РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Роль личности в истории. XVIII век»
(базовый уровень)
для учащихся 8х классов
Составитель:
Дитрих Елена Андреевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Планируемые результаты освоения кружка
«Роль личности в истории. XVIII век»
Рабочая программа кружка по истории для 8го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5–9 классов, историко-культурного стандарта, утверждённого рабочей группой под руководством академика, директора Института всеобщей истории РАН А. Чубарьяна.
Программа рассчитана на 34 часа.
В процессе обучения используется литература:
1. "Всемирная история. В 6-ти томах. Том 4. Мир в XVIII веке". Под ред. Карп С., Чубарьян А.О.: М, Наука, 2013 г.
2. Демкин А.: Русские деловые люди XVIII столетия: М, Ломоносовъ, 2019г.
3. Карнович ЕП: Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий: М, Юрайт, 2019
4. Леонтьева Г.А., Синелобов А.П.: Практикум по истории России XVIII века. Учебное пособие: М, Прометей, 2013 г.
5. Рябцев Ю.: Русская культура XVIII века: М, АстраМедиа, 2010 г.
6. Соловьев В: Тайны Российской империи. XVIII век: М, Оникс, 2009 г.
7. Чернова МН: Личность в истории. Россия - век XVIII: М, Эксмо-Пресс, 2007 г.
Предпочтительные формы организации учебного процесса, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата:
Типы занятий |
Пед. технологии |
Формы работы учащихся |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа - исследование и т.п. |
Интерактивные: - игровые; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления средствами чтения и письма; - ИКТ-технологии; - здоровьесберегающие технологии |
Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять рез ультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразит ельных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернетресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и друг их народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание кружка «Роль личности в истории. XVIII век»
(1 час в неделю)
№ п/п |
Тематический блок |
Кол-во час. |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Тема 1. Императоры |
6 |
3 |
Тема 2. Государственные и военные деятели |
14 |
4 |
Тема 3. Деятели культуры |
5 |
5 |
Тема 4. Деятели науки |
2 |
6 |
Тема 5. Путешественники |
1 |
7 |
Тема 6. Промышленники и меценаты |
2 |
8 |
Тема 7. Мыслители, предводители восстаний |
2 |
9 |
Итоговое повторение |
1 |
ИТОГО |
34 |
Введение.
Место человека в течение исторического времени и пространства.
Тема 1. Императоры
Петр I. Екатерина I. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна. Петр III. Екатерина II.
Тема 2. Государственные и военные деятели
Военные деятели эпохи Петра I: Ф.М. Апраксин, М.М. Голицын, Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев
Государственные и военные деятели времен дворцовых переворотов: Б.К. Миних, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, С.Ф Апраксин, П.С. Салтыков, А.Г. Разумовский, П.И. Шувалов
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: А.Г. Орлов, Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Е.Р. Дашкова, И.И. Бецкой
Тема 3. Деятели культуры
Театр: Ф.Г. Волков
Литература: А.П. Сумароков, Фонвизин Д.И.
Живопись: А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов.
Скульптура: Ф.И. Шубин, Э. Фальконе
Архитектура: Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли, М.Ф. Казаков
Тема 4. Деятели науки, изобретатели
И.П. Кулибин, А.К. Нартов, И.И. Ползунов, М.В. Ломоносов.
Тема 5. Путешественники
В.И. Беринг, С.П. Крашенинников
Тема 6. Промышленники и меценаты
Строгановы. Демидовы. Б.П. Шереметев. Д.М. Голицын.
Тема 7. Мыслители, предводители восстаний
А.Н. Радищев, Н.И. Новиков. К.А. Булавин, Е.И. Пугачев
Итоговое повторение.
Связанность конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами.
Тематическое планирование
кружка «Роль личности в истории. XVIII век» (1 час в неделю)
№ уро-ка |
Название темы, урока |
Количество часов |
Дата проведения (план) |
Корректи-ровка |
|
Введение |
1 |
|
|
1 |
Место человека в течение исторического времени и пространства. |
1 |
|
|
|
Тема 1. Императоры |
6 |
|
|
2 |
Петр I. |
1 |
|
|
3 |
Екатерина I. |
1 |
|
|
4 |
Анна Иоанновна. |
1 |
|
|
5 |
Елизавета Петровна. |
1 |
|
|
6 |
Петр III. |
1 |
|
|
7 |
Екатерина II. |
1 |
|
|
|
Тема 2. Государственные и военные деятели |
14 |
|
|
8 |
Военные деятели эпохи Петра I: Ф.М. Апраксин, М.М. Голицын |
1 |
|
|
9 |
Военные деятели эпохи Петра I: Ф.Я. Лефорт, Б.П. Шереметев |
1 |
|
|
10 |
Военные деятели эпохи Петра I: А.Д. Меншиков |
1 |
|
|
11 |
Государственные и военные деятели времен дворцовых переворотов: Б.К. Миних, А.П. Бестужев-Рюмин |
1 |
|
|
12 |
Государственные и военные деятели времен дворцовых переворотов: Э.И. Бирон, А.И. Остерман |
1 |
|
|
13 |
Государственные и военные деятели времен дворцовых переворотов: С.Ф Апраксин, П.С. Салтыков |
1 |
|
|
14 |
Государственные и военные деятели времен дворцовых переворотов: А.Г. Разумовский, П.И. Шувалов |
1 |
|
|
15 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, Г.Г. Орлов |
1 |
|
|
16 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: Г.А. Потемкин |
1 |
|
|
17 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: П.А. Румянцев |
1 |
|
|
18 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: А.В. Суворов |
1 |
|
|
19 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: Ф.Ф. Ушаков |
1 |
|
|
20 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: И.И. Бецкой |
1 |
|
|
21 |
Государственные и военные деятели периода правления Екатерины II: Е.Р. Дашкова |
1 |
|
|
|
Тема 3. Деятели культуры |
5 |
|
|
22 |
Театр: Ф.Г. Волков |
1 |
|
|
23 |
Литература: А.П. Сумароков, Фонвизин Д.И. |
1 |
|
|
24 |
Живопись: А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов. |
1 |
|
|
25 |
Скульптура: Ф.И. Шубин, Э. Фальконе |
1 |
|
|
26 |
Архитектура: Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли, М.Ф. Казаков |
1 |
|
|
|
Тема 4. Деятели науки, изобретатели |
2 |
|
|
27 |
И.П. Кулибин, А.К. Нартов, И.И. Ползунов |
1 |
|
|
28 |
М.В. Ломоносов. |
1 |
|
|
|
Тема 5. Путешественники |
1 |
|
|
29 |
В.И. Беринг, С.П. Крашенинников |
1 |
|
|
|
Тема 6. Промышленники и меценаты |
2 |
|
|
30 |
Строгановы. Демидовы. |
1 |
|
|
31 |
Б.П. Шереметев. Д.М. Голицын. |
1 |
|
|
|
Тема 7. Мыслители, предводители восстаний |
2 |
|
|
32 |
А.Н. Радищев, Н.И. Новиков. |
1 |
|
|
33 |
К.А. Булавин, Е.И. Пугачев |
1 |
|
|
|
Итоговое повторение |
1 |
|
|
34 |
Связанность конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.