Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Журналист"

  • pdf
  • 24.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности (1).pdf

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа  кружка  по внеурочной деятельности  «Журналист»  в рамках   социального направления развития личности   направлена на развитие коммуникативных и  интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию  социализирующего досуга учащихся и  составлена на основе следующих нормативноправовых   документов, регулирующих кружковую работу:

 -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1; 

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;

 -Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;  -Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 года №185 «О внесении изменений №1 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей». 

 Направленность программы. Программа кружка «Журналист» имеет социальную направленность по направлению внеурочной деятельности ФГОС ООО для детей 13-15 лет. Откликается на заказ государства и общества, на формирование интеллектуальной элиты государства и общества, так как ориентирована на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов.

  Цель программы – сформировать у учащихся среднего  звена  представление о деятельности    журналиста как социально-значимой и  развитие творческих способностей учащихся.

Задачи программы:  

Образовательные:

-Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам журналистики; -Формировать теоретические знания и практические навыки в сфере журналистики; -Способствовать формированию профессиональной грамотности.

Развивающие:

-Развитие творческих способностей школьников, осуществляя выпуск школьных газет;

-Развитие интересов к профессии журналиста;

-Развитие эмоционально-волевых сфер, способствующих формированию активной гражданской позиции;

-Создавать условия для развития критического мышления, креативности, расширения кругозора, развивать их культуру речи, письма, общения.

Воспитательные:

-Воспитать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях;

-Создать оптимальные условия для формирования и развития детского коллектива; -Содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;

-Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность;

-Создать условия для проявления детско-юношеской инициативы.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

1 год обучения

Личностными результатами изучения программы  «Журналист» является формирование следующих умений:

-  воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;  - формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками  творческого практикума (сочинения разных жанров);

-  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

-  самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) Предметные результаты:

-Познакомится с основными терминами журналистики;

-Научиться самостоятельно  организовывать поиск информации;

-Сформировать умения работать в проектном режиме при создании выпусков газеты; -Формирование умений выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты;

-Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания;

Метапредметные результаты

-Формирование представления о журналистике как профессии;

-Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе;

-Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью);

-Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания;

-Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

-Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий);

-Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач; -Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; -Формирование уважения к собеседнику.

2 год обучения 

      Личностными результатами изучения программы  «Журналист» является формирование следующих умений:

- формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области журналистики; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных задач; -формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками  творческого практикума (сочинения разных жанров);

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. 

Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих знаний и умений. - умение построить устное и письменное сообщение;

-   умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

-   умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

-   самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.

       Метапредметными результатами изучения программы «Журналист» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;

учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники); создавать сочинения разных жанров;

соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях; Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы  всей группы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком литературного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья,

заметка  и т.д.) ;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме; уметь слушать и понимать речь других;

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Юный журналист» и следовать им; учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  3 год обучения Личностными результатами изучения программы  «Журналист» является формирование следующих умений:  

            приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;

            получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

            понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Предметными результатами  изучения программы  «Юный журналист» является формирование следующих умений:  

познакомятся с основными терминами журналистики;

            приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций; получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

научатся давать самооценку результатам своего труда;

приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

            приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;

научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;

научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

            поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

            приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой: 

            формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;

            продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

            умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

 

Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности

Рабочая программа  кружка  по внеурочной деятельности  «Журналист»  в рамках   социального направления развития предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания на практике, в  способах действий. Наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. 

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, анкетирование, тестирование, проектирование.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

Содержание и методы деятельности.

        Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

       При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

        Программа рассчитана на 3 учебных  года. Общее количество часов—102, первый год обучения—34 часа, второй—34 часа, третий - 34 часа. Кружок «Журналист» объединяет учащихся 5-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Форма проведения занятий         Формы проведения занятий.

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий: - ролевые игры; 

-   свободная творческая дискуссия;

-   проблемная ситуация; 

-   групповая и парная работа; 

-   практическая деятельность; 

-   тренировочные упражнения; 

-   ситуативные тренинги; 

-   чтение и обсуждение статей из газет; 

-   встреча с журналистами; 

-   обсуждение материалов, написание отзывов и статей; 

-   выпуск школьных газет; 

-   подготовка статей для публикации в школьной газете.

