Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"

Оценка 4.9
pdf
24.07.2020
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности (1).pdf

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа  кружка  по внеурочной деятельности  «Журналист»  в рамках   социального направления развития личности   направлена на развитие коммуникативных и  интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию  социализирующего досуга учащихся и  составлена на основе следующих нормативноправовых   документов, регулирующих кружковую работу:

 -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1; 

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

 -Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;  -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185 «О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей». 

 Направленность программы. Программа кружка «Журналист» имеет социальную направленность по направлению внеурочной деятельности ФГОС ООО для детей 13-15 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты государства и общества, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов.

  Цель программы – сформировать у учащихся среднего  звена  представление о деятельности    журналиста как социально-значимой и  развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:  

Образовательные:

-Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам журналистики; -Формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики; -Способствовать формированию профессиональной грамотности.

Развивающие:

-Развитие творческих способностей школьников, осуществляя выпуск школьных газет;

-Развитие интересов к профессии журналиста;

-Развитие эмоционально-волевых сфер, способствующих формированию активной гражданской позиции;

-Создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.

Воспитательные:

-Воспитать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях;

-Создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива; -Содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;

-Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность;

-Создать условия для проявления детско-юношеской инициативы.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

1 год обучения

Личностными результатами изучения программы  «Журналист» является формирование следующих умений:

-  воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;  - формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками  творческого практикума (сочинения разных жанров);

-  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

-  самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Предметные результаты:

-Познакомится с основными терминами журналистики;

-Научиться самостоятельно  организовывать поиск информации;

-Сформировать умения работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; -Формирование умений выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты;

-Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания;

Метапредметные результаты

-Формирование представления о журналистике как профессии;

-Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе;

-Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью);

-Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания;

-Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

-Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий);

-Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач; -Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; -Формирование уважения к собеседнику.

2 год обучения 

      Личностными результатами изучения программы  «Журналист» является формирование следующих умений:

- формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области журналистики; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; -формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками  творческого практикума (сочинения разных жанров);

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. 

Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих знаний и умений. - умение построить устное и письменное сообщение;

-   умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

-   умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

-   самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.

       Метапредметными результатами изучения программы «Журналист» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;

учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники); создавать сочинения разных жанров;

соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях; Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всей группы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком литературного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья,

заметка  и т.д.) ;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других;

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Юный журналист» и следовать им; учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  3 год обучения Личностными результатами изучения программы  «Журналист» является формирование следующих умений:  

            приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;

            получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

            понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Предметными результатами  изучения программы  «Юный журналист» является формирование следующих умений:  

познакомятся с основными терминами журналистики;

            приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

научатся давать самооценку результатам своего труда;

приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

            приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;

научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

            поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

            приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой: 

            формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

            продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

            умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

 

Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности

Рабочая программа  кружка  по внеурочной деятельности  «Журналист»  в рамках   социального направления развития предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания на практике, в  способах действий. Наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. 

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

Содержание и методы деятельности.

        Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

       При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

        Программа рассчитана на 3 учебных  года. Общее количество часов—102, первый год обучения—34 часа, второй—34 часа, третий - 34 часа. Кружок «Журналист» объединяет учащихся 5-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Форма проведения занятий         Формы проведения занятий.

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий: - ролевые игры; 

-   свободная творческая дискуссия;

-   проблемная ситуация; 

-   групповая и парная работа; 

-   практическая деятельность; 

-   тренировочные упражнения; 

-   ситуативные тренинги; 

-   чтение и обсуждение статей из газет; 

-   встреча с журналистами; 

-   обсуждение материалов, написание отзывов и статей; 

-   выпуск школьных газет; 

-   подготовка статей для публикации в школьной газете.

 

Критерии отслеживания программы:

1.  Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

2.  Развитие креативного мышления учащихся.

3.  Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий. 4. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Журналист»    (первый год обучения)

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.  

Вводное занятие

1

2.  

Журналистика как профессия

1

3.  

Функции журналистики.

1

4.  

Требования к журналисту

1

5.  

История российской журналистики

1

6.  

Формирование жанров журналистики

1

7.  

Язык журналистики.

1

8.  

Стилистические фигуры речи.

1

9.  

Стилистические фигуры в тексте.

1

10.  

Композиция материала.

1

11.  

