РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Оценка 5
docx
12.05.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
программа кружка умелые ручки.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ­­­­­____________

от                             20        г

 

Утверждено приказом №

Директор МБОУ СОШ №20

_____________Поротова Н.В.

«    »                              20      г

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

 

 

 

Педагог-разработчик:

Малыхин Александр Иванович

 

 

 

 

Год:  2018-2019

 

Пояснительная записка

 

Данная программа составлена   на   основе   программы   по   курсу «Радиотехническое  конструирование В.Шеламова. Здесь учащиеся приобщаются к знаниям в области радиотехники и электроники, без которых современному человеку не обойтись. Ведь в быту нас окружают разнообразные радиотехнические устройства: телевизоры,   магнитофоны и видеомагнитофоны, телефоны и личные радиостанции, многочисленные бытовые приборы, которые буквально напичканы электроникой. И во всём этом нужно уметь разбираться,   чтобы   правильно   с   ними   обращаться,   а   при  необходимости найти и устранить неисправность.

Наше время  -   век глобального информационного   общества.   Нетрудно   догадаться   о   предстоящем в ближайшем будущем ещё более интенсивном внедрении электроники в жизнь. Вот почему так важно изучать электронику буквально с детства, со школьной  скамьи.

Цель программы:

обучение воспитанников основам радиоэлектроники с ориентацией на получение радиотехнических и радиоинженерных специальностей в колледжах, вузах.

 

Задачи программы:

• формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству;

• ранняя ориентация на новейшие технологии и методы организации практической деятельности в сфере радиоэлектроники;

• формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях современных отношений;

• приобретение навыков коллективного труда; организация разработок технико-технологических проектов.

 

Особенности программы.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения (70 часов)  и предназначена  для учащихся 6-11 классов. Количество обучающихся в группе 8-15 человек.

Содержание  программы  разработано  на  основе  системного  анализа технических средств радиоэлектроники и принципа типичности. Сущность такого принципа состоит в том, что вместо изучения всех разновидностей  радиоэлементов электронной аппаратуры, приборов, схем, систем определенного   класса   рассматривают   лишь   типичные,    в   которых раскрываются характерные наиболее устойчивые признаки всего класса. Одновременно  уделяется внимание и тем принципиальным теоретическим положениям, которые лежат в основе работы ведущих групп радиоэлектронных  элементов, схем и систем. Такой подход позволяет рассчитывать на сознательное и творческое усвоения закономерностей радиоэлектроники  с возможностью их реализации в изменившихся условиях, а также  в   продуктивном  использовании  в  практической   и   опытной  деятельности.

В процессе   теоретического   обучения   воспитанников   знакомят   с названиями, структурой и устройством электрорадиоэлементов и схем, с технологическими  основами сборки и монтажа радиоаппаратуры, основами полупроводниковой     электроники,     полупроводниковыми     приборами импульсной       и   телевизионной   техникой,   средствами   отображения информации,   историей   и   перспективами   развития   радиотехники   и электроники.

На основе   длительной    экспериментальной    проверки    содержания программы  сделана доработка ее с учётом включения тем, удовлетворяющих современным   интересам,   увлечениям  учащихся   как   в   теоретическом материале, так и для самостоятельного конструирования и моделирования пси разных средств электронной автоматики.

На    практических    занятиях    воспитанники    изучают   техническую документацию,   материалы,   инструменты,   которые   используются   при сборочных и монтажных работах, технологическую последовательность готовки к монтажу и пайке электоррадиоэлементов РЭА и изготовления схем, узлов, блоков  радиоаппаратуры, требования, предъявляемые к качеству готовой   продукции.   Основными   методами   изложения   теоретических сведений на практических занятиях являются лекции,  рассказы. Программой   предусмотрено   проведение   практикума   начинающего радиолюбителя, который включает проведение лабораторно-практических, исследовательских работ. Выполняя специальные задания, воспитанники приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения и навыки, необходимые для монтажа и сборки радиоэлектронной аппаратуры, которые закрепляются в дальнейшем во время разработки проектов. Содержание практических работ и виды проектируемых объектов могут уточняться от желания учащихся, наличие материалов, средств и т.д.

С целью воспитания у школьников интереса к профессиональной деятельности, направлениям развития и перспективам радиоэлектроники в программу введены сведения по истории становления современной радиоэлектроники, о ведущих ученых и инженерах в этой области и их открытиях.

На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии, личной гигиены, на выполнение эколого-гигиенических требований при работе с радиоэлектронной техникой, при монтаже и пайке РЭА.

Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические знания значительно углубят знания учащихся по физике.

