия: участие в конкурсах чтецов, экскурсии в театр, филармонию.
9. Итоговое занятие (1 час).
Практическое занятие: конкурс чтецов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
|
1 |
Вступительное занятие. (1 час) Теоретические занятия: Цели и задачи работы творческого коллектива. Правила поведения и правила техники безопасности. |
|
2 3 |
Культура речи. (4 часа) Теоретические занятия (2): виды общения: контактное и дистанционное общение, телефонный разговор, переписка; непосредственный обычный разговор, беседа, доклад; опосредованное (передача информации по радио, телевидению); устное и письменное, диалогическое и монологическое.
|
|
4 5 |
Практические занятия (2): построение текста. Выбор обращения. Составление рассказа. |
|
6 |
Техника речи. (5 часов) Практические занятия Дыхание. Голос. |
|
7 |
Дикция. |
|
8 |
Артикуляция |
|
9 |
Нормы русского литературного языка (орфоэпия). |
|
10 |
Нормы ударения (акцентология). |
|
11 |
Актерское мастерство. (5 часов) Практические занятия : Скороговорки на подтекст. |
|
12 13 |
Этюды на творческое представление. |
|
14 15 |
Этюды с элементами игры на развитие актерского мастерства. |
|
16 |
Логическое чтение (пауза, ударение), подтекст. (5 часов) Практические занятия: выразительное чтение. |
|
17 18 |
Выразительное чтение |
|
19 20 |
Выразительное чтение |
.
|
21 22 |
Культура речевого поведения. (5 часов) Теоретические занятия (2): употребление речевого этикета общения. Способы обращения к знакомому и незнакомому адресату. Понятие «адресат» и «адресант». |
|
23 24 25 |
Практические занятия (3): формы приветствия, пожелания, прощения, благодарности, одобрения, сочувствия, просьбы. |
|
26 |
Художественное чтение. (4 часа) Работа над репертуаром (на русском, украинском языках) |
|
27 |
Работа над фольклором (русским, украинским) |
|
28 29 |
Работа над басней, сказкой |
|
30 31 32 33 |
Участие в культурно-массовых мероприятиях, экскурсии, воспитательные мероприятия и др. (4 часа). Практические занятия: участие в конкурсах чтецов, экскурсии в театр, филармонию. |
|
34 |
Итоговое занятие (1 час). Практическое занятие: конкурс чтецов |
|
РЕКОМЕНДОВАННЫЙ РЕПЕРТУАР
1. Произведения устного народного творчества (русского и украинского):
- Пословицы.
- Поговорки.
- Скороговорки.
- Частушки.
- Прибаутки.
- Загадки.
- Считалочки.
- Песни.
- Сказки.
2. Произведения русских и украинских писателей:
- А. Барто. Стихотворения.
- И. Гурина. Стихи и сказки.
- С. Маршак. Стихотворения.
- А. Пушкин. Стихотворения и поэмы.
- Р. Рождественский. Поэмы.
- А. Фет. Стихотворения.
- Д. Хармс. Стихотворения.
- И. Крылов. Басни.
- И. Дмитриев. Басни.
- Т. Шевченко. Стихотворения и поэмы.
- Л. Украинка. Стихотворения.
- П. Глазовой. Басни.
- Л. Глибов. Басни.
- С. Руданский. Басни. - Г. Сковорода. Басни.
-
1. Вербовская Н.П., Головина О.М., Уранова В.В. Искусство речи. - М., 1977.
2. Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи // Начальная школа. №4,1991.
3. Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки // Начальная школа. №4, 2003.
4. Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку: Издательство «Учитель». – Белгород, 2007.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в начальной школе проектного метода // Начальная школа. №2, 2004.
6. Ладыженская Т.А., Сорокина В.И., Никольская Р.И. Детская риторика 1 - 2 класс. - М., 1994.
7. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
8. Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.
9. Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004.
10. Петрова А.И. Сценическая речь. - М., 1981.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.