Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 г. Балашова Саратовской области»
Рассмотрено Руководитель ШМО _____________/Недотекина Е.В. Протокол № ___ от «__»__________20__г.
|
Согласовано Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №16 г. Балашова Саратовской области» _____________/Соболева Е.А. «__»____________20___г.
|
Утверждаю Директор МОУ «СОШ №16 г. Балашова Саратовской области» _____________/ Рыбалкина С.А. Приказ № __от «__»______20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Кружок «Математическая шкатулка»
Возраст детей, на которых рассчитана программа:10-11лет
Срок реализации программы:1 год
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу:
Захаренко Светлана Юрьевна
2023- 2024 учебный год
Пояснительная записка.
Цель:
привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике.
Задачи:
Общая характеристика
«Математическая шкатулка» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Кружок «Математическая шкатулка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми. При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностные ориентиры содержания кружка « Математическая шкатулка»:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
Личностными результатами изучения данного кружка являются:
Метапредметные и предметные результаты:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- проведение и успешное участие в математических соревнованиях.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Календарно-тематическое планирование
Дата по плану |
Дата по факту |
№ п/п |
Тема |
Содержание |
УУД |
|
|
1 |
Интеллектуальная разминка. |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
|
Учащиеся научатся нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор), распознавать знаково-символическое обозначение,моделировать . |
|
|
2 |
Числа-великаны. |
Как велик миллион? Что такое гугол?
|
Учащиеся научатся:целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планировать (определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). |
|
|
3 |
Мир занимательных задач. |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных);проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Будут иметь возможность научиться понимать причины успеха в учебной деятельности |
|
|
4 |
Кто что увидит? |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений |
_Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; принимать и сохранять учебную задачу; |
|
|
5 |
Римские цифры
|
Занимательные задани с римскими цифрами.
|
Учащиеся научатся: целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
|
|
6 |
. Числовые головоломки. |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; |
|
|
7 |
Секреты задач. |
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: самоопределению (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Формулировать проблемы; Самостоятельно создавь способы решения проблем творческого и поискового характера. |
|
|
8 |
В царстве смекалки. |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
|
Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий). |
|
|
9. |
Математический марафон. |
. Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
|
Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодействия). Постановке вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) |
|
|
10-11 |
«Спичечный конструктор». |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы |
Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
|
|
12 |
Выбери маршрут.. |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
|
Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; _ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей; |
|
|
13 |
Интеллектуальная разминка. |
Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать проблему; самостоятельно находитьь способы решения проблем творческого и поискового характера. _ принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; |
|
|
14 |
Математические фокусы. |
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
|
Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
|
|
15-17 |
Занимательное моделирование.. |
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.
|
Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; |
|
|
18 |
Математическая капилка. |
Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.
|
Учащиеся научатся: формулировать познавательные цели; находить и и выделять информацию; подведение под понятие, выведение следствий |
|
|
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) |
Учащиеся будут иметь возможность научиться :формулировать познавательные цели; - искать и выделятье информацию; - анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
20 |
Математика-наш друг! |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать познавательную цель; -классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; _ отрабатывать вычислительные навыки; _ осуществлять синтез как составление целого из частей |
|
|
21 |
Решай, отгадывай, считай. |
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать(определять цели, функции участников группы , способы взаимодействия). Ставить вопросы (инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации). Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
|
|
22-23 |
В царстве смекалки.. |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
|
Учащиеся будут иметь возможность научиться нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра). |
|
|
24 |
Числовые головоломки. |
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
|
Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; _ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
|
|
25-26 |
Мир занимательных задач.. |
Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,сизбыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра; -анализировать ошибки и определять пути их преодоления; _ различать способы и результат действия; _ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя |
|
|
27-29 |
Интеллектуальная разминка. |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки, занимательные задачи.
|
Учащиеся научаться нравственно-этическо оценивать работу своих товарищей (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты |
|
|
30 |
Блиц-турнир по решению задач. |
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.
|
Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; _ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; |
|
|
31 |
Математическая копилка. |
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач |
_Учащиеся будут иметь возможность принимать участие в совместной работе коллектива; _ вести диалог, работая в парах, группах; _ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; _ координировать свои действия с действиями партнеров; |
|
|
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас. |
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? |
Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера |
|
|
33. |
Математический лабиринт. |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
|
Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; _ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; _ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; _ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; |
|
|
34. |
Математический праздник. |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |
принимать участие в совместной работе коллектива |
Планируемые результаты освоения программы.
Ученик научится:
называть:
-любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
-классы и разряды многозначного числа;
-единицы величин: длины, массы ,скорости ,времени;
-пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
- многозначные числа;
-значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
-цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду:
читать:
-любое многозначное число;
-значения величин;
-информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
-устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
-письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
-способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
-способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
-разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
-многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
-значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
-структуру составного числового выражения;
-характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
-алгоритм решения составной арифметической задачи;
-составные высказывания с помощью логических слов-связок “и”, “или”, “если…, то…”, “наверно, что...”;
контролировать:
- свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;
решать учебные и практические задачи:
-записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
-вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
-решать арифметические задачи, связанные с движением ( в том числе задачи на совместное движение двух тел);
-формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
-вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
Ученик получит возможность научиться:
называть:
-координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
-величины, выраженные в разных единицах;
различать:
-числовое и буквенное равенство;
-виды углов и виды треугольников;
-понятия “несколько решений” и “несколько способов решения” (задачи);
воспроизводить:
-способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
-истинных и ложных высказываний;
оценивать:
-точность измерений;
исследовать:
-задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
-информацию, представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
-вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
-исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
-прогнозировать результаты вычислений;
-читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
-измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
-сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.