 

Программа курса

«Радиотехническое конструирование»

 

Тема 1. Введение

Предмет и содержание курса. Значение теоретического и практического материала программы.

Обсуждение тематики занятий, порядок работы лаборатории. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с электроинструментами и приборами, питающимися от сети переменного тока.

Значение радиоэлектроники для современного общества. Исторические сведения.

Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения курса и самостоятельного изучения.

Тема 2. Элементы электротехники Электрический ток и его свойства.

Гальванический элемент и батарея элементов — источники постоянного тока. Проводники, полупроводники и непроводники, их свойства и применение.

Основные электрические величины (напряжение, сила тока, сопротивление).

Приборы для их измерения: вольтметр, амперметр, омметр.

Ученые 19 века: Ампер, Вольт, Ом, Герц, Фарадей.

Закон Ома и его практическое применение для участка цепи.

Понятие о переменном токе и его основных параметрах (период, частота, амплитуда).

Авометр — первый измерительный прибор. Назначение и использование авометра в радиолюбительской практике. Правила обращения с ним при измерении напряжения тока и сопротивления.

Практическая работа

Ознакомление с устройством гальванических элементов.

Измерение тока в цепи, падения напряжения на участках цепи, расчет сопротивления участка цепи.

Выполнение графических электроэлементов с помощью линейки, трафаретов и от руки. Демонтаж радиоаппаратуры. Пайка соединений.

Тема 3. Элементы радиотехники

История возникновения радиотехники. А.С. Попов, русский ученый, изобретатель радио. Устройство, электрические свойства и назначение резисторов, конденсатора, катушки индуктивности.

Устройство микрофона, головных телефонов, динамической головки. Знакомство с трансформатором, электромагнитным реле.

Элементы индикации и сигнализации: газоразрядные индикаторы, полупроводниковые излучающие приборы, знаковые и цифровые индикаторы.

Кнопки, переключатели. Типы, назначение, характеристики и применение.

Условные графические обозначения радиотехнических элементов на схемах, практика черчения. Практическая работа

Измерение сопротивления резисторов с помощью авометра (омметра). Демонтаж радиоаппаратуры (при наличии). Отработка приемов пайки.

Расчет суммарных сопротивлений и емкостей последовательно и параллельно соединяемых резисторов, конденсаторов.

Сборка и проверка работы простейшего устройства для двусторонней связи.

Выполнение графических изображений радиотехнических элементов с помощью линейки, трафаретов и от руки.

Тема 4. Детекторный радиоприемник

История возникновения радиотехники. А.С. Попов — русский ученый, изобретатель радио.

Принципы радиосвязи. Колебательный контур, резонанс и его использование при приеме сигналов радиостанций. Катушки индуктивности, их разновидности и способы изготовления.

Марки обмоточных проводов.

Практическая работа

Изготовление нескольких разновидностей детекторных приемников, опыты с ними.

Тема 5. Антенна и заземление

Электромагнитное поле. Длина волны и ее зависимость от частоты колебаний переменного электромагнитного поля.

Частоты, на которых ведется радиовещание в диапазонах длинных (ДВ), средних (СВ), коротких (KB), ультракоротких (УКВ) волн. Максвелл, Фарадей, их роль в развитии радиотехники. Назначение антенны и заземления.

Примеры основных типов антенн: штырьевых, ферритовых, комнатных, наружных. Достоинства их и недостатки. Применение их в зависимости от условий радиоприема.

Практическая работа

Изготовление комнатной антенны, проверка ее эффективности.

Изготовление наружной антенны. Заменитель внешней антенны — металлическая труба системы отопления.

Тема 6. Полупроводниковые приборы.

Полупроводниковые материалы и их свойства. Применение их и радиоэлектронике. Современные направления радиоэлектроники. Электропроводимость «р» и «п» типов. Понятие о «р—п» переходе.

Диод — односторонний проводник тока. Схематическое устройство и принцип действия точечного и сплавного диода.

Маркировка, основные параметры и применение полупроводниковых диодов в радиоаппаратуре. Стабилизатор: назначение, принцип работы. Светодиоды.

Транзистор — трехэлектродный полупроводниковый прибор, его назначение. Схематическое устройство и принцип работы биполярных транзисторов структур «p-n-р» и «n-p-п» типов.

Графическое изображение транзисторов разных структур на принципиальных схемах.

Полярность подключения источников питания. Способы включения биполярных транзисторов в каскадах радиотехнических устройств: по схеме с общим эмиттером (ОЭ), по схеме с общим коллектором (ОК), по схеме с общей базой (ОБ). Понятие о входном и выходном сопротивлении транзисторного каскада. Работа транзистора в режиме усиления и переключения.

