Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Журналист» в рамках социального направления развития личности направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга учащихся и составлена на основе следующих нормативноправовых документов, регулирующих кружковую работу:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185 «О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Направленность программы. Программа кружка «Журналист» имеет социальную направленность по направлению внеурочной деятельности ФГОС ООО для детей 13-15 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты государства и общества, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов.
Цель программы – сформировать у учащихся среднего звена представление о деятельности журналиста как социально-значимой и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
-Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам журналистики; -Формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики; -Способствовать формированию профессиональной грамотности.
Развивающие:
-Развитие творческих способностей школьников, осуществляя выпуск школьных газет;
-Развитие интересов к профессии журналиста;
-Развитие эмоционально-волевых сфер, способствующих формированию активной гражданской позиции;
-Создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.
Воспитательные:
-Воспитать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях;
-Создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива; -Содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
-Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность;
-Создать условия для проявления детско-юношеской инициативы.
Личностными результатами изучения программы «Журналист» является формирование следующих умений:
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Предметные результаты:
-Познакомится с основными терминами журналистики;
-Научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
-Сформировать умения работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; -Формирование умений выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты;
-Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания;
Метапредметные результаты
-Формирование представления о журналистике как профессии;
-Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе;
-Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью);
-Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания;
-Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
-Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий);
-Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач; -Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; -Формирование уважения к собеседнику.
Личностными результатами изучения программы «Журналист» является формирование следующих умений:
- формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области журналистики; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; -формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);
-отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих знаний и умений. - умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.
Метапредметными результатами изучения программы «Журналист» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному плану;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;
учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники); создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
уметь пользоваться языком литературного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья,
заметка и т.д.) ;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Юный журналист» и следовать им; учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 3 год обучения Личностными результатами изучения программы «Журналист» является формирование следующих умений:
• приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
• получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
• понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.
Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих умений:
познакомятся с основными терминами журналистики;
• приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
• приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
• поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
• приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Журналист» в рамках социального направления развития предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания на практике, в способах действий. Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование.
Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание и методы деятельности.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).
Программа рассчитана на 3 учебных года. Общее количество часов—102, первый год обучения—34 часа, второй—34 часа, третий - 34 часа. Кружок «Журналист» объединяет учащихся 5-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Форма проведения занятий Формы проведения занятий.
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий: - ролевые игры;
- свободная творческая дискуссия;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- встреча с журналистами;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск школьных газет;
- подготовка статей для публикации в школьной газете.
Критерии отслеживания программы:
1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
2. Развитие креативного мышления учащихся.
3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий. 4. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Журналист» (первый год обучения)
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие |
1 |
2. |
Журналистика как профессия |
1 |
3. |
Функции журналистики. |
1 |
4. |
Требования к журналисту |
1 |
5. |
История российской журналистики |
1 |
6. |
Формирование жанров журналистики |
1 |
7. |
Язык журналистики. |
1 |
8. |
Стилистические фигуры речи. |
1 |
9. |
Стилистические фигуры в тексте. |
1 |
10. |
Композиция материала. |
1 |
11. |
Публицистический стиль. |
1 |
12. |
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. |
1 |
13. |
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. |
1 |
14. |
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон. |
1 |
15. |
Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах. |
1 |
16. |
Технические средства журналиста. |
1 |
17. |
Газетный язык и авторский почерк. |
1 |
18. |
Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат. |
1 |
19. |
Эстетика. |
1 |
20. |
Школьная газета. |
1 |
21. |
Миссия и название школьной газеты. |
1 |
22. |
Читатель и его интересы. |
1 |
23. |
Как и о чем писать для школьной газеты? |
1 |
24. |
Темы, рубрики, полосы. |
1 |
25. |
Взрослые правила для юных журналистов. |
1 |
26. |
Требования к информации. |
1 |
27. |
Источники информации. |
1 |
28. |
Как придумывать заголовки и писать лиды? |
1 |
29. |
Как вести интервью? |
1 |
30. |
Планирование шаг за шагом. |
1 |
31. |
Структура школьной редакции. |
1 |
32. |
Подбор и использование занимательного материала в газете. |
1 |
33. |
Дизайн школьной газеты. |
1 |
34. |
Дизайн школьной газеты |
1 |
Итого |
34 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный журналист»
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. Журналистика как профессия. |
1 |
2. |
Функции журналистики. |
1 |
3 |
Требования к журналисту. |
1 |
4 |
История российской журналистики. |
1 |
5 |
Жанры журналистики. |
1 |
6 |
Язык журналистики. |
1 |
7 |
Стилистические фигуры речи. |
1 |
8 |
Стилистические фигуры речи |
1 |
9 |
Композиция журналистского материала. |
1 |
10 |
Публицистический стиль. |
1 |
11 |
Информационные жанры. |
1 |
12 |
Аналитические жанры. |
1 |
13 |
Художественные жанры. |
1 |
14 |
Практическая работа «Написание статьи». |
1 |
15 |
Технические средства журналиста. |
1 |
16 |
Особенности газетного языка. |
1 |
17 |
Речевая культура. |
1 |
18 |
Эстетика и дизайн. |
1 |
19 |
Школьная газета. |
1 |
20 |
Роль школьной газеты. |
1 |
21 |
Читатель и его интересы. |
1 |
22 |
Как и о чем писать для школьной газеты? |
1 |
23 |
Темы газетных публикаций. |
1 |
24 |
Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта |
1 |
25 |
Требования к информации. |
1 |
26 |
Источники информации. |
1 |
27 |
Заголовки и иллюстрации. |
1 |
28 |
Интервью. |
1 |
29 |
Выпуск газеты. |
1 |
30 |
Школьная редакция. |
1 |
31 |
Практическая работа по выпуску школьной газеты. |
1 |
32 |
Путевые заметки |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» |
1 |
Всего часов |
34 |
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. Журналистика как профессия. |
1 |
2. |
Функции журналистики. |
1 |
3 |
Требования к журналисту. |
1 |
4 |
История российской журналистики. |
1 |
5 |
Жанры журналистики. |
1 |
6 |
Язык журналистики. |
1 |
7 |
Стилистические фигуры речи. |
1 |
8 |
Стилистические фигуры речи |
1 |
9 |
Композиция журналистского материала. |
1 |
10 |
Публицистический стиль. |
1 |
11 |
Информационные жанры. |
1 |
12 |
Аналитические жанры. |
1 |
13 |
Художественные жанры. |
1 |
14 |
Практическая работа «Написание статьи». |
1 |
15 |
Технические средства журналиста. |
1 |
16 |
Особенности газетного языка. |
1 |
17 |
Речевая культура. |
1 |
18 |
Эстетика и дизайн. |
1 |
19 |
Школьная газета. |
1 |
20 |
Роль школьной газеты. |
1 |
21 |
Читатель и его интересы. |
1 |
22 |
Как и о чем писать для школьной газеты? |
1 |
23 |
Темы газетных публикаций. |
1 |
24 |
Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта |
1 |
25 |
Требования к информации. |
1 |
26 |
Источники информации. |
1 |
27 |
Заголовки и иллюстрации. |
1 |
28 |
Интервью. |
1 |
29 |
Выпуск газеты. |
1 |
30 |
Школьная редакция. |
1 |
31 |
Практическая работа по выпуску школьной газеты. |
1 |
32 |
Путевые заметки |
1 |
33 |
Интернет-журналистика. |
1 |
34 |
Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» |
1 |
Всего часов |
|
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.