Публицистический стиль.

1

12.  

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

1

13.  

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

1

14.  

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

1

15.  

Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

1

16.  

Технические средства журналиста.

1

17.  

Газетный язык и авторский почерк.

1

18.  

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

1

19.  

Эстетика.

1

20.  

Школьная газета. 

1

21.  

Миссия и название школьной газеты.

1

22.  

Читатель и его интересы.

1

23.  

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

24.  

Темы, рубрики, полосы.

1

25.  

Взрослые правила для юных журналистов.

1

26.  

Требования к информации.

1

27.  

Источники информации.

1

28.  

Как придумывать заголовки и писать лиды?

1

29.  

Как вести интервью?

1

30.  

Планирование шаг за шагом.

1

31.  

Структура школьной редакции.

1

32.  

Подбор и использование занимательного материала в газете.

1

33.  

Дизайн школьной газеты.

1

34.  

Дизайн школьной газеты

1

                                                                                                                               Итого 

34

 

 

Тематическое планирование курса   внеурочной деятельности «Юный журналист»

  (второй год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

1

2.

Функции журналистики.

1

3

Требования к журналисту.

1

4

История российской журналистики.

1

5

Жанры журналистики.

1

6

Язык журналистики.

1

7

Стилистические фигуры речи.

1

8

Стилистические фигуры речи

1

9

Композиция журналистского материала.

1

10

Публицистический стиль.

1

11

Информационные жанры.

1

12

Аналитические жанры.

1

13

Художественные жанры.

1

14

Практическая работа «Написание статьи».

1

15

Технические средства журналиста.

1

16

Особенности газетного языка.

1

17

Речевая культура.

1

18

Эстетика и дизайн.

1

19

Школьная газета. 

1

20

Роль школьной газеты. 

1

21

Читатель и его интересы.

1

22

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

23

Темы газетных публикаций. 

1

24

Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

1

25

Требования к информации.

1

26

Источники информации.

1

27

Заголовки и иллюстрации.

1

28

Интервью.

1

29

Выпуск газеты.

1

30

Школьная редакция.

1

31

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

32

Путевые заметки

1

34

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»

1

Всего часов  

34

 

 

Тематическое планирование курса  внеурочной деятельности «Юный журналист»  (третий год обучения)

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

1

2.

Функции журналистики.

1

3

Требования к журналисту.

1

4

История российской журналистики.

1

5

 Жанры журналистики.

1

6

Язык журналистики.

1

7

Стилистические фигуры речи.

1

8

Стилистические фигуры  речи

1

9

Композиция журналистского материала.

1

10

Публицистический стиль.

1

11

Информационные жанры.

1

12

Аналитические жанры.

1

13

Художественные жанры.

1

14

Практическая работа «Написание статьи».

1

15

Технические средства журналиста.

1

16

Особенности газетного языка.

1

17

Речевая культура.

1

18

Эстетика и дизайн.

1

19

Школьная газета.

1

20

Роль школьной газеты.   

1

21

Читатель и его интересы.

1

22

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

23

Темы газетных публикаций.   

1

24

Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

1

25

Требования к информации.

1

26

Источники информации.

1

27

Заголовки и иллюстрации.

1

28

Интервью.

1

29

Выпуск газеты.

1

30

Школьная редакция.

1

31

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

32

Путевые заметки

1

33

Интернет-журналистика.

1

34

Итоговое занятие.  Презентация «Портфеля творческих достижений»  

1

Всего часов

 

 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"

Пояснительная записка Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Журналист» в рамках социального направления развития личности направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских…

Пояснительная записка Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Журналист» в рамках социального направления развития личности направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских…

Образовательные: -Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам журналистики; -Формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики; -Способствовать формированию профессиональной грамотности

Образовательные: -Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам журналистики; -Формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики; -Способствовать формированию профессиональной грамотности

Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения

Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений

Предметными результатам и изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих умений:  познакомятся с основными терминами журналистики; • приобретут первичные навыки работы с содержащейся в…

Предметными результатам и изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих умений:  познакомятся с основными терминами журналистики; • приобретут первичные навыки работы с содержащейся в…

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела

Критерии отслеживания программы: 1

Критерии отслеживания программы: 1

Итого 34

Итого 34

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный журналист» (третий год обучения) № п/п

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Юный журналист» (третий год обучения) № п/п

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2020