Классификация и маркировка биполярных транзисторов широкого применения. Полевой транзистор: схематическое устройство, принцип действия, обозначение на схемах. Применение полевых транзисторов.

Практическая работа

Знакомство с различными конструкциями диодов, транзисторов.

Опыты, иллюстрирующие свойства диодов, работу биполярного транзистора в режиме усиления и переключения. Измерение прямого и обратного сопротивления диода омметром. Проверка работоспособности транзисторов с помощью авометра. Изготовление транзисторного пробника.

Тема 7. Простые транзисторные усилители

Усилитель звуковой частоты (34) — составная часть радиоприемника, телевизора, магнитофона и других устройств.

Назначение элементов в одно-, двух-, и трехкаскадных усилителях 34.

Усилитель напряжения и усилитель мощности. Принцип действия двухтактного усилителя мощности.

Основные характеристики УЗЧ: выходная мощность, сопротивление нагрузки усилителя, чувствительность, полярность источника питания Практическая работа

Техника монтажа, методы проверки и налаживание усилителей.

Изготовление   простейшего   усилителя   звуковой   частоты   на   транзисторах.   Поиск неисправностей в УЗЧ.

Изготовление двустороннего телефона.

Тема 8. Простейшие транзисторные приемники

Принцип работы приемника прямого усиления. Усилительные каскады высокой частоты (УВЧ).

Усилительные каскады звуковой частоты (УЗЧ). Работа амплитудного детектора. Полоса пропускания приемника.

Разработка и конструирование учебно-демонстрационных пособий по радиотехнике. Изготовление автоматических устройств, электронных игр.

Практическая работа

Изготовление приемников прямого усиления на одном, двух и трех транзисторах, а также с использованием полевого транзистора. Вычерчивание принципиальных схем. Макетирование.

Тема 9. Понятие об интегральных схемах и их применении

Интегральные микросхемы — миниатюрное электронное устройство. Их применение в современной радиоэлектронике. Знакомство с аналоговыми и цифровыми микросхемами широкого применения. Использование в любительских радиотехнических устройствах.

Практическая  работа

Демонтаж учебных плат. Чтение и изображение микросхем на принципиальных схемах.

Тема 10. Практикум начинающего радиолюбителя

Изготовление конструкций, доступных по уровню сложности воспитанникам первого года  обучения  и расширяющих их познания в области радиоэлектроники.

Работа с источниками  технической информации. Выбор схемы радиотехнического устройства, планируемого для конструирования. Возможные изменения и дополнения.

Выбор способа монтажа. Компоновка и монтаж деталей на плате.

Настройка и регулирование изготовленного радиотехнического устройства с помощью измерительных  приборов. Внешний вид и конструкция футляра (корпуса) будущего прибора  или устройства, удобство пользования им.

Тема 11. Подведение итогов

Выставка конструкций, их авторская демонстрация. Защита проектов. Поощрение наиболее активных воспитанников.

Примерная тематика рефератов, докладов, проектов

Воспитанники 1 года обучения должны знать:

- меры  безопасности  при работе в лаборатории;

- основные электрические величины;

- закон Ома и его практическое применение для участка цепи;

- сведения о переменном токе и его основных параметрах (период, частота, амплитуда);

-  частотный диапазон радиовещания;

- роль ученых Максвелла, Фарадея, Ома, Герца, Попова в развитии радиоэлектроники;

-  устройство полупроводниковых приборов;

- принцип работы приемника прямого усиления;

- назначение интегральных микросхем, их использование в радиолюбительских устройствах.

Уметь

-  качественно и правильно производить пайку и монтаж радиоэлементов;

- стать простейшие принципиальные схемы радиоустройств;

- разрабатывать и изготовлять печатные платы простейших РЭУ;

- пользоваться справочной литературой.

Литература

1. Бессонов В. Кружок радиоэлектроники. — М.: Просвещение, 1993.

2. Борисов В. Кружок радиотехнического конструирования.

3. Варламов Р. Мастерская радиолюбителя. // Радио и связь, 1983.

4. Галкин В. Начинающему радиолюбителю. — Минск, 1995.

5. Гуревич Б., Иваненко Н. Справочник по электронике для молодого рабочего. // Высшая школа, 1987.

6. Иванов Б. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. — M., 1992. Комский Д. Кружок технической кибернетики. — M.: Просвещение,

8. Программы для внешкольных учреждений. Технические кружки по электронике, микропроцессорной технике. — M.: Просвещение, 1987.

9. Путятин Н. В помощь начинающему радиолюбителю. — M.: Энергия, 1980.

10. Фролов В. Язык радиосхем. // Радио и связь, 1989.