 

Критерии отслеживания программы:

1.  Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

2.  Развитие креативного мышления учащихся.

3.  Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий. 4. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Журналист»    (первый год обучения)

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.  

Вводное занятие

1

2.  

Журналистика как профессия

1

3.  

Функции журналистики.

1

4.  

Требования к журналисту

1

5.  

История российской журналистики

1

6.  

Формирование жанров журналистики

1

7.  

Язык журналистики.

1

8.  

Стилистические фигуры речи.

1

9.  

Стилистические фигуры в тексте.

1

10.  

Композиция материала.

1

11.  

Публицистический стиль.

1

12.  

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

1

13.  

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

1

14.  

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

1

15.  

Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

1

16.  

Технические средства журналиста.

1

17.  

Газетный язык и авторский почерк.

1

18.  

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

1

19.  

Эстетика.

1

20.  

Школьная газета. 

1

21.  

Миссия и название школьной газеты.

1

22.  

Читатель и его интересы.

1

23.  

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

24.  

Темы, рубрики, полосы.

1

25.  

Взрослые правила для юных журналистов.

1

26.  

Требования к информации.

1

27.  

Источники информации.

1

28.  

Как придумывать заголовки и писать лиды?

1

29.  

Как вести интервью?

1

30.  

Планирование шаг за шагом.

1

31.  

Структура школьной редакции.

1

32.  

Подбор и использование занимательного материала в газете.

1

33.  

Дизайн школьной газеты.

1

34.  

Дизайн школьной газеты

1

                                                                                                                               Итого 

34

 

 

Тематическое планирование курса   внеурочной деятельности «Юный журналист»

  (второй год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

1

2.

Функции журналистики.

1

3

Требования к журналисту.

1

4

История российской журналистики.

1

5

Жанры журналистики.

1

6

Язык журналистики.

1

7

Стилистические фигуры речи.

1

8

Стилистические фигуры речи

1

9

Композиция журналистского материала.

1

10

Публицистический стиль.

1

11

Информационные жанры.

1

12

Аналитические жанры.

1

13

Художественные жанры.

1

14

Практическая работа «Написание статьи».

1

15

Технические средства журналиста.

1

16

Особенности газетного языка.

1

17

Речевая культура.

1

18

Эстетика и дизайн.

1

19

Школьная газета. 

1

20

Роль школьной газеты. 

1

21

Читатель и его интересы.

1

22

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

23

Темы газетных публикаций. 

1

24

Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

1

25

Требования к информации.

1

26

Источники информации.

1

27

Заголовки и иллюстрации.

1

28

Интервью.

1

29

Выпуск газеты.

1

30

Школьная редакция.

1

31

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

32

Путевые заметки

1

34

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений»

1

Всего часов  

34

 

 

Тематическое планирование курса  внеурочной деятельности «Юный журналист»  (третий год обучения)

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

1

2.

Функции журналистики.

1

3

Требования к журналисту.

1

4

История российской журналистики.

1

5

 Жанры журналистики.

1

6

Язык журналистики.

1

7

Стилистические фигуры речи.

1

8

Стилистические фигуры  речи

1

9

Композиция журналистского материала.

1

10

Публицистический стиль.

1

11

Информационные жанры.

1

12

Аналитические жанры.

1

13

Художественные жанры.

1

14

Практическая работа «Написание статьи».

1

15

Технические средства журналиста.

1

16

Особенности газетного языка.

1

17

Речевая культура.

1

18

Эстетика и дизайн.

1

19

Школьная газета.

1

20

Роль школьной газеты.   

1

21

Читатель и его интересы.

1

22

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

23

Темы газетных публикаций.   

1

24

Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

1

25

Требования к информации.

1

26

Источники информации.

1

27

Заголовки и иллюстрации.

1

28

Интервью.

1

29

Выпуск газеты.

1

30

Школьная редакция.

1

31

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

32

Путевые заметки

1

33

Интернет-журналистика.

1

34

Итоговое занятие.  Презентация «Портфеля творческих достижений»  

1

Всего часов

 

 34