Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____________ от 20 г |
|
Утверждено приказом № Директор МБОУ СОШ №20 _____________Поротова Н.В. « » 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
9 класс
Педагог-разработчик:
Малыхин Александр Иванович
Год: 2020-2021
ВВЕДЕНИЕ
Программа «Основы проектной деятельности» 35 часов, 1 занятие в неделю.
Программа составлена на основе курса технологии и является заключительным разделом трудового обучения. Программа создана для учащихся 9 классов, на основе курса технологии по учебникам В. Д. Симоненко.
Пояснительная записка.
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, Выполненная учащимися под руководством учителя.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей.
Окончательный выбор темы проекта согласуется с учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого учащегося или группы учащихся.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладывают возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появляется взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Сроки выполнения проектов могут быть разными и зависят от содержания и задач проекта и могут меняться: от 5-6 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения.
ПРОЕКТЫ - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика, но в то же время, при использовании проектного метода обучения, задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подобно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над ними. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудования, специальные инструменты, материалы).
Деятельность учащихся при выполнении проектов.
·Организационно-подготовительный этап. ( поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, постановка цели и задачи проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта конструкции, подбор материала, подбор технической документации, планирование технологического процесса, разработка конструкторско-технологической документации, выбор инструмента и оборудования, организация рабочего места.
·Технологический этап проекта. (Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, контроль качества, коррекция.)
·Заключительный этап проекта. (Корректирование конструкторско-технологической документации. Экологическое и экономическое обоснование. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов и реклама изделия. Защита проекта.
Цели и задачи творческого проектирования.
·Реализация на практике знаний и умений учащихся, полученных на уроках технологии и других предметов школьной программы.
·Раскрытие творческих способностей и индивидуальных предрасположенностей учащихся.
·Формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
·Формирование интереса к самостоятельной творческой работе.
·Формирование умения пользоваться справочной, технической и научно-познавательной литературой.
·Использование инновационных и компьютерных технологий при создании творческого проекта.
·Умение оценить свои возможности в творческой деятельности.
·Умение довести возникшую идею до реальных результатов.
·Умение оценить проделанную работу.
Основные требования к проектированию.
1.Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.
2.Экономичность. Экономичность требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.
3.Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не влекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
4.Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т. д. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
5.Эргономичность.Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
6.Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный в течение года, быть политехнически направлено.
7.Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.
8.Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.
9.Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным; должны гармонично сочетаться все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным.
10.Значимость. Изготовление изделия должно иметь определенную ценность, полезность в интересах общества или конкретной личности.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
·Умение обосновать актуальность выбора темы.
·Навыки формирования планируемого результата.
·Умение кратко и четко формулировать проблему, возникшую в проблемной ситуации.
·Навыки анализа разработанных идей.
·Создание технологически грамотных чертежей, эскизов, макетов, схем, рисунков, технологических карт, входящих в пакет технической документации.
·Навыки экономических расчетов.
·Навыки экологических обоснований.
·Навыки выбора оборудования, инструментов и материала для практической реализации творческого проекта.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА:
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Название темы |
Часы на теоретические занятия |
Часы на практические занятия |
Всего часов |
1.Организационно-подготовительный этап проектной деятельности. |
6 |
7 |
13 |
2.Технологический этап проектной деятельности. |
0,5 |
18,5 |
19 |
3.Заключительный этап проектной деятельности. |
1,5 |
1,5 |
3 |
|
8 |
27 |
35 |
К девятому классу учащиеся уже обладают определенным опытом выполнения творческих проектов. Для проектирования им предлагаются более сложные работы по изготовлению изделий (третий уровень сложности).
Календарно-тематический план курса
« Основы проектной деятельности»
№ |
Учебная неделя |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Количество часов |
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
1 |
1. Организационно-подготовительный этап. 13 часов. Вводное занятие (анализ программы, тема, цели, задачи курса по основам проектной деятельности, понятие о проблемной ситуации, проблема). |
1 |
|
2 |
2 |
Оформление описательной части проекта (дизайн-альбом проектной деятельности, требования и технические условия оформления проекта, безопасные условия труда при выполнении проекта). |
1 |
|
3 |
3 |
Выявление конкретной потребности (осознание проблемной области, определение конкретной задачи и ее формулировка, актуальность выбора темы). |
0,5 |
0,5 |
4 |
4 |
Выработка идей, вариантов, альтернатив. Дизайн-анализ (разработка набросков, эскизов - художественное моделирование, выбор базового варианта). |
0,5 |
0,5 |
5 |
5 |
Выявление основных параметров и ограничений (выбор оптимальной конструкции: конструирование, техническое моделирование; выбор рационального способа технологической обработки). |
0,5 |
0,5 |
6 |
6 |
Выявление традиций, истории, тенденций |
|
1 |
7 |
7 |
Выбор материалов, инструментов и оборудования |
0,5 |
0,5 |
8 |
8 |
Разработка технологического процесса (расчет и чертеж базовой конструкции; создание технологических карт; определение целесообразности в целом применения данной технологической обработки для конкретных деталей (узлов), для данного вида модели, а также конкурентоспособности, производительности выбранной технологии). |
0,5 |
0,5 |
9 |
9-12 |
Создание эскизов, чертежей, рисунков, схем, лекал (художественное моделирование – создание художественного эскиза; развить и отработать модель; расчет и конструктивный чертеж базовой конструкции). |
1 |
3 |
10 |
13 |
Экологическое и экономическое обоснование проекта (Экономический расчет: экономичность выбранной технологии; стоимость материала, отделки, электроэнергии и других затрат по созданию проекта и наличие рынка сбыта. Экологическое обоснование: экологическая безопасность, использование натуральных продуктов и материалов; влияние готового изделия на здоровье человека, вреда окружающей среде). |
0,5 |
0,5 |
11 |
14-30 |
2.Технологический этап. 19 часов. Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом (самоконтроль своей деятельности; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда). |
|
17 |
12 |
31 |
Контроль качества. Коррекция (соответствие изделия предъявляемым требованиям; соответствие техническим условиям и характеристикам). |
|
1 |
13 |
32 |
Оформление готового изделия. Реклама (окончательная отделка готового изделия; создание рекламного проекта). |
0,5 |
0,5 |
14 |
33 |
3.Заключительный этап.3 часа. Самооценка (анализ существующего состояния: насколько изделие удовлетворяет потребности, сформулированные в проблеме, оценка проделанной работы, самоанализ достоинств и недостатков проекта). |
0,5 |
0.5 |
15 |
34 |
Защита проекта (представление проекта учащимся, используя рекламу и демонстрацию своих изделий, изготовленных в процессе творческой деятельности). |
|
1 |
16 |
35 |
Конкурс проектов. Выбор лучшего творческого проекта. |
1 |
|
|
|
|
8 |
27 |
ВСЕГО: 35 ЧАСОВ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Симоненко В. Д. Учебники « Технология для 5-9 классов». Издательство Вентана-Граф. Москва 2000г.
2. Бобровская А. Н. « Использование проектной деятельности на уроках технологии». Издательство Корифей. Волгоград 2006г.
3. Сасова И. А. « Сборник проектов». Издательство Вентана-Граф. Москва 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.