11 Эндерлайн Р. Микроэлектроника для всех. - M.: Мир, 1989.

Тематический план

п/п

Тема

 

 

Количество часов

 

теоретич.

практич.

всего

1

Введение

1

 

1

2

Элементы электротехники

1

1

2

3

Элементы электротехники

2

3

5

4

Детекторный радиоприемник

1

3

4

5

Антенна и заземление

1

1

2

6

Полупроводниковые приборы

2

2

4

7

Простые транзисторные усилители

2

4

6

8

Простые транзисторные приемники

1

3

4

9

Понятие об интегральных схемах и их применениях

3

7

10

 

10

Практикум начинающего радиолюбителя

3

27

30

11

Подведение итогов работы

2

 

2

 

Всего:

19

51

70

 

В программу «Радиотехническое конструирование» внесены изменения за счет теоретических и практических занятий по темам:

Полупроводниковые приборы

Простые транзисторные усилители

Простые транзисторные приемники

Практикум начинающего радиолюбителя

 


 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата урока

Тема занятия

Примечание

 

1.

 

Введение

 

2.

 

Элементы электротехники

 

3.

 

Элементы электротехники

практическое занятие

4.

 

Элементы электротехники

 

5.

 

Элементы электротехники

 

6.

 

Элементы электротехники

практическое занятие

7.

 

Элементы электротехники

практическое занятие

8.

 

Элементы электротехники

практическое занятие

9.

 

Детекторный радиоприемник

 

10.

 

Детекторный радиоприемник

практическое занятие

11.

 

Детекторный радиоприемник

практическое занятие

12.

 

Детекторный радиоприемник

практическое занятие

13.

 

Антенна и заземление

 

14.

 

Антенна и заземление

практическое занятие

15.

 

Полупроводниковые приборы

 

16.

 

Полупроводниковые приборы

практическое занятие

17.

 

Полупроводниковые приборы

практическое занятие

18.

 

Полупроводниковые приборы

практическое занятие

19.

 

Простые транзисторные усилители

 

20.

 

Простые транзисторные усилители

 

21.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

22.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

23.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

24.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

25.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

26.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

27.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

28.

 

Простые транзисторные усилители

практическое занятие

29.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

 

30.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

 

31.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

32.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

33.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

34.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

35.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

36.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

37.

 

Понятие об интегральных схемах и их применениях

практическое занятие

38.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

 

39.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

 

40.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

 

41.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

 

42.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

43.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

44.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

45.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

46.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

47.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

48.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

49.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

50.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

51.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

52.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

53.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

54.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

55.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

56.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

57.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

58.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

59.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

60.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

61.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

62.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

63.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

64.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

65.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

66.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

67.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

68.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

69.

 

Практикум начинающего радиолюбителя

практическое занятие

70.

 

Подведение итогов работы

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы по курсу «Радиотехническое конструирование

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы по курсу «Радиотехническое конструирование

Программа рассчитана на 1 год обучения (70 часов) и предназначена для учащихся 6-11 классов

Программа рассчитана на 1 год обучения (70 часов) и предназначена для учащихся 6-11 классов

Выполняя специальные задания, воспитанники приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения и навыки, необходимые для монтажа и сборки радиоэлектронной аппаратуры, которые закрепляются в дальнейшем во время…

Выполняя специальные задания, воспитанники приобретают общетрудовые, специальные и профессиональные умения и навыки, необходимые для монтажа и сборки радиоэлектронной аппаратуры, которые закрепляются в дальнейшем во время…

Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения курса и самостоятельного изучения

Учебные пособия и литература, рекомендованные для освоения курса и самостоятельного изучения

Элементы индикации и сигнализации: газоразрядные индикаторы, полупроводниковые излучающие приборы, знаковые и цифровые индикаторы

Элементы индикации и сигнализации: газоразрядные индикаторы, полупроводниковые излучающие приборы, знаковые и цифровые индикаторы

Фарадей, их роль в развитии радиотехники

Фарадей, их роль в развитии радиотехники

Практическая работа Знакомство с различными конструкциями диодов, транзисторов

Практическая работа Знакомство с различными конструкциями диодов, транзисторов

Тема 9. Понятие об интегральных схемах и их применении

Тема 9. Понятие об интегральных схемах и их применении

Максвелла, Фарадея, Ома, Герца,

Максвелла, Фарадея, Ома, Герца,

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Понятие об интегральных схемах и их применениях практическое занятие 35

Понятие об интегральных схемах и их применениях практическое занятие 35

Практикум начинающего радиолюбителя практическое занятие 57

Практикум начинающего радиолюбителя практическое занятие 57
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023